Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
20-03-2016 06:13
 
Митрополит Василь Липковский (1864–1937). Взгляд тогдашних фарисеев на галилеян и современных фарисеев на украинцев. Анафемы в Неделю Православия. Проповедь в 1-ю Неделю Великого поста [проповедь]

Сегодняшнее Евангелие повествует нам, братья, о начале благовестия Христа Спасителя, когда Христос приобрёл Себе первых последователей. То ещё не были Его апостолы, то ещё были лишь те, которые только заинтересовались Его личностью и Его учением. От Христа они не получали ещё никакого призыва, никакого поручения. Кто же они были? Это были жители Вифсаиды — города на берегу Галилейского озера — Андрей и Иван. Им указал, обратил их внимание на Христа Иоанн, крестивший Его, сказав о Нём: «Это Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира».

Затем Андрей привёл ко Христу своего брата Симона, которого Христос назвал Петром. Иван, вероятно, привёл своего брата Якова. Все они привели ко Христу своего земляка Филиппа, а Филипп — Нафанаила. Так друг друга призывали: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки». А если у кого-то возникали сомнения, тому просто говорили: «Приди и посмотри». Но не все с одинаковым доверием приходили ко Христу, поскольку обращали внимание на то, откуда Он родом.

Тогда уже среди «истинных израильтян» появилось главное основание для непризнания Христа. Когда Филипп сказал Нафанаилу: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки: это Иисус, сын Иосифа из Назарета», — то Нафанаил ему ответил: «Из Назарета может ли быть что-то доброе?» И только когда он пришёл и посмотрел, когда услышал удивительные слова Христа, только тогда он убедился и сказал Христу: «Ты действительно Сын Божий, Ты Царь Израиля!» И потом, когда между «истинными израильтянами» возникали споры о Христе, они больше всего указывали Ему на происхождение из неизвестного Назарета, из тёмной Галилеи.

Однажды, когда первосвященники и книжники в Иерусалимском храме хотели схватить Христа, а слуги их так увлеклись словами Христа, что не захотели Его брать, один из фарисеев, Никодим, за Него заступился, другие же фарисеи говорили Никодиму с презрением: «Может, ты тоже из Галилеи? Исследуй Писание и увидишь, что пророка из Галилеи не бывает» (Ин. 7:52). Галилея, в которой находился город Назарет, была страна, заселённая простым народом (ремесленниками, рыбаками), а фарисеи были уверены, что Христос может выйти только из их рода, из их окружения, только из фарисеев или священников, только из Иерусалима или из его окрестностей. Вот почему они никак не могли признать своим Мессией или даже пророком Иисуса из Назарета галилейского.

Братья! Мы уже христиане, давно уже живём между христианскими народами, так сказать, на христианском небе, под которым не должно быть разницы между евреем и язычником, между рабом и свободным, ибо во Христе все равны. Но до сих пор ещё мы, украинцы, чувствуем к себе презрение «истинных израильтян», современных якобы христиан. До сих пор говорят: из Украины может ли что-то доброе выйти? Там люди тёмные, земледельцы, батраки, — чего хорошего от них можно ожидать?.. Но ещё хуже между нами то, что, по большому счёту, и сам наш народ убеждён, что из него действительно ничего хорошего не может выйти. Мы сами себя не уважаем, сами на себя не можем опереться. Даже простые и ясные слова — «иди и посмотри» — не производят впечатления. И приходят, и слушают, и смотрят, и всё же машут руками: «Э, да разве из нас, украинцев, может быть что доброе?..»

Но для чего же тогда Христос жил в Назарете галилейском, для чего преимущественно трудился там между тогдашними «украинцами», как не для того, чтобы и нам, современным украинцам, показать, что это большой грех, величайшее пренебрежение Его трудами, когда, просвещённые Его учением, не будем уважать сами себя, будем считать себя неспособными к той жизни, которой живут другие народы? Правда, и к нам, украинцам, другие народы не без благожелательности относятся, признают, что мы народ кое в чём способный: народ певучий — хорошие песни у нас, гостеприимный — вкусные блюда и напитки готовим, красивую одежду имеем и даже набожность. И язык наш, иногда говорят они, для бесед и даже литературы простой, бытовой, не совсем плох...

Но о свободной жизни украинцев, о свободной Церкви, о научном или религиозном значении украинского языка, — об этом излишне и говорить: здесь украинцы никогда не смогут обойтись без добрососедской опеки. Так говорят соседи. Печальнее однако, что такого взгляда на свой народ держатся и наши земляки «малороссы»: они являются самыми большими врагами полноты родной жизни нашего народа и готовы любыми средствами такую жизнь подавлять. Но и здесь видно лишь фарисейское презрение «истинных израильтян» к Назарету — к родной Украине, а не братское отношение к украинскому народу настоящих христиан. Это пренебрежение самих себя, своей матери, своего братства. Ох, какая это прискорбная черта нашего народа!

Братья! Фарисеи и первосвященники, презиравшие даже свой простой народ, изрекли о нём ещё одно слово, страшное слово. Когда слуги фарисеев отказались взять Христа, фарисеи, упрекая их, сказали: «Разве уверовал в Него кто-либо из начальников или фарисеев? А этот народ, который не знает закона, проклят он» (Ин. 7:48-49). Сегодня как раз та неделя [воскресенье], когда по старинной традиции Православной Церкви публично в кафедральных храмах произносится анафема, то есть проклятие, отлучение тех, кто чем-либо провинился перед руководителями Церкви. Эта неделя, в которую провозглашаются анафемы, почему-то называется «Неделей Православия», как будто бы в том православие и заключается, чтобы проклинать и отлучать от себя неправославных.

Но мы должны знать откуда идёт этот обычай анафематствования. Эти анафемы происходят от тех законников еврейских, которые объявили проклятие народу за то, что он шёл за Христом, а не за ними. Эти отлучения идут от еврейских первосвященников, которые «сговорились, чтобы если кто признает Иисуса Христом, того отлучить от синагоги» (Ин. 9:22). Однако тех, кого отлучали от себя фарисеи, как раз и призывал к Себе Христос (Ин. 9:34-38). Без сомнения, когда сегодня в славянских церквях будут торжественно провозглашаться анафемы на всех, кто не принадлежит к их кагалу, то это будут анафемы и на нашу родную Церковь, и на наш украинский народ, последовавший за своей Церковью.

Мы же, наша Украинская Церковь, в эту святую неделю, когда современные фарисеи сыплют анафемами и отлучениями, не последуем их неправде, а пойдём за Христом, Который собирал и объединял вокруг Себя тех, кого отлучали от себя фарисеи, и помолимся о единении всех Церквей. Ведь именно в этом главная правда Христова, в этом православие, — не в том, чтобы от себя отвергать, а в том, чтобы всех во Христе объединять. И только тогда, когда под небом христианства уже не будет разницы между народами, не будет разницы между слоями народа, когда будет единство, равенство и братство всех во Христе, — тогда только действительно откроется над нами небо, и мы увидим ангелов, восходящих и нисходящих над Сыном Человеческим, и минёт тьма земли, и перестанут восходить и нисходить к нам слуги этой тьмы...

Помолимся же Господу об истинном братском единении всех Церквей, о том, чтобы скоро пришло на землю Царство Божие! Аминь.

Источник

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]