![]() |
Версия для печати Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru 12-11-2007 11:07 |
|
Р.Мухаметшин. Неофициальный ислам в Татарстане. [ислам] |
||
Прежде чем говорить о характере неофициального ислама в Татарстане, необходимо четко определить границы и формы функционирования, основные богословские параметры официального ислама, обозначить его место в современном светском государстве. Если иметь в виду, что процесс формирования официального ислама в Татарстане находится на стадии становления, то несложно догадаться, что многие из этих вопросов остаются открытыми. Какой ислам в условиях Татарстана — многоконфессионального и светского — можно считать официальным? Скорее всего, лояльный к официальным властям. Но лояльность — понятие довольно абстрактное, и, оставаясь вполне лояльным к властям, можно придерживаться совершенно разных богословских позиций. Наглядный пример — описанные выше значительные разногласия между представителями официального духовенства по многим принципиальным проблемам. Теоретическая неопределенность в позициях официального духовенства по ряду богословских вопросов оставляет место для политических спекуляций по многим животрепещущим проблемам современности и раздувания даже незначительных разногласий до уровня серьезного идеологического противостояния. Так, свой уход из ДУМ РТ Ф.Салман представил как попытку дистанцироваться от муфтията, якобы являющегося рассадником ваххабизма в республике. По его утверждению, распространение ваххабизма не без помощи официальных религиозных структур достигло угрожающего состояния: "Проникновение ваххабизма в республику я подразделяю на четыре этапа: 1) культурное нашествие (широкое распространение литературы); 2) проникновение в учебные заведения; 3) захват официальных религиозных структур (не прекращающаяся в течение года чистка рядов имамов); 4) проникновение во власть. Сегодня татарское общество переживает последний этап" . Более того, считает он, "идет сращивание национализма и ваххабизма... В национальное движение проникают ваххабиты-провокаторы". Такой пример абсолютизации отдельно взятых явлений, доведение их до уровня общих закономерностей, безусловно, можно рассматривать как проявление болезни роста и попытку осмысления процессов, которые еще находятся в начале своего становления. В начале 1990-х годов в Татарстане стали распространяться различные традиционные и нетрадиционные религиозные течения. Самую большую активность проявляли общины протестантского толка. Своей демократичностью, упрощенностью выполнения религиозных обрядов они, действительно, привлекали внимание значительной части молодежи, в том числе и татарской. На волне распространения религиозного плюрализма в Татарстане появились такие религиозные общины, как бахаийа, ахмадийа. Община бахаийа в Татарстане была зарегистрирована в 1991 году. Своими программными положениями как признание непротиворечивости науки и религии, необходимость самостоятельного поиска истины каждым человеком, избавления человечества от любых расовых, национальных, религиозных, политических и других предрассудков община сумела заинтересовать определенную часть татарской интеллигенции, особенно творческой. Свою роль сыграл и тот факт, что местную общину возглавил известный тележурналист Ш.Фаттахов. Правда, во второй половине 90-х годов интерес к новым религиозным общинам, в том числе и к бахаизму, упал. Хотя и сегодня практически во всех городах республики имеются группы бахаистов, общая их численность не превышает 300 человек. Казанская община ахмадийа зарегистрирована в 1992 году. В первые годы своего существования она воспринималась общественностью как мусульманская община. Мусульманское духовенство не высказывало своего отношения к ней. Интеллигенция (особенно творческая), скорее всего, в силу своей неинформированности о характере религиозного учения, довольно часто организовывала встречи с представителями этой общины. Точнее, с одним из них — известным татарским поэтом Равилем Бухараевым, проживающим в Лондоне и использовавшим свои частые приезды для многочисленных выступлений. Но к середине 1990-х годов мусульманское духовенство довольно четко определило свое негативное отношение к этой общине. Судя по тому, что одновременно в средствах массовой информации исчезли упоминания о ней, и светская интеллигенция приняла эту позицию. Разговоры о необходимости строительства собственной мечети также сошли на нет. Сегодня община, возглавляемая эмиссарами из Пакистана, практически бездействует. Правда, нужно отметить, что в первой половине 1990-х годов община активно занималась распространением литературы на русском языке. Изданная ею разнообразная литература в библиотеках городов республики до сих пор численно преобладает над изданиями об исламе. Как считает В.Якупов, идеи ахмадии еще в начале XX века оказывали определенное влияние на татарских богословов. Так, их идеи "под названием "абсолютности божьей милости" пропагандировались Мусой Бигиевым... среди татар". Чтобы более наглядно представить отношение официального духовенства к этим двум общинам, приведу резолюцию IX съезда молодежного центра исламской культуры "Иман" от 29 ноября 1998 года "Об антиханафитских направлениях": "В XIX веке, в первую очередь, английскими спецслужбами были выдуманы и распространены ваххабизм, ахмадийа и бахаизм. Под их влиянием был разрушен даже халифат (Османская империя) и нарушен культурный баланс индийско-мусульманского региона. А движение бахайа для татарских манкуртов и космополитов создало почву для распространения интернационализма. Каждое из этих движений имеет крупные финансовые источники и находит поддержку со стороны таких антимусульманских стран, как США и Англия. Поэтому широкая общественность и религиозные круги призывают поставить заслон против разрушительных, разлагающих и разъединяющих действий этих движений". Таким образом, религиозные общины, считающие себя имеющими отношение к исламу, не нашли в Татарстане широкого распространения. Среди мусульманских общин, находящихся в оппозиции к официальным религиозным структурам, можно назвать небольшую группу мусульман, возглавляемую Ф.Сат-таровым и именуемую "файзрахманистами". Ф.Саттаров — один из немногих татарских имамов советского периода, получивший профессиональную богословскую подготовку в 1955—1964 годах в медресе Бухары и занимавший посты имама-хатиба в крупных городах СССР (в Ленинграде, Ростове, Октябрьске и др.) и казия в ДУ-МЕС в 1972—1976 годах. Каким образом он решился перейти в оппозицию к официальным религиозным структурам? Какие религиозные течения и богословские учения оказали влияние на формирование этой мусульманской общины? Особенностью "файз-рахманизма" является то, что он имеет местные, но неглубокие корни. В процессе общения с самим амиром (так называют Ф.Саттарова его ученики), его раисами (представителями) в регионах (Татарстане, Удмуртии, Марий Эл и Пермской области) и рядовыми верующими невольно обращаешь внимание на эклектический характер основ их вероучения. В.Якупов утверждает, что " им позаимствованы и творчески переработаны идеи из других течений ислама. Один из главных мотивов — это отвергание мазхабов при особой ненависти к ханафитскому толку — заимствован от ваххабитов. Увеличенная ставка религиозных поборов "хумс" взята из шиизма, сама структура группы построена по аналогии с суфийским орденом". Основополагающим постулатом общины является принцип "жить только по Корану!". Ф.Саттаров считает, что сложный, но единственно верный путь для мусульманина — это "идти по Корану, что очень трудно, но мы не можем жить по-другому. Может быть и так, что сначала никто не последует за нами. Но и за пророками не сразу пошли, некоторые из них были одиноки". Принципиальное несогласие Ф.Саттарова с официальными имамами заключается в том, что "они идут за народом, облегчая себе задачу и тем самым нарушая главную заповедь Пророка". Он подчеркивает, что не стремится к тому, чтобы за ним последовали многие, "должны последовать только достойные, живущие только по Корану". Ф.Саттаров признает, что есть и иные, кроме Корана, источники, которые составляют основу шариата. Но "в них пока нет нужды. Сегодня необходимо объединиться вокруг Корана. Из существующих 73 сект только 1 секта Аллаха, остальные 72 выдуманы учеными". На словах признавая разделение на суннизм и шиизм, на мазха-бы, на деле он ставит под сомнение их целесообразность, поскольку "Аллах запретил разъединение". Из основополагающих догматов он особо выделяет намаз и закят. Община "файзрахманистов" имеет четко разработанную систему обязательного закята, которую они пытаются применить по отношению к своим прихожанам. Но ставки настолько высоки (доходят до двух третей дохода), что, по признанию самого Ф.Саттарова, "народ не соглашается". Рассуждая о взаимоотношениях общины с государственной властью, он подчеркивает лояльность к ней, заявляя, что государство должно быть светским, а не религиозным. Участие в политике также допустимо. Эклектичность представлений проявляется и в отношении к обычаям и обрядам. Вполне лояльное отношение к поминальным обрядам ("Если нас приглашают, то мы идем") сочетается с неприятием религиозных праздников (маулида и др.) и суфизма. Признание иджтихада как великого усердия, старания не мешает им принять и некоторые аспекты таклида. "Файзрахманисты" подчеркивают отсутствие связи с различными зарубежными мусульманскими религиозными организациями и фондами. Скорее всего, это действительно так. Об этом наглядно свидетельствует и работа открытого в 1997 году медресе, где преподают только свои подготовленные прихожане, учебники написаны (буквально переписаны из различных книг) самим Ф.Саттаровым. Возникший на татарской почве "файзрахманизм", хотя и не получил широкого распространения, является интересным образцом неофициального ислама в республике. Возможно, его корни не следует искать в далекой истории. В данном случае субъективный фактор — желание не сумевшего сделать карьеру в официальных религиозных структурах советского периода имам-хатиба найти свою нишу в условиях религиозного возрождения — также сыграл заметную роль. Среди различных проявлений неофициального ислама в Татарстане довольно заметен турецкий след. При существующих международных отношениях республики это вполне объяснимо. С Турцией у Татарстана сложились прочные экономические отношения. Работают представительство этого государства, 16 лицеев в городах республики. Турецкое влияние в исламе идет по двум направлениям: 1.Пропаганда идей и книг Бадиуззамана Саида Нурси, которая идет через турецкие лицеи и специально созданное медресе. Последователи Саида Нурси не вступают в открытый спор с представителями официального духовенства, тем не менее определенные разногласия уже наметились. Это, в первую очередь, проявляется в том, что последователи Нурси абсолютизируют его учение и содержание книг, особенно тафсира, и пытаются навязывать другим мусульманам.Это,по словам ректора медресе Представители мусульманского духовенства, находящиеся в оппозиции к официальным религиозным структурам, пытаются обвинить их в пособничестве многим зарубежным мусульманским радикальным организациям. Если Ф.Салман обвинил ДУМ РТ в пропаганде ваххабизма, то Т.Таджутдин "разоблачает" Совет муфтиев в сотрудничестве со многими религиозными организациями, такими, как хабашиты, движение "Нация ислама", таблигиты. Признавая пропагандистский характер этих обвинений и преувеличение значимости отдельных фактов, нельзя не заметить в них долю правды. Так, представители пакистанской организации "Джамаат-е-Таблиг", именуемые "таблигис-тами", действительно, работали в Татарстане. Не имея своей организационной структуры, но имея координатора, они собирались в мечетях "Нурулла", "Булгар" и, в основном, занимались дагватом (призывом). Таким образом, неофициальный ислам в Татарстане существует. В силу специфики политической системы общества он практически не структурирован, поэтому не имеет серьезной опоры среди верующих. Из кн. "Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке", - Казань, 2005 |
|
|
© Портал-Credo.Ru,
2002-2021.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru
обязательна. Пишите нам: [email protected] |