Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
26-10-2002 22:08
 
Татьяна Сенина. ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН СТРАСТОТЕРПЕЦ. Священномученик Александр Жарков (+1997) ЧАСТЬ II: ХРАМОЗДАТЕЛЬ. 5. Каменное чудо

5. Каменное чудо

Итак, храм есть дом Божий, хотя и устрояется из неодушевленных веществ: ибо освящается он божественною благодатью и священнодейственными молитвами. …Где только совершается призывание имени Божия и создавшей все блаженной Троицы — потому что един Бог, — там все свято, все действенно, врачует и спасает благодатию.
Св. Симеон Солунский

Тем летом было и одно очень отрадное событие. 18 июля 1996 года, в день памяти св. преподобномученицы Елисаветы, в строящемся храме состоялась первая служба: накануне всенощная, а в сам день литургия. Всенощную Батюшка служил один, а литургию — вместе с о. Стахием. В то время в храме еще не был настелен пол, стены были — голый кирпич, купол — один деревянный каркас, не покрытый железом, так что служили почти под открытым небом, на голом бетоне, среди лесов, проводов, обломков кирпича и разного строительного мусора. Дождя, к счастью, не было, но погода была очень холодная, так что изо рта шел пар и ноги коченели. Но все были счастливы. Во время службы зажигали иерусалимские свечи, опаленные благодатным огнем от Гроба Господня, которые кто-то привез из Иерусалима в подарок Батюшке.

Батюшка был очень радостный. Всем казалось, что это — начало новой жизни в новом храме, светлой и хорошей...

Та первая служба, может быть, была самая лучшая из всех, которые прошли в новом храме до начала гонения на о. Александра. Потом, когда храм уже официально открылся, было много тяжелого, много искушений — в общем-то, одни скорби были впереди; а тогда, в июле, казалось, что в храме этом будет просто рай земной, и мы все никак не могли дождаться, когда же начнутся постоянные службы...

С 1 сентября 1996 года о. Александр, по его просьбе, был уволен с должности настоятеля церкви Св. Александра Невского, но оставался там старостой до тех пор, пока в епархии не нашли кандидата на настоятельскую должность — а это удалось сделать лишь к концу ноября: видимо, никто не хотел идти настоятелем в бедный, не так давно горевший храм на окраине города, тем более что основная масса прихожан всегда шла в стоявший рядом большой Спасо-Парголовский храм. Атмосфера в храме накалялась, хотя внешне пока все было как будто бы спокойно. Чувствовалось, что это "затишье перед бурей". Батюшка уже почти не служил в Шувалово.

Он весь ушел в строительство. Сам следил за ходом работ, обсуждал со строителями дела, вникал во все; бывало, сам, прямо в рясе, залезал на крышу храма, копал канавы под водопроводные трубы и под кабель, окапывал деревья, которые росли возле храма... Душу свою вложил он в этот храм. Но один раз, ни с того, ни с сего, когда мы с ним встретились у стройки, он сказал мне: "Храм будет построен на крови!" Я не поняла, к чему были эти слова, спросить побоялась, а Батюшка уже больше к этому не возвращался. Но фраза эта оказалась пророческой...

5 сентября 1996 года ночью в храме Св. Елисаветы прогремел взрыв: кто-то, разбив стекло, кинул внутрь гранату через алтарное окно. Разрушения могли бы быть довольно сильными, но Господь покрыл: в алтаре в то время лежал штабель толстых досок, и граната упала в щель между досками и там взорвалась. Несколько досок переломило пополам, осколками была повреждена штукатурка и вылетели стекла алтарных окон. Повреждения эти были быстро устранены. Приезжала милиция, был составлен акт; но виновных так и не нашли. Батюшка потом говорил, что скорее всего это было дело рук сатанистов:[1] если смотреть снаружи, то можно было подумать, что в алтаре уже все сделано, как должно быть в храме; видимо, кидавшие гранату имели именно ту цель, чтобы уничтожить престол, где обычно стоит дарохранительница.

Основные работы по строительству храма были завершены к началу 1997 года. Внутри уже был настелен пол, оштукатурены и покрашены стены и потолок, сделан временный иконостас. Конечно, работы еще было много, но уже можно было начинать служить.

Храм Св. Елисаветы стал единственным построенным за 1995—1997 годы каменным храмом в Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП (если не считать церкви Св. Георгия Победоносца, построенной к 50-летию Победы на городские средства). Многие брались за строительство — через утверждение у главного архитектора города прошло около 150 проектов, — но или отступались перед чрезвычайно трудным делом или... "строили" личные дачи и машины...

Татьяна Сенина: "Для меня это было настоящим чудом. Ведь я все видела с самого начала, когда только крест водрузили на этом месте. Ведь ничего здесь не было, пустырь, свалка... И вот — храм! Даже не верилось... Я каждый день ходила, смотрела, как строят, и радовалась. Почему-то у меня в душе все это время была непоколебимая уверенность, что этот храм непременно станет самым лучшим в городе..."

Я сама не могла понять, откуда у меня такая уверенность, ведь, исходя из здравого смысла, этого никак не могло быть: в Петербурге было множество храмов, в том числе древних, со славной историей, со старинными иконами, с мощами святых, — и наш храм вроде бы никак и ни при каких обстоятельствах не смог бы "тягаться" с ними. Но уверенность была — помимо всяких доводов и рассуждений, так что я даже сама удивлялась…


Предыдущая глава.

Следующая глава.

В начало книги.
 


[1] Покушения сатанистов на храм случались и впоследствии, хотя и не такого масштаба: например, утром 18 ноября 2001 года у входа в храм был обнаружен спиленный с могилы деревянный крест, на котором был распят голубь с отрубленной головой и написано кровью "666".


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]