Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
12-03-2007 19:53
 
"ASIANEWS": Мультикультурализм и ислам. Самоубийство Запада и прав женщин

Идеология пресловутого мультикультурализма, то есть безоглядной толерантности в отношении любой культуры и традиции, по сути дела, разрушает европейскую идентичность и противоречит принципу прав человека и, прежде всего, прав женщин. Живым примером этого является возрастающая в Европе толерантность к полигамии. Так, теоретически многоженство запрещено в Италии, как и в Европе в целом. Но все чаще случается так, что во имя мультикультурализма мусульман, заявляющих о себе в европейском правовом контексте как о многоженцах на том основании, что у себя на Родине они состоят в браке с четырьмя женами, мы хоть и скрепя сердце, но принимаем как данность. А ведь это идет вразрез с европейскими законами и конституциями, утверждающими принцип моногамии. Но во имя расплывчатого уважения к другим культурам никакого решения этого вопроса не предлагается.

Толерантность к полигамии

В Италии некоторые "конституционалисты" предлагают для того, чтобы как-то гармонизировать полигамный и моногамный подходы, признавать только одну женщину супругой как таковой, а всех остальных считать сожительницами или "гражданскими женами": это позволило бы разрешить коллизии мусульман, имеющих жену на родине и заведших вторую в Италии. Другие считают, что нужно проводить различия между  двумя видами брака - гражданским, заключаемым в муниципалитете, и религиозным обрядом в мечети, где может быть заключен полигамный брак. При этом, естественно, не учитываются положения итальянского гражданского права, утверждающего принцип моногамии и равенство мужчины и женщины. Подобного рода тенденции распространяются и в Греции. В некоторых районах, где мусульмане составляют большинство, власти руководствуются принципом, согласно которому в действие вступают нормы традиционные для данной группы населения. И хотя в Афинах многоженство не признается, но в районах, где большинство составляют мусульмане, оно возможно, опять же существует во имя уважения другой культуры.

Подобный мультикультурализм наносит серьезный ущерб. С точки зрения здравого смысла, если человек женат в Сенегале на одной женщине, а в Италии на другой, - это нельзя расценивать как моногамию. Но казус в том, что все зависит от того, где зарегистрирован этот акт гражданского состояния - в Италии или за рубежом, что оставляет лазейки для многоженства в Европе. Если итальянец, таким образом, пожелает иметь несколько жен он может просто принять ислам.

Многоженство в Италии запрещено еще и потому, что оно противоречит принципу равенства между мужчиной и женщиной. Было бы полезно для ислама воспринять этот принцип. В исламском обществе женщина не может быть многомужней. Только мужчины имеют подобное " право". Но хотя то, что дозволено женщине, не дозволено мужчине, первая жена все-таки может попросить мужа отказаться от второго брака. Признание моногамии в исламе было бы значительным шагом в деле соблюдения прав женщин.

Женщины имама из Венниссо

Чтобы понять те жестокие условия, в которых находится женщина в исламском мире, я бы хотел обратиться к случаю, который потряс всю Францию и вызвал бурные дебаты. 20 февраля нынешнего года суд решительно отклонил иск алжирца по происхождению, имама мечети в Вениссо около Лиона, шейха Абдулькадера Бузиана, многоженца и отца 16 детей, с 1980 года проживающего во Франции.

26 февраля 2004 года специальным распоряжением главы МВД Николя Саркози имаму было предписано покинуть страну за экстремистские проповеди и призывы к ненависти, однако это распоряжение не было исполнено. 20 апреля в интервью газете "Lyon Mag" имам вновь выступил с женоненавистническими заявлениями и, в частности, заявил. что Коран дозволяет мусульманину в определенных ситуациях бить свою жену, что женщина подчинена мужчине и не равна ему. 23 апреля административный трибунал Лиона отменил распоряжение МВД,  и злополучный имам вновь вернулся в страну 22 мая того же года. А 5 октября 2004 года Государственный совет отменил решение административного трибунала, и на следующий день шейх был депортирован в Оран 9 Алжир). 21 июня 2005 года лионская инстанция повторила свой вердикт о возможности свободного въезда, однако уже 14 октября ему заочно был вынесен обвинительный вердикт. Имам подал апелляцию, которая была отклонена.

Вот некоторые выдержки из нашумевшего интервью шейха Абдулькадера.

"- Как по -Вашему,  женщина равна мужчине?
- Нет. Например, женщины не должны работать вместе с мужчинами, чтобы не соблазниться на супружескую измену.
- Должна ли женщина быть подчиненной мужчине?
- Да, поскольку главой семьи является мужчина. Но он должен быть учтивым по отношению к женщине и не бить ее без причины, не считать рабыней.
- Поэтому Вы и сторонник многоженства?
- Да, мусульманину можно иметь более, чем одну жену. Но не более четырех! Плюс для этого должны выполняться определенные условия.
- Ну, а почему женщина не может иметь более одного мужа?
- А как тогда узнать, кто отец ее детей?
- Вы выступаете за побивание женщин камнями (в оригинале вопрос звучит именно так - "Портал-Credo.Ru")
- Да. Возможность бития женщин зафиксирована в Коране, но только в определенных случаях, например, в случае супружеской измены. Заметьте, однако, что муж не имеет права ее бить по всем частям тела. Нельзя бить по лицу, ниже пояса, в живот, по ногам и ступням. Бить нужно аккуратно, чтобы просто попугать супругу, с тем, чтобы она  более не решилась на подобные проступки".

Коран: бить женщин дозволяется

Многие читатели, конечно, возмутились, но в защиту своей позиции имам привел цитату из Корана. И был прав. Откроем Коран, суру 4, аят 34. Читаем: "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, - поистине, Аллах возвышен, велик!" ( Перевод И.Ю. Крачковского)

На прошлой неделе я наблюдал, как в эфире телеканала аль-Джазира некий имам методично объяснял четыре условия для бития жен. Нельзя их бить по лицу, нельзя бить до кровотечения, нельзя ломать им кости и нельзя бить в присутствии детей. Если все это не действует, мужчина должен идти на крайнюю меру - отказать жене в интимной близости.

Коран также четко обозначает примат мужчины над женщиной. На это указывает 228 аят суры аль-Баккара (Корова): "А разведенные выжидают сами с собой три периода, и не разрешается то, что сотворил Аллах с их утробами, если они веруют в Аллаха и в последний день. А мужьям их - достойнее их вернуть при этом, если они желают умиротворения. И для них - то же самое, что и на них, согласно принятому. Мужьям над ними - степень. Поистине, Аллах - великий, мудрый".

В итальянском мусульманском издании я обнаружил следующий комментарий на слова "мужьям над ними - степень": "Пытаясь адаптировать ислам к современной западной культуре, многие трактуют это в смысле права мужа отказывать в чем-либо жене, права, которым другая сторона не обладает. В реальности же это более серьезная вещь, служащая для поддержания баланса на индивидуальном, семейном и общественном уровне.

Мужчина и женщина - это две взаимодополняющие и сосуществующие друг с другом реальности. Если бы было иначе, Аллах не создал бы Хавву из ребра Адама, а создал бы каждый пол с собственной замкнутой репродуктивной системой и т.п.

Физическая структура мужчин соответствует большей активности в глобальных делах, в то время как женская более адаптирована к рутинному труду и большей устойчивости к боли. Мужская чувственность имеет в большей степени внешнюю направленность, тенденцию к активности общественной и политической. В то же время женская чувственность направлена вовнутрь, на заботу о самой себе и сбережение того, что нажито семьей. Мужская психология - образная, творческая, экспериментальная, любящая риск и настроенная на новизну, утверждение собственного "Я", часто весьма неглубокого и поверхностного. Женский психотип более склонен к конкретике, традиционности, не приемлет риск, настроен на уверенность в будущем и сохранение того, что "мое".

В семейной жизни почитание законов Аллаха и Сунны Его Посланника может создать ситуацию, требующую утверждения власти, которое несколько уменьшает взаимозависимость супругов. Но кроме взаимозависимости есть еще и проблема лидерства в семье и общества, отнюдь не означающего господства или притеснения кого-либо, а также непризнание женского лидерства во многих сферах жизни. Аллах (слава Всевышнему) предназначил правление мужчине".

Этот достаточно умеренный комментарий, написанный обращенным в ислам итальянцем, отражает мнение большинства  исламских улемов, избегая присущих им крайностей. На мужчин и женщин накладываются определенные обязанности, определенные Богом и потому неизменные, и соответствующие их природе. Но эти принципы мало соответствуют законам и конституциям, действующим в Европе.

Заключение

Возможно ли в реальности принять подобное учение во имя принципа уважения культур и религиозной терпимости? Это - серьезная проблема, стоящая перед западными странами. Я не знаю, понимают ли те, кто размахивает знаменем мультикультурализма, какой ущерб они наносят личности. В действительности все более и более явно, что так называемая терпимость к различным культурам становится лишь уступкой более тонким формам расизма. Во имя культурного многообразия все пытаются идти некими окольными путями, не предусматривающими никакого прогресса или улучшения в деле сохранения человеческого достоинства.

Сегодня - время для Европы понять, что религиозные принципы не могут преобладать в гражданском праве и что выше всех форм терпимости - конституция той или иной страны. Если этого не произойдет, то у ислама будут развязаны руки для "колонизации" европейских традиций и обычаев.

Самир Халил Самир, SJ, Бейрут

7 марта 2007 г. 

Перевод "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]