Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
06-03-2007 13:52
 
Великий праздник Армянской Церкви. Описание торжества интронизации Патриарха-Католикоса всех армян Вазгена I в 1955 году. [литургика]

26 сентября сего года на торжества в связи с избранием и интрони­зацией нового Верховного Патриарха-Католикоса всех армян из Москвы в Ереван вылетела делегация Русской Православной Церкви, во главе c Высокопреосвященным Питиримом, Митрополитом Минским и Бело­русским, в составе архиепископа Одесского и Херсонского Никона и епископа Псковского и Порховского Иоанна. Во время воздушного путе­шествия разразилась сильная гроза и самолет Сделал вынужденную посадку в городе Ростове-на-Дону. Здесь архиепископ Никон внезапно настолько тяжело заболел, что дальнейший полет стал для него невоз­можен. Делегация продолжала свой путь в составе двух членов.

Днем 27 сентября самолет благополучно приземлился на Ереванском аэродроме. Здесь делегацию Русской Православной Церкви встретила группа духовенства Армянской Церкви во главе с епископом Сааком и многочисленные верующие — армяне. Епископ Саак обратился к при­бывшим с сердечными.приветствиями, и Митрополит Питирим ответил ему словами благодарности за радушный прием и от имени Русской Православной Церкви и ее Главы, Святейшего Патриарха Алексия, вы­разил пожелания плодотворной деятельности предстоящему Собору. Гостей поместили в лучшей гостинице города, в наше распоряжение пре­доставили комфортабельный автомобиль "ЗИМ", и попечение о нас вверили Верховному архимандриту Георгу Батану, который стал и на­шим переводчиком.

На следующий день московскую делегацию с исключительным вни­манием и дружественной искренностью принимал у себя Председатель Верховного Духовного Совета Армянской Церкви архиепископ Ваган. В своем приветствии юн указал на традиционную, установившуюся с незапамятных времени дружбу между обеими церквами и особо отметил заслуги русского народа в деле освобождения армян от мусульман­ского ига.

В этот день чины делегации осматривали кафедральный собор св. Эчмиадзина, этот замечательный древнейший памятник армянского зодчества, первоначально возведенный еще в начале IV века.

Вечером мы, представители Русской Православной Церкви, были приглашены на большой прием, который Армянское Общество культур­ной связи с заграницей устроило в честь зарубежных армян, прибывших в столицу Советской Армении. Нашей делегации было отведено почет­ное место за первым столом.

На этом торжественном собрании представители зарубежных армян­ских церквей, собравшиеся со всех концов света, .выступили с многочис­ленными речами. Различны были они по теме, содержанию и форме, но все они говорили о стремлении заграничных армян объединиться вокруг своегосвященного города Эчмиадзина, о дружбе между русским и армянским народами, о жажде всего человечества установить вожделенный мир на земле... Прием, проходивший в обстановке большой сердечности и закончившийся после полуночи, был украшен превосход­ной концертной программой.

***

Открытие Собора состоялось 29 сентября. Заседание его происходило в актовом зале духовной академии. Всех участников Собора было 140 человек. Среди них, помимо представителей внутрисоюзных епар­хий, находились: архиепископ Северо-Американской епархии Мамбре Галфаян, архиепископ Египетской епархии Мамбре Сирунян, архиепи­скоп Вартан Гаспарян из Калифорнии, Начальник Румынской епархии Вазгек Балджян, представитель Киликийского Католикоса епископ Дереник Поладян, представители Иерусалимской Церкви архимандриты Айказун Абрамян, Айрик Асланян, Паркев Вртанесян и Карой Манвелян, Начальник Европейской епархии, Верховный архимандрит Серовбе Манукян, Начальник Калифорнийской епархии Верховный архимандрит Шнорк Галустян, архимандрит Армянской Церкви в Лондоне Исак Туманян и другие. Члены Собора представляли 19 епархий из 43 стран. По канонам Армянской Церкви только такой представительный нацио­нально-церковный Собор правомочен избрать Верховного Католикоса всех армян. Из-за границы прибыли также ряд видных общественных деятелей, юристов, писателей, корреспондентов.

Заседание Собора открыл исполнявший обязанности Местоблюсти­теля Верховного Патриаршего Престола Архиепископ Ваган. Все при­сутствовавшие, как члены Собора, так и гости, дважды вставанием и минутным молчанием почтили священную для армянского народа память в Бозе почившего Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI.

После избрания Президиума Собора слово было предоставлено Представителю Русской Православной Церкви Митрополиту Питириму. С чрезвычайным вниманием, в торжественном безмолвии участники исторического собрания слушали оглашаемое им "Приветственное Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия Собору Армян­ской Церкви в Эчмиадзине":

"Русская Православная Церковь с чувством христианской любви приветствует древнейшую Церковь Армянскую по случаю ее церковного торжества. После длительного вдовства ее по кончине досточтимого Главы ее, блаженной памяти Верховного Католикоса Георга VI, ныне она по милости Божией обретает нового Предстоятеля избранием бого-любивых архипастырей и соборной молитвой всей ее Церкви. Да будет благословен ее выбор! Да будет избранный ею новый Глава по сердцу своей верной пастве! Да снидет благословение Божие на святые подвиги его многотрудного архипастырского служения! Благодать Господня да дарует ему силу и мудрость и да утвердит стопы его в непреткновенном прохождении высокого звания Верховного Пастыря стада Христова. Трудами его и молитвами пред Богом да процветает Церковь Армян­ская!"

В дальнейших работах Собора 30 сентября (выборы Верховного Патриарха-Католикоса) делегация Русской Православной Церкви участия не принимала.

***

30 сентября члены всех делегаций, паломники и гости собрались под древними сводами Эчмиадзинского собора, где Египетским архиеписко­пом Мамбре Сируняном была торжественно совершена литургия в память усопшего Католикоса Георга VI и панихида по нем. В проникно­венном слове представитель Киликийского Католикоса епископ Дереник Поладян воздал должное благородной личности и трудам отошедшего ко Господу Верховного Католикоса. По окончании службы представи­тели Русской Православной Церкви посетили усыпальницу Георга VI. Этот акт любви и уважения к верному другу нашей Русской Православ­ной Церкви произвел весьма отрадное впечатление на многочисленных присутствовавших.

Затем возобновились заседания Собора для избрания нового Вер­ховного Патриарха-Католикоса всех армян. Это важное событие имеет исключительное значение как для Армянской Церкви, так и для всей армянской нации, ибо Верховный Католикос являет в своем лице не только Первоиерарха древней Церкви, но и живое воплощение на­циональной идеи народа, разбросанного по всем концам земли. Предсе­дательствовали на этом историческом собрании Северо-Американский архиепископ Галфаян и Египетский архиепископ Сирунян.

Согласно церковным канонам избрание Верховного Католикоса про­изводится в кафедральном соборе тайным голосованием при закрытых дверях. Принеся присягу, делегаты приступили к выполнению своей вы­сокой миссии. Результаты выборов показали, что подавляющее боль­шинство голосов было отдано молодому епископу из Румынии Вазгену Балджяну. Он получил 126 голосов из 140.

Многовековая история Армянской Церкви почти не знает Католико­сов в возрасте меньше 70 лет. Понятно, сколь популярной среди верую­щих армян, сколь выдающейся должна была быть личность нового кан­дидата, чтобы совершилось нарушение древней традиции.

Вазген Балджян родился 20 сентября 1908 года в Бухаресте. В 1936 году он окончил философско-литературный факультет Бухарест­ского университета и до 1943 года состоял преподавателем в Бухарест­ском армянском училище. В 1943 году он вернулся в Бухарестский университет, на богословский факультет. В 1943 году Вазген Балджян был рукоположен в сан архимандрита, а в 1951 году возведен в епископский сан. Некоторое время епископ Вазген был начальником Румынской и Болгарской епархий Армянской Церкви. В 1954 году он вошел в состав членов Верховного Духовного Совета Эчмиадзина. Перу епископа Вазгена принадлежит ряд трудов по литературе и педагогике, в том числе и монография "Хримян Айрик как педагог". Недавно в Бухаресте изданы его путевые заметки "Под родным солнцем", в кото­рых автор рассказывает свои впечатления от поездки по Советской Армении.

Епископ Вазген Балджян отдал много сил укреплению дела мира во всем мире. Один из активнейших деятелей движения сторонников мира в Румынии, он неоднократно принимал участие в конференциях сторонников мира и был членом Национального Комитета защиты мира Румынской Народной Республики. Правительство Румынии по достоин­ству оценило активную, многообразную и плодотворную миротворче­скую и общественную деятельность епископа Вазгена. В 1954 году Пре­зидиум Великого Национального Собрания Румынской Народной Рес­публики наградил его орденом "Звезда Республики".

Интронизация Святейшего Вазгена I, новоизбранного Верховного Патриарха-Католикоса всех армян, совершалась 2 октября при участии и в присутствии делегатов, гостей и паломников из США, Южной Америки, Англии, Франции, Италии, Египта, Индии, Сирии, Ливана, Румынии, Болгарии и других стран, а также верующих из многих городов и сел Армянской ССР. На всех, кому довелось стать свидетелем этого торжества, оно произвело впечатление неизгладимое и во многом величественное, свидетельствуя об исключительной важности события.

Исполнение богослужений Армянской Церкви своеобразно и во мно­гом отличается от нашего. Оно совершается на древнесирийском языке. Возгласы священнослужителей не произносятся, а поются. Обязанности протодиаконов при Католикосе несут архимандриты, обладающие пре­восходными звучными голосами и высокой музыкальностью, одетые в стихари с двойным орарем, В службе участвуют архидиаконы, один из которых непрестанно совершает каждение, а другие стоят по правой и левой сторонам св. Престола, держа в руках рипиды, на которых наве­шены бубенцы. Во время особо важных моментов богослужения архи­диаконы приводят в движение рипиды, и храм оглашается мелодичным нежным позваниванием.

Самый чин интронизации, весьма сложный и длительный, совер­шается за Божественной, литургией. Вот как происходил он в этот знаменателкный день.

После чтения Евангелия новоизбранный Католикос, отойдя от св. Престола, обратился лицом к народу и произнес клятвенное обеща­ние верой и правдой служить Церкви Божией. Затем он опустился на колени и восемь архиепископов и епископов продолжительное время попеременно читали над ним молитвы. После этого Патриарх поднялся и спиной медленно отошел к св. Престолу, откуда вскоре же вернулся на прежнее место, и вновь стал на колени лицом к народу. И опять епи­скопы читали над ним молитвы, после чего возложили на него руки. И в третий раз, перед пением "Херувимской", новоизбранный вышел к на­роду и преклонил колена. По прочтении над ним новых епископских молитв один из старейших участников торжества архиепископ Мамбре Сирунян из особого сосуда ("голубь") трижды торжественно возлил миро на главу новоизбранного. После этого каждый из епископов боль­шим пальцем правой руки растер миро на главе избранника и отер его ватой. Затем главу миропомазанного покрыли сеточным покровом, в котором он не только оставался до конца службы, но и вошел со славой в свои покои. Лишь здесь с него сняли покров; делали это так называе­мые его крестные, из мирян, и они же омыли его главу.

В конце литургии новопоставленного Верховного Патриарха-Католи-коса приветствовал от лица Русской Православной Церкви и Святей­шего Патриарха Алексия Митрополит Питирим, который сказал: "Ваше Святейшество! В этот знаменательный, торжественный и радостный для Армянской Церкви день я имею честь и радость от имени Русской Пра­вославной Церкви и ее Главы, Святейшего Патриарха Алексия, привет­ствовать Вашу Святыню с великим Первосвятительским званием Вер­ховного Патриарха-Католикоса всех армян и принести пожелания бла­гих успехов в предстоящей Вам высокой и ответственной миссии.

Вместе с тем делегация Русской Православной Церкви счастлива свидетельствовать перед всеми, здесь во множестве собравшимися, что в лице Русской Православной Церкви Армянская Церковь имеет дав­него, искреннего и верного друга, который печалится печалями ее и ра­дуется ее радостями.

В прошлом году Армянская Церковь со скорбью провожала в за­гробный мир своего горячо любимого и мудрого Первосвятителя, Свя­тейшего Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI. Мне выпал удел в день его погребения выразить печаль и соболезнование Русской Право­славной Церкви всем архипастырям, пастырям и пасомым Армянской Церкви по поводу постигшего их горя. Наша Русская Православная Церковь высоко чтила почившего как выдающегося церковного деятеля, как неусыпного поборника священных идеалов мира и любви и как ве­ликого патриота нашей Родины.

Тем большую радость переживает Русская Православная Церковь ныне, когда в лице Вашего Святейшества зрит достойнейшего преемника почившего Патриарха-Католикоса Георга VI, достойнейшего продолжа­теля его деяний на благо веры христианской, во имя утверждения на земле идеалов Христовых, основанных на мире и любви.

Да подаст же Господь Спаситель наш Иисус Христос Вашему Свя­тейшеству Божественное благословение на Ваши Первосвятительские труды, да исполнит Вас долготою дней и крепостью сил! Да крепнет и углубляется дружба между нашими церквами в общей борьбе за дело мира среди людей!

С молитвенным пожеланием духовного единения о Христе по Его Божественному слову: "Да вси едино будут" (Иоан. 17, 21) и в знаме­ние взаимной о Христе любви, на память об участии представителей Русской Церкви в этом торжестве Церкви Армянской, Святейший Патриарх Алексий препровождает новоизбранному Ее Предстоятелю Свя­щенную панагию с изображением Богоматери, Которая да осеняет Своим Божественным Покровом Церковь Армянскую, ее священно­началие, пастырей и верующий народ. Многая лета Верховному Като­ликосу всех армян Вазгену I!"

** *

По установившейся в Армянской Церкви традиции новопоставлен­ный Верховный Патриарх-Католикос всех армян должен совершить архиерейские хиротонии и освятить св. миро. Поэтому в Эчмиадзине со­стоялись еще два церковных торжества: 6 октября — хиротония епи­скопов и 8 октября — освящение св. мира. На них также присутствовали десятки тысяч верующих со всей Армении и из-за границы. Богослу­жения совершал сам Верховный Католикос Вазген I.

По правилам Армянской Церкви за одной литургией можно совер­шить несколько хиротоний, и в назначенный день были хиротонисаны во епископа семь архимандритов: от Иерусалимской конгрегации Айка-зун Абрамян, Айрик Асланян и Паркев Вртанесян, начальник Европей­ской епархии Серовбе Манукян, начальник Калифорнийской епархии Шнорк Галустян, начальник Ново-Нахичеванской епархии Вардан Тер-Ованесян и начальник Азербайджанско-Туркестанской епархии Езник Азнавурян.

Чин наречения в Армянской Церкви Происходит не накануне хирото­нии, как у нас, а в самый ее день, перед началом литургии. 6 октября его совершал в левом боковом алтаре сам Патриарх-Католикос и два архиепископа — Вартан Гаспарян и Ваган. Так как епископв Армянской Церкви есть лицо выборное, то при его наречении присутствуют ве­рующие представители всех общественных слоев, а также "поручитель" от самого посвящаемого.

Открывая чин наречения, к Патриарху-Католикосу подошли шесть диаконов и, отдав ему земной поклон, стали перед алтарем, по обе его стороны. Потом четыре архимандрита и четыре представителя от мирян также попарно приблизились к Патриарху и после земного поклона ему стали по обе стороны алтаря. Хиротонисуемые архимандриты в полных облачениях опустились на колени позади представителей. Затем к ним подошли епископы Саак и Дереник; поддерживаемые епископами, хиро­тонисуемые попарно на коленях были подведены к алтарю. Здесь Патриарх несколько раз вопрошал их, готовы ли они к восприятию высокого апостольского звания. Исполнявший обязанности "поручителя" архиепископ Мамбре Сирунян, облаченный в один лишь короткий под­ризник, отвечал за них на вопросы Патриарха, и он же прочел за них исповедание веры. После этого над каждым из возводимых Католикос читал молитвы и возлагал на них руки. Чин наречения закончился воз­ложением омофоров на посвящаемых. Патриарх-Католикос перешел в главный алтарь, и началась Божественная литургия.

Чин хиротонии совершался перед пением "Херувимской". Святейший Патриарх читал молитвы посвящения во епископа и на каждого из по­свящаемых возлагал руки. Затем он совершил миропомазание посвя­щенных. Помазав большим пальцем чело и руку поставленного, Патриарх накладывал на место помазания вату, а чтобы вата не спадала с чела, он возлагал на главу епископа тиару. Новопоставленные архиереи в богослужении участия не принимали, они лишь присутствовали при нем, с посохами в руках, но без панагий.

***

Особенно торжественно и многолюдно было последнее празднество — освящение св. мира.

Армянская Церковь свято хранит предание, согласно которому миро впервые принесено было в Армению святыми Апостолами Варфоломеем и Фаддеем, и миро это было освящено Самим Господом Иисусом Христом. Миро св. Григория, просветителя Армения, которое по сие время хранится в Армянской Церкви, было освящено этим первым ми­ром. На протяжении более чем полуторатысячелетнего существования Армянской Церкви ее миро освящается миром св. Григория Просвети­теля, и, стало быть, пусть и в неизмеримо малой степени, но хранит и вечно хранить будет в себе первоблагодатное миро Господне.

Происходивший 8 октября чин освящения мира совершался с исклю­чительным благоговением, при высоком религиозном подъеме молив­шихся. Епископы, сопровождавшие Патриарха Вазгена I, торжественно несли св. миро Григория Просветителя и его десницу с благословляю­щими перстами и перстнем на мизинце, обложенную в золото, а также руки святых Апостолов Варфоломея и Фаддея, копие, которым было прободено ребро Спасителя, и богато украшенный напрестольный крест, в котором вложено древо с Креста Христова. На амвоне стоял сосуд со сваренным миром, предназначенным к освящению. Епископы во главе с Верховным Патриархом-Католикосом расположились полукругом у св. Престола. Затем в миро были опущены особые индийские травы, и сосуд, начавший стремительно нагреваться, покрыли крышкой и священ­ными платами. По прошествии установленного времени один из еписко­пов снял с сосуда покровы и крышку и Святейший Патриарх-Католикос приступил к чтению молитв на освящение мира. Затем, высоко подняв над новым миром сосудец с миром св. Григория Просветителя, он три­жды излил из него в сосуд и троекратным погружением в него руки св. Григория Просветителя, копия и креста с Живоносным Древом за­вершил древний чин освящения мира Армянской Церкви.

***

6 октября Верховный Патриарх-Католикос всех Армян в честь своего избрания дал большой банкет, на котором, кроме деятелей Армянской Церкви, присутствовали делегаты Русской и Грузинской православных церквей, а также видные представители армянской обществен­ности, науки и искусства. Банкет, длившийся пять часов, проходил в обстановке большой сердечности, непосредственности и братской, друже­ственности его участников. Среди многих выступлений центральное место заняла взволнованная, глубоко искренняя речь Патриарха Ваз­гена I, в которой он воздал хвалу БожественномуПровидению за милость, явленную Армянской Церкви, говорил о слабости человеческих сил и трудностях того пути, на который, по воле Всевышнего, ему при­шлось стать, и просил архипастырей, пастырей и верующих о молитвен­ной ему помощи. Святейший Патриарх-Католикос Вазген I горячо благо­дарил Советское Правительство за его неустанные заботы об армянском народе и в конце речи сообщил, что в силу его тесной связи со святыней верующей Армении Эчмиадзином на нем лежит почетный долг при­нять советское гражданство и что этот долг он выполняет с тем боль­шей отрадой, что, находясь за рубежами Отечества, он с молодых лет стремился к его пределам и всегда чувствовал душевное тяготение к миролюбивому, доброму и богомольному русскому народу. Это заявле­ние было восторженно встречено всеми присутствовавшими, особенно гражданами Советской Армении.

В своем выступлении от имени делегации Русской Православной Церкви Митрополит Питирим сказал, что "когда ликовал и веселился священный град Эчмиадзин, радостью были переполнены и наши сердца". Далее он говорил, что его волнуют раздающиеся здесь теплые, хорошие слова по адресу русского народа и Русской Православной Церкви, и, обращаясь к многочисленным представителям Армянской Церкви, живущим за границей и находящимся в плену некоторых иска­женных представлений о внутрицерковной жизни Советской страны, заверил их, что ни в одной из Республик Советского Союза нет "господ­ствующей" религии, что все религиозные вероисповедания равны перед законом, что всякая попытка религиозной дискриминации рассматри­валась бы как преступление и что Русская Православная Церковь не только никогда не посягала на самостоятельность Армянской Церкви,— к чему не было у нее ни надобности, ни оснований,— но, несмотря на некоторые догматические расхождения, неизменно находилась и нахо­дится с нею в самых добрых и дружеских отношениях. "На святом дове­рии и любви развиваются взаимоотношения между нашими церквами и нашими народами, — сказал в заключение Митрополит, — на том надеж­ном доверии, которое существует в Советской стране между Церковью и Государством, когда верующий, выполняя гуманнейшие государствен­ные законы, вместе с тем успешно строит свою жизнь на истинно хри­стианских основах..."

Утром 7 октября Святейший Патриарх-Католикос Вазген I побывал у представителей Русской Православной Церкви с визитом вежливости и такой же визит отдали им Председатель Совета по делам Религиоз­ных Культов при Совете Министров СССР И. В. Полянский и Предсе­датель Совета по делам Армянской Церкви при Совете Министров Армянской ССР Р. Г. Григорян.

В тот же день вечером делегация Русской Православной Церкви устроила прием для высшего духовенства Армянской Церкви во главе с Верховным Патриархом-Католикосом. Московские гости еще раз вы­разили хозяевам глубокую признательность за то радушное внимание, которое неизменно и повсеместно им оказывалось. Лишенный офи­циальности, ограниченный небольшим кругом участников, прием этот проходил в атмосфере исключительной сердечности и той грусти, кото­рая свойственна расставанию между близкими. Святейший Патриарх-Католикос Вазген I в трогательных выражениях рассказывал о своих встречах со Святейшим Патриархом Алексием в Румынии и в Москве и просил передать Его Святейшеству братский привет и уверения, что лю­бовь к нему он будет хранить в своем сердце "доколе оно не перестанет биться".

8 октября делегация Русской Православной Церкви выехала в Москву.

"ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ", № 12, 1955 год


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]