Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
17-09-2008 15:49
 
А.Юрков. Новозаветная география Палестины. [библеистика]

Галилея (Мф. 3, 13; Мк. 1, 39; Лк. 2, 4; Ин. 1, 43 и т. д.— всего в Евангелиях название упоминается более 30 раз) — греч. Γαλιλαια, арам. qelila, др.-евр. haggalil.

Этимология. Название "Галилея" бытовало еще у живших там до прихода израильских племен ханаанеян. Оно происходит от корня g— l — l со значением "свертывать, скатывать", и его приблизительно можно перевести как "круговорот".

Местонахождение. Галилея лежит на севере Палестины, между Средиземным морем и Тивериадским озером. Северной границей ее в библейские времена была река Литани (араб. Nahrel— litani, на территории современного Ливана), а южной — река Киссон (др.-евр. Qison, на территории современного Израиля). Галилея делится на Верхнюю (северную) и Нижнюю (южную). Верхняя Галилея представляет собой горное плато с вершинами, достигающими 1200 м. Нижняя Галилея — более низменная, она постепенно опускается с севера на юг — от отрогов Ливана до Ездрилонской долины и кое-где перемежается холмами высотой не более 500—600 м.

История. При разделе Ханаана Галилея досталась в удел коленам Завулона, Асира и Неффалима (Нав. 19, 10—16, 26—39). Пришедшими из Египта израильтянами эта ханаанейская область так никогда и не была полностью гебраизирована. Ханаанеи продолжали жить здесь и после прихода израильских племен, свидетельство чему находим в Книге Судей: И Завулон не изгнал жителей Китрона и жителей Наглола, и жили Хананеи среди их и платили им дань. И Асир не изгнал жителей Акко, [которые платили ему дань, и жителей Дора],и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова. И жил Асир среди Хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их. И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди Хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками (Суд. 1, 30—33).

Спустя столетия, во времена царя Соломона (972—932 годы до Р. X.), смешанное израильско-ханаанейское население продолжало жить в Галилее. Соломон даже предложил царю Тирскому Хираму (969—936 годы до Р. X.) договор, по которому он обязался передать последнему 20 галилейских городов с преимущественно ханаанейским населением в качестве платы за поставки ценных пород дерева для строительства храма и дворца в Иерусалиме  (3 Цар. 9, 10—11). После раскола единой державы, происшедшем при преемнике Соломона, его сыне Ровоаме (932—915 годы до Р. X.), Галилея вошла в состав Израильского царства. В северной части Палестины (и в том числе в Галилее) израильтяне настолько подверглись влиянию живших с ними бок о бок ханаанеян, что после политического раскола учинили раскол религиозный, введя в Израильском царстве ханаанейский культ золотого тельца и изгнав левитов — служителей Яхве (3 Цар. 12, 28—31).

Впоследствии исторические события привели даже к усилению веса ханаанейского элемента в населении Галилеи и его преобладанию над израильскими. В 732 году до Р. X. сюда вторглись войска ассирийского царя Тиглатпалассара III (745—727 годы до Р. X., в русском переводе Библии — Феглаффелассар). Значительную часть израильского населения Галилеи ассирийцы насильно переселили в Месопотамию (4 Цар. 15, 29). И впо.лне вероятно, что Тиглатпалассар III, следуя введенной им практике, поселил на земли израильтян, угнанных в плен, колонистов из Ассирии. Пришельцы принесли в Галилею арамейский язык и со временем арамеизировали уцелевшее местное ханаанеиское и израильское население. По-видимому, приверженцев иудаизма в Галилее осталось впоследствии совсем немного, поскольку уже пророк Исайя назвал ее языческой (Ис. 9, 1). И лишь после восстания Маккавеев, начавшегося в 168 году до Р. X., начинается обратный процесс — процесс реиудаизации области (1 Мак. 5, 15, Галилея, как и у Исайи, названа языческой).

В 63 году до Р. X. иудаизированная Маккавеями Галилея вместе со всей Палестиной подпадает под власть Рима. Впоследствии римляне передали ее под управление своего вассала Ирода Агриппы. После смерти иудейского царя Галилея вошла в состав тетрархии одного из его сыновей — Антипы.

С Галилеей связана большая часть земной жизни и проповеднической деятельности Иисуса Христа. Дева Мария и ее муж Иосиф были уроженцами Галилеи. С самого раннего детства жил с ними в Назарете и Иисус. Здесь Он вырос и сюда же после крещения вернулся, чтобы начать Свое служение. 19 из 32 записанных евангелистами притч Он рассказал в Галилее. В Галилее же совершил Он большую часть Своих чудес. Здесь Он произнес Нагорную проповедь (Мф. 5, I—7, 29), и здесь же состоялось Его Преображение (Мф. 17, 1 — 13; Мк. 9, 1 — 13; Лк. 9, 28—36).

Затем в течение многих веков историческая судьба Галилеи неотделима от исторической судьбы Палестины, входившей в состав Византийской империи, Арабского халифата, Иерусалимского королевства крестоносцев, державы турок-османов и ставшей британской мандатной территорией.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, согласно которой бывшая британская подмандатная Палестина получила независимость, а на ее территории создавались два государства: арабское и еврейское. По этой резолюции большая часть Галилеи, населенной арабами, должна была войти в состав арабского государства. Однако в результате арабо-израильской войны 1948—1949 годов израильские войска оккупировали Галилею, и она была включена в состав Израиля. Правящие круги этой страны решили изменить сложившуюся исторически демографическую ситуацию в Галилее и провозгласили курс на ее "иудаизацию". Значительная часть арабов была насильственно изгнана из Галилеи, а на незаконно конфискованных землях стали создаваться еврейские поселения. И ныне арабы, среди которых имеется значительное число христиан, составляют лишь немногим более 50 % ее населения.

На территории современной Галилеи археологами проводились и проводятся интенсивные раскопки библейских мест. Обнаружены развалины Капернаума, Хоразина, Каны Галилейской. Многие из упоминаемых в Евангелиях населенных пунктов сохранились до наших дней: Назарет, Тивериада, Магдала (современный Мигдал), Наин (современный Нейн).

Гергеса (страна Гергесинская — Мф. 8, 28) — греч. Γεργεσα, арам. girgasta.

Этимология. Греческое Γεργεσα происходит от арамейского girgasta — "тина". Так называлась область к юго-западу от Тивериадского озера еще до израильского завоевания Ханаана. Здесь жило ханаанеиское племя гергеcеев (Быт. 15, 21; Втор. 7, 1).

Родоначальником его библейская традиция считает Гергесея (др.-евр.haggirgasi, что можно перевести как "обитатель болот") — сына Ханаана и внука Хама (Быт. 10, 6, 15—16).

Местонахождение и история. Гергеса (страна Гергесинская) упомянута только у евангелиста Матфея как место, куда Иисус прибыл с учениками на лодке из Капернаума, по пути укротив бурю, разыгравшуюся на Тивериадском озере (Мф. 8, 24—26). Там Он исцелил двух бесноватых, вселив изгнанных из них бесов в стадо свиней (ст. 28—32). Поскольку у Марка и Луки в параллельном месте названа страна Гадаринская (Мк. 5, 1; Лк. 8, 26; ср. статью "Гадара" в № 11), то в разное время выдвигались разные гипотезы о том, где могла находиться новозаветная Гергеса.

Так, многие вслед за блаженным Иеронимом отождествляли ее с Герасой — эллинистским городом, входившим в состав Десятиградия (современный Джераш — араб. Garas — в 55 километрах к юго-востоку от Тивериадского озера на территории Иордании). В латинском переводе Библии это место названо regionis Gerasenorum — область Герасинская (Мф. 8, 28). Характерно также, что переводчик Вульгаты, пытаясь согласовать синоптические Евангелия, словом Geraserorum передал не только греческое Γεργεσηνων, но и Γαδαρηνων. Однако Гераса и ее окрестности вряд ли были тем местом, где Иисус исцелил бесноватых: Гераса находится слишком далеко от Тивериадского озера, и территории вокруг него не могли входить в ее состав. К тому же между нею и озером лежит Гадара, и более вероятно, что именно этому городу принадлежал участок побережья, куда приплыл на лодке Иисус. А если бы Иисус действительно посетил бы пределы Герасы, то Ему пришлось бы от берега Тивериадского озера добираться туда пешком как минимум в течение суток, что несомненно было бы отражено евангелистами.

В конце прошлого века была выдвинута еще одна версия, в соответствии с которой Гергеса Матфея — это деревня Хараса (араб. Harasa) на восточном побережье Тивериадского озера. Действительно, рельеф местности вокруг нее соответствует описаниям синоптиков: деревня стоит на скалистом обрывистом берегу, откуда в свое время могло броситься в воду стадо свиней (Мф. 8, 32; Мк. 5, 13; Лк. 8, 33). Помимо особенностей рельефа, сторонники этой версии приводили в ее пользу еще два аргумента: Хараса в отличие от Герасы стоит на берегу Тивериадского озера; она находится сравнительно недалеко от Умм-Кейса (Гадары) — в 20 километрах и во времена Христа вполне могла представлять собой часть Гадаринской страны. Однако отождествление Харасы с Гергесой противоречит данным лингвистики и историческим фактам. С точки зрения сравнительной семитологии маловероятно, чтобы древнееврейское Geres либо арамейское Garsa (откуда греческое Γερασα) превратилось в арабское Harasa, поскольку древнееврейскому и арамейскому "g" всегда соответствует арабский звук "g" и никогда — "h". Нынешняя Хараса, кроме того, не должна была зависеть от Гадары потому, что между ними находился еще один город Десятиградия — Гиппос (от него, очевидно, и зависела Хараса в I веке по Р. X., если она в то время существовала, так как проведенные там раскопки не дали никаких результатов).

Наиболее вероятным представляется то, что Матфей, описывая исцеление бесноватых на противоположном от Капернаума берегу Тивериадского озера, просто употребил в отличие от Марка и Луки древнее ханаанейское название той местности, центром которой в его время являлась Гадара — страна Гергесинская — по этнониму, приводимому в Пятикнижии для одного из ханаанейских племен, чьи земли Господь завещал потомкам Авраама (Быт. 10, 16; 15, 21; Втор. 7, 1). Арамейское название области, принадлежавшей гергесеям, подтверждает то, что она находилась на юго-востоке или юге от Тивериадского озера: многочисленные болота по левому берегу Иордана у его истока из озера сохранились до наших дней. И скорее всего, именно эта местность входила в состав Гадаринского округа, так как лежала в 6—8 км от Гадары, то есть намного ближе Харасы.

Гефсимания (Мф. 26, 36; Мк. 14, 32) — греч. Γεφσημανη), арам. Gat-Samna.

Этимология. Греческое Γεφσημανη является транслитерацией арамейского Gat-Samna, где gat — высеченная в скале яма для выжимания сока или масла, а Samna— растительное масло. Название, следовательно, можно перевести как маслодавильня.

Местонахождение и история. Местонахождение Гефсимании можно примерно установить основываясь на фактах, приводимых евангелистами. Так, синоптики свидетельствуют, что она располагалась на горе Елеонской (Мф. 26, 30, 36; Мк. 14, 26, 32; Лк. 22, 39), а евангелист Иоанн добавляет, что она находилась за потоком Кедрон (Ин. 18, 1). Евангелист Марк сообщает также, что Гефсимания находилась напротив Иерусалимского храма (Мк. 13, 3).

Гефсимания была излюбленным местом уединения Иисуса, куда Он удалялся после проповедей во время Пасхальной недели в Иерусалиме. Так, евангелист Лука пишет: Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою (Лк. 21, 37). Евангелист Иоанн также подтверждает, что Иисус часто собирался там с учениками Своими (Ин. 18, 2). Очевидно, в Гефсимании Иисус, после того как изгнал торгующих из храма, произнес Свои пророчества и притчи о грядущем разрушении Иерусалима и Втором пришествии (Мф. 24, 1—25, 46; Мк. 13, 1—37).

Но самое главное событие произошло в Гефсимании после Пасхальной вечери. Именно здесь Иисус молился о том, чтобы миновала Его чаша сия (Мф. 26, 39; Мк. 14, 36; Лк. 22, 43). Именно здесь схватили Его приведенные Иудой Искариотом стражники синедриона (Мф. 26, 47; Мк. 14, 43; Лк. 22, 47, 30, 32) и римские легионеры (Ин. 18, 3, 12).

Относительно местонахождения новозаветной Гефсимании можно сказать, что она располагалась на горе Елеонской, где ныне русская православная, церковь Марии Магдалины и церковный сад. Во всяком случае, именно здесь Иисус мог молиться: церковь находится на горе Елеонской (Масличной) выше всех других церквей. А как свидетельствуют евангелисты Матфей и Марк, Иисус, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна и оставив остальных апостолов в Гефсимании, поднялся выше по горе Елеонской, а затем оставил и их и поднялся еще . выше и там в уединении молился (Мф. 26, 36—39; Мк. 14, 32—36).

Голгофа (Мф. 27, 33; Мк. 15, 22; Ин. 19, 17) — греч. Γολγοθα, арам. Gulgolta.

Этимология. Греческое Γολγοθα представляет собой транслитерацию арамейского gulgolta, что означает "череп". Относительно происхождения названия существует несколько версий. По одной, при римлянах это было место публичных наказаний, на котором для обозрения выставлялись черепа казненных. По другой, это был холм, напоминающий по форме череп. Третья — это место, где был погребен Адам и капли Крови распятого Христа падали на главу первого согрешившего человека.

История и местонахождение. Голгофа — место, куда после приговора Пилата привели Христа и где Его распяли (Мф. 27, 1—50; Мк. 15, 1—37; Лк. 23, 1—46; Ин. 18, 28—19, 18). В Послании к Евреям апостола Павла сказано, что Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат , (Евр. 13, 12). Отсюда следует, что Голгофа во времена Иисуса должна была находиться за стенами Иерусалима. Хотя евангелисты прямо не указывают, где находилась Голгофа, но и они приводят данные, подтверждающие, что она была вне городской черты Иерусалима. Так, синоптики свидетельствуют, что крест, на котором предстояло распять Иисуса, нес некий Симон Киринеянин (Мф. 27, 32; Мк. 15, 21; Лк. 23, 26). Причем евангелист Матфей пишет, что процессия встретила Симона при выходе из города (27, 32), а Марк добавляет, что он возвращался в Иерусалим с поля (15, 21). Симон, следовательно, нес крест Иисуса уже в конце кре-стного пути, за городскими стенами. Из синоптических Евангелий явствует, что Голгофа находилась вблизи большой дороги, ведущей в Иерусалим, и проходившие мимо насмехались над распятым Христом (Мф. 27, 39—40; Мк. 15, 29—30; Лк. 23, 35). Это подкрепляется тем обстоятельством, что римляне имели обыкновение распинать осужденных вдоль обочин больших дорог.

Евангелисты, к сожалению, не дают почти никаких топографических примет, по которым можно было бы легко локализовать Голгофу. Иоанн пишет, что на том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен (19, 41). Место распятия должно было располагаться в северных предместьях тогдашнего Иерусалима: претория была в северной части города, и путь от нее не должен был быть долгим. Локализация Голгофы, таким образом, непосредственно связана с точным установлением того, где в новозаветный период проходила северная стена Иерусалима. Вместе с тем именно северная стена города неоднократно переносилась и отодвигалась все дальше на север, последний раз — в правление императора Адриана (117 —138 годы по Р. X.). Поэтому не исключена возможность, что место распятия Христа находится внутри стен, возведенных при Адриане.

Наряду с двумя версиями относительно этимологии слова "Голгофа" существуют и две версии касательно ее местонахождения. По первой, опирающейся на авторитет вековой традиции, Голгофа находилась там, где сейчас стоит храм Гроба Господня. Согласно второй, выдвинутой в 1882 году английским генералом Гордоном, находившимся в то время в Иерусалиме, Голгофой является холм в 250 метрах к северо-востоку от Дамасских ворот, по форме отдаленно напоминающий череп.

На наш взгляд, традиционная версия заслуживает большего доверия. Она бытует уже с IV века по Р. X., когда на этом месте была возведена базилика. Кроме того, это место значительно ближе к башне Антония, где при римлянах была претория, чем "Гордонова Голгофа". Поэтому можно предположить, что новозаветная Голгофа располагалась где-то в окрестностях нынешнего храма Гроба Господня при дороге, ведущей в Иоппию (Яффу), и вплотную примыкала к Иерусалиму.

Гоморра (Мф. 10, 15; Мк. 6, 11) — греч. Гоμορρα, др.-евр. и ханаан. camora.

Этимология. По всей видимости, название города — доханаанейского происхождения, так как проследить его этимологию, исходя из данных семитских языков, не представляется возможным.

История и местонахождение. Наставляя апостолов, Господь Иисус Христос говорил: А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10, 14—15). Город Гоморра приводится Иисусом наряду с Содомом в качестве примера развращенности и греховности. По-видимому, в древности в Гоморре, как и в Содоме, процветали извращенные культы ханаанейских божеств. В наказание за это Бог решил покарать город: И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма (Быт. 18, 20). Около 2000 года до Р. X. Гоморра была сожжена низвергшимся с небес дождем из раскаленной серы (Быт. 19, 24) и затоплена водами Мертвого моря. Серный дождь и наводнение были вызваны землетрясением. Ныне развалины Гоморры скрыты под водами Мертвого моря в южной, мелководной его части.

В древности долина Сиддим, где находилась Гоморра, славилась своим плодородием, и именно поэтому ее избрал в качестве места племянник Аврама Лот: Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская: и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома (Быт. 13, 10—12).

Впоследствии Лот и две его дочери оказались единственными, кто из всего населения долины Сиддим был пощажен Господом и спасся. Уцелел также небольшой городок Сигор, который Лот избрал в качестве убежища (Быт. 19, 22—23) и руины которого обнаружены у юго-восточной оконечности Мертвого моря, на территории современной Иордании. Сигор не был затоплен, так как лежал несколько выше, чем Содом, Гоморра и другие города долины.

Десятиградие (Мф. 4, 25; Мк. 5, 20; 7, 31) — греч. Δεκαπολιξ.

Этимология и местонахождение. Как видно из названия, в состав Десятиградия входило 10 городов. В федерации, занимавшей в основном территорию Заиорданья и Сирийской степи вдоль оживленных караванных путей, которые вели в Месопотамию, Аравию, Египет, объединялись Гадара, Гераса, Гиппос, Дамаск, Дион, Канафа, Пелла, Рафана, Скифо-поль и Филадельфия. Особняком среди них стоял Скифополь (ветхозаветный Бефсан) — единственный из 10 городов к западу от реки Иордан. Он был расположен при соединении Ездрилонской долины с долиной Иордана на дороге из Аравии в финикийские порты Средиземного моря — Тир и Сидон.

История. Территория, которую впоследствии заняло Десятиградие, называлась в свое время Галаадом. Галаад был завоеван пришедшими из Египта израильскими племенами и стал уделом половины колена Манассии во главе с Махиром (Числ. 32, 33, 39—42). После завоевания ханаанеяне продолжали жить здесь бок о бок с покорившими их израильтянами, так как сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура и Маахи и Хананеев, и живет Гессур и Мааха среди Израиля до сего дня (Нав. 13, 13). И далее: И Манассия не выгнал жителей Бефсана [который есть Скифополь] и зависящих от него городов... и остались Хананеи жить в земле сей (Суд. 1, 27).

В IV—III веках до Р. X. на месте ханаанейских поселений греческие колонисты, пришедшие вслед за армиями Александра Македонского, основали города, вошедшие затем в состав Десятиградия. Пришельцы эллинизировали местное арамееязычное население, которое восприняло греческий язык и культуру и стало поклоняться греческим богам.

В эпоху Маккавеев, во II веке до Р. X., эллинизированные города были захвачены иудеями и разорены, а их жители подверглись насильственной иудаизации. К началу I века до Р. X. процветавшее некогда Заиорданье переживает период упадка.

Римляне, завоевавшие Сирию и Палестину в 60-х годах I века до Р. X., приняли меры к восстановлению пришедших в упадок греческих городов, в которых они видели опору своему влиянию среди семитских народностей. Они предоставили восстановленным городам целый ряд привилегий, включая внутреннее самоуправление, право держать собственные вооруженные силы, чеканить монету. Города объединились в федерацию, получившую название Десятиградие. Федерация пользовалась довольно широкой автономией. Подчинялась она непосредственно губернатору римской провинции Сирии, назначавшемуся императором.

Во времена Иисуса область жила за счет транзитной торговли, один из каналов которой проходил через Десятиградие. Евангелисты свидетельствуют, что Иисус несколько раз посещал территорию федерации (Мф. 8, 28; Мк. 5, 1; 7, 31; Лк. 8, 26), где Он изгнал легион бесов из бесноватого и исцелил косноязычного глухого.

Здесь у Иисуса нашлось множество последователей. Так, евангелист Матфей пишет, что когда Он ходил по всей Галилее, уча в синагогах их и... исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях... И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десяти-градия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана (4, 23, 25). А бесноватый, которого исцелил Иисус, послан был Им на свою родину, в Десятиградие, проповедовать слово Божие (Мк. 5, 20; Лк. 8, 39).

Впоследствии христианство получило распространение среди жителей области. Именно в один из городов Десятиградия — Пеллу бежали члены иерусалимской христианской общины после того, как был казнен их руководитель, брат Господень Иаков (62 год по Р. X.), а сами они отказались участвовать в восстании против римлян (66 год по Р. X.).

Постепенно, однако, Десятиградие пришло в упадок. Арабы, в VII веке по Р. X. завоевавшие Палестину и Сирию, обратили в ислам незначительное население некогда процветавших городов области и основали на их развалинах свои поселения. На месте некоторых из них стоят ныне арабские города: Дамаск — в Сирии, Джераш (Гераса), Амман (Филадельфия) — в Иордании. Рядом с руинами Пеллы и Герасы до сих пор остались иорданские деревни: соответственно Табакат-Фахл и Умм-Кейс. На территории Израиля сохранился Бет-Шан (Скифополь) — до 1948 года он был населен арабами, изгнанными оттуда после образования государства Израиль.

Енон (Ин. 3, 23) — греч. Αινων, др.-евр. и арам. Enon.

Этимология. Семитское Enon происходит от слова aiin — "источник, ключ", и его можно перевести как "место, где много источников", или "место, богатое источниками" (ср. в Евангелии от Иоанна: А Иоанн также крестил в Еноне... потому что там было много воды).

История и местонахождение. Енон упоминается только в Евангелии от Иоанна. Евангелист свидетельствует, что селение находилось близ Салима и что там Иоанн Креститель крестил своих последователей. Новозаветный Енон сохранился до наших дней — это деревня Эйнун (араб. Einun, ср. с др.-евр. и арам. Enon) на территории оккупированного Израилем Западного берега реки Иордан. Эйнун расположен в 10 км к северо-востоку от Наблуса и в 10 км к юго-западу от Умм эль-Амдана (Салим). Вокруг деревни до сих пор имеется множество ключей, которым она обязана своим названием и которые дают начало реке Вади-Фариа (араб. Uadi — Faria) — правому притоку Иордана.

Ефраим (Ин. 11, 54) — греч. Εφραιμ, др.-евр. Efraim.

Этимология. Древнееврейское Efraim происходит от корня p(f)-v-i, означающего "плодовитый". От этого же корня происходит и древнее название Вифлеема — Ефрафа (др.-евр. Efrat). Efraiim, таким образом, можно перевести приблизительно как "плодоносный". Впрочем, свое название город получил, по всей видимости, от одного из родоначальников  израильских колен — Ефрема (др.-евр. Efraiim - имя по звучанию идентично с названием города).

История и местонахождение. В Новом Завете Ефраим упомянут всего один раз — в Евангелии от Иоанна. Евангелист свидетельствует, что там укрылся Иисус, спасаясь от преследований фарисеев, которые на совете приняли решение добиваться Его смерти (11, 46—54). Иудейские священники были напуганы ростом популярности Иисуса среди широких масс народа.

Относительно местонахождения Ефраима евангелист Иоанн сообщает, что он находился в стране близ пустыни (11, 54). Можно предположить, что Ефраим — это Аферема, о которой в Первой книге Маккавейской сказано, что она находилась на границе между Иудеей и Самарией (11, 34). Если Аферема и Ефраим — одно и то же, то местонахождение Ефраима можно определить довольно точно: северо-западная окраина Иудейской пустыни, то есть район к югу от горы Ваал-Гацор.

Ныне наиболее распространенным является мнение, что новозаветный Ефраим и Аферема Первой книги Маккавейской стояли на том месте, где ныне расположена деревня Таййиба (араб. Taiiba). Таййиба — это арабская деревня на оккупированном Израилем Западном берегу реки Иордан, в 20 км к северу от Иерусалима на южном склоне г. Ваал-Гацор.

Идумея (Мк. 3, 8) — греч. ιδουμαια, др.-евр.edom.

Этимология. Древнееврейский топоним edom этимологически связан с корнем '-d-m, в котором заложено понятие красного цвета. От этого корня образованы также слова 'adom — красный, Ма'аdim — Марс (поскольку на ночном небосклоне планета имеет красноватый оттенок), 'Аdama — земля, почва (так как в Палестине это преимущественно красноземы), 'Аdam — Адам (первый человек, сотворенный Господом из земли).

Страна получила название edom после того, как туда переселились потомки Исава, старшего сына Исаака и брата Иакова (Втор. 2, 12). До их прихода эта местность называлась Сеир (ср.: Быт. 14, 6; 36, 8). В выборе нового названия решающую роль сыграли два фактора. Во-первых, родоначальник идумеян Исав, по-видимому, еще в детстве или юности получил прозвище Едом, так как родился с огненно-рыжими волосами (см: Быт. 25, 25), а затем продал первородство младшему брату Иакову за чечевичную похлебку красного цвета (см.: Быт. 25, 30—34). И во-вторых, для ландшафта Идумеи характерны высокие обрывистые горы, сложенные из красно-бурого песчаника.

Местонахождение. Древняя Идумея лежала к югу от Ханаана в пустынной горной стране между Мертвым морем и заливом Акаба (араб. 'Аqaba). Она находилась на пути следования израильтян из Египта (Числ. 20, 17; Втор. 2, 4), а после завоевания ими Ханаана граничила с уделом колена Иуды (Нав. 15, 1). Ныне занимает юг Израиля и Иордании.

(Продолжение следует)

Опубликовано в ЖМП № 1 за 1992 год


© Портал-Credo.Ru, 2002-2017. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]