Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
19-09-2008 13:22
 
"ЖИВОЙ ЖУРНАЛ Д-РА МАГЕРОВСКОГО": Пятый Всезарубежный Церковный Собор. Об именах и титулах

Подходит время V-го Всезарубежного Собора. По-моему, нам подошёл час подумать о том, что этот Собор обязательно должен будет сделать.

Мне кажется, самым главным и самым обязательным для нашего Собора будет ещё раз внятно объяснить, что мы совсем не являемся какой-то другой или новой церковью, а единственным и истинным продолжением исконной РПЦЗ, берущей своё начало в Югославии, в Сремских Карловицах в 1921, действуя, в общем, в исполнение Указа № 362 (1920 г.) св. Патриарха Тихона. Наше же отношение к прошлой РПЦЗ таково, что до 17 мая 2007 г. мы признаём все её законные и законно сделанные постановления и являемся никак не ограниченными каноническими и юридическими её продолжателями и наследниками после этой даты.

Поэтому, по-русски, наше название останется то же, но предпочтительно, с добавлением слова "исконная" перед сочетанием букв "РПЦЗ", чтобы как-то отличать нас от "раскольной" и "сергиянской" "РПЦЗ", которая ушла в сергиянский "раскол" по собственному желанию. Та же упорно отказывается добавлять в своё название буквы "МП" ("Московская Патриархия"), которое теперь более соответствует её реальному положению, если она настаивает на оставлении букв "РПЦЗ" в своём названии. Конечно, гораздо лучше бы было, если бы они избрали какое-то другое, новое название, которое бы более отвечало их новой принадлежности после 17 мая 2007 г. Но, видимо, им это не особенно выгодно.

В нашем же названии по-английски, возможны два написания. Почему-то, с самого своего начала, тогда ещё неушедшая в раскол "Синодальная" Церковь установила своим английским написанием названия довольно корявое "Russian Orthodox Church Outside of Russia" или "ROCOR", "Русская Православная Церковь вне пределов России", которое она оставила и после своего ухода в раскол 17 мая 2007 г. Она употребляет его и в данное время. Но возможно и другое написание, более благозвучное по-английски, чем предыдущее, "Russian Orthodox Church Abroad" или "ROCA", "Русская Православная Церковь Зарубежом", от которого они почему-то отказались. Именно оно нам сейчас больше подходит и будет весьма хорошо отделять одну церковь от другой, никак не поступаясь идентичностью текста, что нам очень важно. Это нам надо будет установить Соборно.

Также возникают некоторые затруднения с такими терминами как "Архиерейский Синод" и "Архиерейский Собор", и "синодальный". Нам обязательно нужно будет как-то отделять "наш Синод" и "наш Собор" от "ихнего", подмётного. Поэтому, мне кажется, нам следует прибегнуть к какому-то другому наименованию нашего высшего церковного органа. На счастье, тут мы можем опять-таки обратиться к св. Тихону и установленному им и Поместным Собором 1917-18 гг. названию "Высшее Церковное Управление — ВЦУ". Оно означает совокупность Архиерейского Синода и, в некоторых случаях, Архиерейского Собора, под председательством Предстоятеля или лица, заменяющего его. Опять, в "домашних" делах", pro domo sua, мы можем употреблять наши исконные названия, но во всём же, что поступает во внешний мир, нам надо пользоваться новым для нас термином — ВЦУ. Это, также, нам надо будет установить соборно.

Так же, в духе соборности, установленной тем же Поместным Собором 1917-18 гг., существовал параллельный с ВЦУ, Высший Церковный Совет, который насчитывал около сотни-другой членов, из епископов, одного монашествующего, представителей "белого" духовенства и мирян. Не помню сейчас, председательствовал ли в нём сам Предстоятель или же особый Митрополит, или лицо, назначенное им. Все дела, прямо не относящиеся к узко церковной стороне жизни, которая оставалась исключительной прерогативой ВЦУ, подпадали под его ведение. Решения должны были быть большинством голосов в обоих органах, ВЦУ и ВЦС. В случае неполного согласия, дело передавалось в Согласительные Комиссии ВЦУ и ВЦС, чтобы так достичь единого мнения. ВЦС, по-моему, просуществовал до 1922 г., когда был расформирован по воле большевиков, но его деятельность становилась всё более и более затруднительной с самого начала, благодаря деятельности "Комитетов воинствующих безбожников". Употребление ВЦУ и ВЦС нам также следует установить соборно, с указанием на порядок, установленный св. Тихоном.

До перехода к делам касательно отношений к нашим "осколкам" и, вообще, другим церквам, нам также надо точно установить наше отношение к "Акту о каноническом общении", принятом и обнародованном Архиерейским Синодом РПЦЗ МП, 17-го мая 2007 г., как и — в общем — ко всему "Четвёртому Всезарубежному Собору". Мне кажется, что нам надо было бы открыто денонсировать этот "Акт", основываясь на его более или менее детальном поверхностном анализе и также обстоятельном попараграфном разборе его внутренних противоречий, как и определить, что в этом Соборе ещё можно спасти, а что надо было бы полностью отбросить. Об этом, пожалуй, стоило бы даже позже написать отдельную статью.

Следующим важным вопросом, нуждающимся в освещении, будет изложение нашего отношения к псевдо-"осколкам" "РПЦЗ" и другим раскольным или самосвятским "церквушкам", а также и конкретных путей, посредством которых они могут снова войти с нами в "молитвенное общение". Это уже было вкратце изложено в соответствующем недавнем Постановлении ВВЦУ, но стоит его более обширно и внятно повторить на Соборе. То же самое касается и переходящих к нам бывших членов МП. Надо добавить, что на перехождение к нам любого человека другой юрисдикции с епископским достоинством, как и все вопросы, касающиеся нашего принятия какого-либо епископа в сущем сане или же присоединения к какой-либо другой юрисдикции или Церкви, обязательно должны иметь согласие не только ВЦУ, но и ВЦС, который может поставить для них добавочные требования.

Помимо чисто церковных вопросов и дел, как например, канонизация покойного Митрополита Филарета и другие, это, кажется нам, главные церковно-административные вопросы, которые должны быть обязательно поставлены на утверждение нашим Собором. Но есть ещё целый ряд вопросов более или менее второстепенных, которые также будут, рано или поздно, нуждаться в разрешении. Это только набросок, детальное же их описание, думается, последует.

Также, приходит мне в голову, что было бы, по-моему, очень полезно, если бы состав Собора был ознакомлен в общих чертах с решениями Поместного Собора 1917-18 гг., потому что он был собран после Февраля 1917 г., уже после падения монархии и, таким образом, отразил собой как само изчезновение монархии, так и относительно кратковременный "демократический" режим, созданный т.н. "февральской 'бескровной' революцией". Надо сказать, что "обновлённая" Православная Церковь, образованная в результате этого Собора, послужила бы, если ей это было бы дозволено, своим логическим продолжением в государстве скорее уже являющимся "демократией", чем упразднённой "монархией", если бы не совершилась "октябрьская 'большевицкая' революция" в 1917 г. Таким образом, Церковь бы плавно вошла и могла бы дальше постепенно развиваться в новой и демократической России. К сожалению, этого не случилось, и "Синодальный" метод был снова возвращён как заграницей в РПЦЗ в1921 г., но только без отсутствующего "Императора" (что, возможно, и вызвало патологию, приведшую к полному изчезновению "сдерживающего начала" и событий 17-го мая 2007 г.), так и в более изуверской форме—у себя дома, на территории СССР в 1927-1942 гг., сначала подсобно, в псевдо-официально "поддерживаемой" "тучковской церкви", а затем уже, после сентября 1943 г.—в "сталинской" "Московской Патриархии".

Самое лучшее, я думаю, это открыть в Комментариях на эту статью список возможных тем и причин, которые побуждают вас поставить какой-то вопрос на обсуждение Собором. Пожалуйста, будьте кратки в своём изложении вопроса, но не забудьте указать причины, побудившие вас выставить это дело для обсуждения. Окидывая всё предыдущее, что нам надлежит проделать, общим взглядом, кажется, что уже предложенный список вопросов для обсуждения довольно обширный, и займёт довольно много времени, но—тем не менее—можно будет попробовать его немного и дополнить.

Евгений Магеровский,

"ЖИВОЙ ЖУРНАЛ", 18 сентября 2008 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]