Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
29-10-2007 14:10
 
"ТРУД-7": Быть или называться. Чем озабочены тюменские религиоведы?

В последнее время все чаще появляются публикации, так или иначе анализирующие ситуацию в современной духовной жизни области, а точнее, ее межконфессиональном пространстве. В частности, вопросам "духовной войны" посвящается недавно опубликованная в "Сибирской православной газете" обобщающая статья профессора кафедры религиоведения ТГНГУ С.П. Суровягина под заголовком "Поговорим начистоту". Автор рассуждает о целом ряде важнейших проблем, которые, вне всякого сомнения, требуют глубокого анализа и пристального внимания ученых. Профессор кафедры религиоведения) озабочен "травлей" священников РПЦ, которая в его статье органически связана с "клеветой на религиоведов".

Настоятельно требует ответа один-единственный вопрос: при чем здесь религиоведение? Апеллируя к объективности и научности, автор постоянно использует в качестве аргумента историческую истину, но как-то крайне специфически, поскольку при этом он ссылается на "научные" православно-теологические, а не религиоведческие источники. Профессор-религиовед обращается с историческими фактами вполне в традиции идеологии РПЦ, утверждая, что в русскую нравственно-психологическую почву "греческое христианство легло как в родное лоно, и заколосилась Русь новой, из души народа идущей культурой – православной". В этой цитате предельно явственно видны и противоречия (новой культурой заколосилась Русь, значит, была и старая, древнерусская, политеистическая культура, поскольку сама-то православная культура отнюдь не новое явление, не на Руси рожденное, она нова лишь для русской культуры), и игнорирование известных исторических свидетельств в пользу отнюдь не такого уж гладкого процесса "крещения Руси".

Если судить по историческим источникам, христианизация Руси проводилась, во-первых, не по воле народа, а "сверху", государственной реформой, не спросясь народа, а во-вторых, христианизация проводилась в течение нескольких веков, на протяжении которых многонациональный народ с большим или меньшим успехом сопротивлялся этой реформе. Чтобы убедиться в специфике массового крещения, достаточно, к примеру, обратиться к историческим документам о крещении коренных народов Тюменского Севера. Да и само русское православие отличается от греческого (византийского) именно тем, что сохранило древнерусские политеистические культурные традиции (святки, семик, масленицу и т.п.), а жестокий церковный раскол в ХVII в. свидетельствует опять же о нежелании народа корректировать древнерусские (ставшие "древлеправославными") обряды по греческому образцу, что и породило движение старообрядцев.

Вернемся к собственно религиоведческой теме, которая обозначена в рассуждениях о "духовной войне". Разве требуется еще кому-то объяснять, что православного религиоведа не бывает, как не бывает и мусульманского, протестантского и т.п. Религиовед, как и любой ученый, любой специалист, может иметь религиозные убеждения в личностной, но не в профессиональной сфере, где такие убеждения неуместны, если он профессионал.

Для религиоведа, в отличие от богослова и "вероведа", любая идея Бога и любая религиозная истина паритетны, будь то истина язычника, мусульманина, пятидесятника, католика, иеговиста, вайшнава и т.п., тем более что в мире насчитывается несколько тысяч таких истин, а в России – более сотни. Как известно, в Тюменской области официально зарегистрированы религиозные организации, принадлежащие двум десяткам конфессий. Дело религиоведа – не защищать одну конфессию от другой, а изучать и анализировать специфику религиозных течений, проводить экспертизу интолерантных и экстремальных явлений на религиозной почве, развивать межконфессиональный диалог..

Вопрос о религиозной толерантности непрост и неоднозначен, эта тема уже не раз и не два обсуждалась в различных ракурсах. Автор статьи не дает религиоведческого ответа на вопрос, почему священники РПЦ не участвуют в межконфессиональном диалоге с протестантами, вайшнавами, иудеями и др.? Почему отказываются участвовать в круглых столах и встречах с представителями других христианских конфессий, а также в совместных социальных проектах? Если по вероисповедным, церковным, религиозным мотивам, в соответствии с документами РПЦ (в частности, документом "Основные принципы отношения РПЦ к инославию", 2000 г.), то вывод напрашивается только один – об интолерантности православной идеологии, а если по иным причинам, то почему они не анализируются в открытом религиоведческом дискурсе?

Что касается религиоведческой толерантности, то и здесь не все благополучно. К сожалению, статья демонстрирует отнюдь не толерантное стремление не только расставить конфессиональные приоритеты в пользу РПЦ, в частности, как единственной защитницы закона, но и побольнее задеть протестантов. Пафос защиты священников РПЦ строится на аргументах, далеких от толерантности и объективности, однако постулируемых как принципиальные ("начистоту") и "объективно-научные". Названное голословным обвинение "религиоведами-неучами" священников РПЦ в нетолерантности перестает казаться голословным после внимательного прочтения столь предвзятой и нелояльной к инакомыслию публикации.

На протяжении последних лет автору этих строк в силу своих научных интересов приходилось нередко выступать с религиоведческими докладами на международных и всероссийских научных форумах профессиональных религиоведов (на секции философии религии философского конгресса в Москве-2005, секции социологии религии социологического конгресса в Москве-2006, международной теоретической конференции религиоведов в Санкт-Петербурге-2006, научно-практической конференции сибирских религиоведов в Новосибирске-2005 и др.), где, к удивлению и сожалению, ни разу никто из религиоведов выпускающей кафедры религиоведения ТГНГУ не выступал и не интересовался профессиональными проблемами и опытом коллег, руководителей ведущих российских кафедр.

Не имея публикаций в российском научном журнале "Религиоведение", ученые тюменской кафедры религиоведения, вместе с тем, регулярно публикуются в православных изданиях. Очевидно, у этой кафедры собственный (православно-теологический) путь в религиоведении, собственная (православно-теологическая) методология религиоведения, не стыкующаяся с мировыми классическими и отечественными научными традициями. Отсюда и употребление оригинально-самобытных "религиоведческих" терминов ("духовная война", "тюменский протестантизм", "русские славяне", "осатанение значительного слоя молодежи", "научная критика неоязычников", "колорит адвентистов седьмого дня" и т.п.).

Какой научно-религиоведческий багаж и методологический опыт имеет за плечами, какую научную истину и о какой религии печется новорожденная кафедра религиоведения ТГНГУ в своей учебной и просветительской деятельности? Каких специалистов скоро выпустит? О каком религиоведческом профессионализме идет речь применительно к кафедре, рожденной и действующей "по благословлению" и в тесном сотрудничестве с Тобольско-Тюменской епархией РПЦ? Ответы на эти вопросы сколь очевидны, столь и дискуссионны, все зависит от плоскости рассмотрения. Как бы то ни было, вряд ли целесообразно и допустимо смешивать религиоведческие и вероисповедные (конфессиональные) знания, выдавать собственный субъективный взгляд на вещи за объективно-научный и единственно верный, в эмоциональном полемическом задоре наклеивая ярлыки и подменяя понятия.

О какой религиоведческой непредвзятости и научной беспристрастности (объективности) может идти речь, если любая публикация религиоведов кафедры ТГНГУ так и кипит межрелигиозными страстями, пронизана сверхкатегоричными выводами-поучениями? В конце концов, так и остается загадкой, при чем здесь религиоведение, если речь идет о защите своей веры и убеждений? Назваться религиоведом и быть им, соответствовать такому статусу – две большие разницы.

Марина Ересько - кандидат философских наук, доцент Тюменского госуниверситета, член экспертного совета погосударственной религиоведческой экспертизе при правительстве Тюменской области, автор более шестидесяти религиоведческих научных и научно-методических публикаций

 № 195-Т, 25 – 31 октября 2007 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]