Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
04-06-2008 11:12
 
"ГАЗЕТА.RU": Православные котята в добрые руки Меньше всего в своих «Записках попадьи» Юлия Сысоева хотела представить православных в России как странноватое религиозное меньшинство, однако такими они у нее и получились

Меньше всего в своих "Записках попадьи" жена священника Юлия Сысоева хотела представить православных в России как странноватое религиозное меньшинство. Тем не менее такими они у нее и получились.

Юлия Сысоева называет себя "современная матушка". Кто не знает: матушка – жена батюшки. Супруга православного священника в России. Матушка Сысоева села за компьютер с искренним желанием рассказать о том, чем живет сегодня русское духовенство на уровне приходских батюшек, дьяков и семинаристов. Поспорить с некими "агрессивно настроенными против церкви гражданами".

Текст получился несколько путанный, наивный, болтливый и простодушный (порой до глупости). Местами напоминает дурно составленный сборник семинаристских анекдотов и баек, то вдруг сбивается на лубок и сказку ("жили-были", "долго ли коротко ли"). Иногда пробивается какими-то дикими житийными мотивами.

Читать все это без досады трудно.

Тем не менее для уверенного знакомства с православной повседневностью "Записки попадьи" источник весьма ценный.

Декларативно отказываясь обсуждать "темные стороны жизни священничества", пряча героев своих рассказов за вымышленными именами, матушка Сысоева в своем стремлении несколько приподнять образ современного поповства, кажется, помимо воли рисует реальную картину жизни семей провинциальных священников.

Картина эта, надо сказать, печальна и уныла.

Вера православная запрещает аборты и контрацепцию. И потому матушки рожают в среднем раз в два года. Пять детей в семье – норма. В консультациях и роддомах смотрят на них, часто рожающих, косо, как на приезжих с юга. На улицах и в общественном транспорте в спину многодетной матушки летят всякие обидные слова насчет плодовитости нищих.

В православную гимназию дети священника попасть не могут из-за дороговизны. Триста долларов в месяц за обучение одного поповского отпрыска – сумма неподъемная, так как средняя зарплата священника небогатого (а таких в России подавляющее большинство) прихода не выше зарплаты врача или учителя.

Жилья казенного у церкви нет, так что батюшка с матушкой и многочисленными детьми ютятся часто в брошенных развалившихся избах, где дымит печка и течет крыша. Единственный дополнительный источник дохода – плата за "требы" (причащение больных, освящение домов и т. д.) Но и этот доход в сельских приходах скуден, так как прихожане (да и вообще русские религиозные люди – обобщает автор), как правило, бедны.

Сама Сысоева – матушка довольно продвинутая.

Работает в рекламном агентстве. Ездит на машине, по-бюджетному называемой "иномаркой". Не пренебрегает модной одеждой. То есть из первых рук продвинутой попадьи вполне можно было ожидать каких-то примет нового, модернизированного, считающегося с современными реалиями православия. Но этого не происходит. Потому что примет подобных не имеется. И то, что есть среди матушек вот такие, разделяющие гламурные заботы рядовых жен бизнесменов и при этом блюдущие посты, обряды и запреты, доказывает только, что "религиозным" сегодня может быть всякий человек. Но общество в России как было, так и остается от религии далеким. И потому описываемые в книге священники, их жены, знакомые и прихожане – это такие чудаки, предмет возможного умиления, но уж точно не подражания.

Религиозные православные люди в записках попадьи – хоть и многочисленное, но маргинальное сообщество.

В иных приходах довольно закрытое, кучкующееся вокруг батюшки, как вокруг некоего гуру. В других – открытое, живущее по своим законам, но ничего общего с так называемым "православным большинством", вспоминающим о вере дважды в год – на Рождество и Пасху, не имеющее. У них своя жизнь, где на приходской доске объявлений приглашения турфирм, организующих паломничества по святым местам, соседствуют с обещанием отдать "православных" (родившихся в соответствующей семье) котят в добрые руки.

Характеры многочисленных знакомых матушки Сысоевой священников не лишены некоторой приятности. Симпатичен отец Михаил (прозванный Майклом), сумевший одернуть местного авторитета, задиравшего его матушку. Вызывает сострадание мыкающийся по углам с тараканами многодетный отец Александр. Почти анекдотичен непомерных размеров отец Хулагу, который как выпьет, непременно пускается в пляс и поет песни почему-то на иврите.

Живут в бедности, служат и ходят по требам с утра до ночи.

Благодарят господа за испытания. Не громят выставки художников и не учат вере европейцев. Миссионеры в собственной стране.

По мере знакомства с подобными типами, с бытом и заботами самой авторши-попадьи и заметным ростом симпатии к "религиозным людям" растет и убеждение, что любые попытки примерить к мирскому большинству эту жизнь со служением Господу, бесчисленными постами, многодетством и почти неминуемой нищетой – занятие как минимум бесполезное.

И, скорее всего, эти вот, по всем исследованиям, 2% православных, живущих религиозной жизнью, – потолок, и перерасти его просто некем.

В сущности, истинно верующие люди в России как были, так и остаются чудаками. Из тех, кому почти не было места в прошлой жизни. И в новой, несмотря на отстроенные храмы, его особо не прибавилось. К ним постепенно привыкают и перестают показывать пальцами. Но стать похожими на них не спешат и не стараются.

Да и с чего стараться? Слишком мало у православной веры общего с жизнью современной России. Вот о чем, хотела того Юлия Сысоева или нет, получилась ее книга.

Владимир Цыбульский, 3 июня 2008 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]