Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
26-10-2007 17:30
 
"PROUA.COM": Старые, старые сказки. Украинское государство не спешит возвращать церковное имущество

Украинское государство не спешит возвращать церковное имущество. Однако требует от Церкви социального служения и рассказывает ей сказки о том, как она необходима.. 23 октября Государственный комитет по делам национальностей и религий провел круглый стол, посвященный теме возвращения (реституции) имущества религиозным организациям. Сегодня это одна из самых болезненных тем в государственно-конфессиональных отношениях. Украинская власть формально согласилась возвращать национализированное в советский период церковное имущество, но одновременно были выставлены определенные ограничения. Как всегда в подобных делах, таких "но" оказалось немало, тем более, что идет речь о недвижимости, цена на которую быстро растет. Не все так просто. Вопрос возвращения культового имущества, экспроприированного в советское время, ставился еще в первые годы независимости. Неоднократно государство обязывалось вернуть его прежним владельцам, и огромное количество храмов действительно было возвращено верующим в собственность или передано в пользование. Но непростая межконфессиональная ситуация в Украине не позволяла это сделать просто. В зависимости от конфессиональных симпатий чиновников, решавших подобные вопросы, храмы и иное имущество передавались одной определенной религиозной организации.

В начале 90-х гг. в западных областях из-за храмов возникли длительные межконфессиональные конфликты. Конечно, отдать храмы прежним владельцам не всегда было возможным, поскольку конфессиональная карта за годы значительно изменилась. В той же Галичине историческими владельцами храмов были греко- или римо-католики. Но что было делать с многочисленными православными верующими, которые также претендовали на собственность? Решение проблемы путем поочередного использования не всегда выполнялось, часто было мало эффективным или даже еще больше усугубляло конфликт.

С другой стороны, значительная часть бывшего культового и церковного имущества не была вообще возвращена. Особенно того, в котором ныне действовали учреждения образования или культуры или которое представляет особенную коммерческую ценность. В феврале 2002 г. Кабмин выдал постановление, согласно которому такие помещения "могут передаваться им (Церквам) в пользование только после решения вопросов, связанных с переводом учебных заведений, архивных учреждений и учреждений культуры, занимающих эти культовые здания, в другие помещения". А так как часто других помещений учреждениям культуры или образования не предлагалось, то они никуда и не переселялись.

В первую очередь, это, в частности, касается бывших римо-католических зданий. С одной стороны, самих верующих римо-католиков стало намного меньше, чем их было до 1917 или 1939 гг., а с другой стороны - именно прежние костелы часто в прошлом становились, например, органными залами, а многие монастырские помещения оказались в собственности военных. Так, в частности, верующие-католики не могут получить костелы в Киеве, Львове, где действуют органные залы, помещение епархиального управления в Житомире, занятое музеем. А еще более символичной, с точки зрения отношения представителей власти к потребностям верующих, представляется ситуация в Севастополе, где в бывшем костеле действуют кинотеатр и коммерческие фирмы, а в алтарной части функционирует ... общественный туалет. Государство, принимающее законодательные акты относительно возвращения такого имущества, вносило определенные ограничения и не оформляло сам этот процесс как реституцию, то есть возвращение имущества прежним владельцам или их наследникам. Потому много бывших греко-католических церквей оказалось в руках православных, а римо-католические костелы стали собственностью тех же греко-католиков, православных или даже протестантов. Значительное количество православных жемчужин сакрального искусства сохранилось в виде заповедников или музеев и попало в списки тех достопримечательностей, которые не подлежат возвращению, как, например, София Киевская. Редко когда пребывание в одном помещении работников культуры и духовных лиц бывает бесконфликтным.

Еще одна часть храмов, на которые претендуют верующие, очутилась в пользовании или собственности коммерческих организаций. А в последнее время эта проблема стала очень актуальной. Прежнее культовое имущество становится бизнес-офисами, развлекательными комплексами и даже казино. На Ровенщине бывшая синагога была вынесена на аукцион, в результате которого две иудейские общины проиграли коммерческой фирме. Еще не завершился скандал с днепропетровским костелом, который приватизировала иностранная фирма - и начала разбирать. Чуть ли не потерял свой центральный офис в центре столицы Всеукраинский союз баптистов, который верующие получили еще в советские времена, а в течение нескольких лет против них велось уголовное дело с целью захватить помещение.

В конечном итоге нужно признать, что часто возвращенные памятники сакральной архитектуры уничтожали уже верующие. За последние 10-15 лет сгорела значительная часть старинных деревянных храмов в Западной Украине, причем часть из них была преднамеренно подожжена. Казацкие барочные храмы перестраивают под российский синодальный стиль. А в последнее время слышим о многочисленных случаях разрушения в Киево-Печерской лавре. Особенно проблемно, что церковные люди не всегда видят варварство в своих действиях.

Обещалки, или закон, что дышло

В Украине нет четкого и единого законодательства, которое бы регулировало возвращение религиозным организациям отобранного в советские времена имущества. За годы независимости был принят ряд законодательных актов, которые касались этого вопроса, но нередко они входили в противоречие с существующими нормативными актами или были частью заигрывания власти с Церквами. В марте 2002 году, буквально в канун парламентских выборов, президент Леонид Кучма издал известный указ "О неотложных мерах по окончательному преодолению негативных последствий тоталитарной политики прежнего Союза ССР относительно религии и восстановлении нарушенных прав церквей и религиозных организаций", согласно которому Церквам должны были возвратить имущество. Однозначно, это был пиар-ход перед выборами, и этого тогдашний режим не скрывал. Даже первая информация о нем прошла как реклама пропрезидентского блока "За ЕДУ" (Единую Украину - "Портал-Credo.Ru"). Указ был несовершенным, входил в противоречие с другими актами, но по-прежнему церковные лидеры используют его как аргумент.

В июне 2005 года Виктор Ющенко на встрече с членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций поста обозначил решение имущественного вопроса как центральное в отношениях государства и конфессий, что очень обнадежило церковных лидеров. Через несколько дней после этого он дал задание председателям облгосадминистраций решить имущественные проблемы Церквей и жить с ними в мире. Тогда дело опять сдвинулось с места. Однако осенний политический кризис 2005 года приостановил этот процесс.

ОБСЕ также выставила перед Украиной требование урегулировать этот вопрос. В ответ в мае-июне 2006 года был предложен черновой вариант законопроекта, который, по мнению экспертов, делали для галочки. Теперь к нему никто не возвращается. В 2006-2007 гг. депутаты Верховной Рады Владимир Стретович, Александр Турчинов и другие предложили законопроекты, которые должны были урегулировать земельно - имущественные проблемы религиозных организаций. Но тогдашняя коалиция, как и многочисленные депутаты оппозиции, оказались безразличными к нуждам верующих. Символично звучало выступление депутата-социалиста о том, что верующим имущество и земля не нужны, а они нужны церковным иерархам для их меркантильных целей. Весной 2007 года народные избранники зарубили законопроект, который налагал мораторий на приватизацию бывшего культового имущества, еще находящегося в государственной и коммунальной собственности.

В июле этого года лидер партии "Христианско-демократический союз" Владимир Стретович обратился к Президенту Украины с просьбой, чтоб тот издал указ о моратории на приватизацию экс-культового имущества. И неизвестно еще, станет ли эта попытка удачной, поскольку нынешнее руководство секретариата президента к таким делам относится с не слишком большим вниманием. Как стало известно, около месяца этот документ скитался по кабинетам, и до сих пор по нему не принято ни одного решения-реакции. А перед выборами это был бы неплохой шанс для главы государства вернуться к выполнению им же данных обязательств относительно возвращения имущества Церкви и тем самым сделать неплохой пиар-ход. Тем более, что Церкви законно жалуются, что В. Ющенко не выполнил взятых перед религиозными организациями обязательств о возвращении имущества.

Вместо этого, при втором премьерском сроке Виктора Януковича возобновилась традиция фаворитизации УПЦ МП, которой однозначно чаще передавалось имущество и выделялись земли под новое строительство . Передача им культового имущества проходит без эксцессов, в отличие от других конфессий, имеющих проблемы с этим. Так уже второй год длится конфликт вокруг Екатерининской церкви в Чернигове, которую власть передала в пользовании общине УПЦ КП, однако этому противодействуют пикетчики из УПЦ МП. Как исключение может быть обозначен конфликт вокруг Киево-Печерской лавры, которая при содействии вице-премьера Дмитрия Табачника все более и более переходит в пользование УПЦ МП. К слову, передавая имущество одной из Церквей, этот чиновник, которого назначили главой правительственной комиссии по возвращению культового имущества, не гнушается забирать имущество у других Церквей. В частности, опять повисла опасность над одним из корпусов Свято Михайловского монастыря УПЦ КП, куда хотят переселить муниципальную телестудию, на помещение которой на Крещатике, как говорят, положил глаз родной брат Д.Табачника.

Что делать или "а в это время в замке "

Логично, что здания, которые были возведены для молитвы и богослужений, должны были бы принадлежать религиозным организациям. И все, что было в советское время национализировано, должно было бы вернуться его прежним владельцам. Но как их определить? И куда девать тех, кто в настоящий момент находится в этих помещениях? Потому что идет речь не только о прежнем культовом имуществе, но и о другой экс-церковной собственности, например, монастырских кельях, помещениях приходов или епархий. И пока церковники, правительственные чиновники, представители образования и культуры определяют право на эту недвижимость, она тихонько попадает в руки бизнесменов, разрушается и перестраивается. Государственные же мужи требуют от Церквей социального служения и рассказывают им сказки о том, какие они нужны и как государство о них заботится

 Тарас Антошевский

"PROUA.COM", 23 октября 2007 г.

Перевод с украинского "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]