Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-06-2006 17:57
 
Митрополит Филарет Парижский. Архиепископ Афинский и всея Эллады Авксентий - Иерарх и служитель Христов. 1912-1994 [история Церкви]

(Начало здесь...)

4. Князи погнаша мя туне, но словес Твоих убояся сердце мое

1935 год был, как мы только что видели, славным для сторонников традиционного календаря, потому что Бог дал им каноническую иерархию. Но этот же год был обилен на искушения и страдания. Разве не назвал бы Христос Крест, который Он должен был претерпеть для спасения людей, "славным"?

Гонения начались с 20-х годов, давая Церкви христиан, верных Преданию, благоприятный случай пострадать за Христа. В 1927 г. в Мандре Элевсинской в день праздника Архангелов 8 ноября полиция, окружившая церковь с начала всенощного бдения, попыталась арестовать священника, начавшего совершать литургию по священному календарю Церкви. Им преградили путь многие из благочестивых верных, став стеной вокруг священника и не боясь угроз военных. Молодая женщина по имени Екатерина Рутти, мать двоих маленьких детей, была на вечерне со своей семьей, затем ее муж, почувствовав опасность, предложил ей уйти. Таким образом, она находилась у себя дома, когда ее сестра сообщила ей о положении вокруг церкви. Оставив своих, она бросилась присоединиться к верным, находящимся в опасности, и побежала получить мученический венец. Полицейские, чтобы испугать людей, составлявших как бы каменную стену вокруг священника, не поколебались прибегнуть к насилию. Стреляя настоящими пулями, они ранили в голову одну верную, Анжелику Кансарелли. Екатерина, не дрогнув, изобличила зверство этих "охранников", посланных схизматическим "архиепископом" Афинским. Когда один из них поднял ружейный приклад, чтобы им нанести удар священнику, она бросилась защитить его собой и получила смертельный удар по затылку, и упала, заливая землю своей кровью. Успели услышать её шепот: "Пресвятая Богородица…". Она страдала еще семь дней в больнице, перед тем как предать свою чистую душу Богу 15 ноября по календарю Отцов, в первый день Рождественского поста. Христиане проводили её тело как мощи мученицы: "Честна пред Господом смерть преподобных Его", и отныне совершают праздник в честь новомученицы ежегодно в день её успения 15/28 ноября. Таким образом границы между Церковью и схизмой ещё раз оказались запечатлены кровью.

В 1935 г. тысячи благочестивых верных собрались перед кафедральным собором Афин. В панике новостильные клирики закрыли врата храма, и народ пел Параклисис Богородице перед закрытыми дверьми. Несмотря на весьма мирный характер этой манифестации, архиепископ официальной церкви вызвал полицию, которая силой вмешалась и разогнала собрание. Молодой монах Авксентий был ранен в голову и унесён без сознания в клинику.

Позже Владыка Авксентий жалел, что он не умер в тот день мучеником за веру. Бог сохранил его для других сражений.

В 1936 г. и затем в течение всей войны "старостильникам" было запрещено устраивать крестный ход на Богоявление.

В 1939 г., как мы видели, монах Авксентий был рукоположен в диакона, затем в 1940 г. во священника. Он исполнял свое служение в двух монастырях Владыки Матфея, но часто и туда, куда его посылали служить для православных христиан, верных календарю Отцов, часто без священника, в разные места Эллады.

В 1946 г. храм св. Спиридона в Детройте, построенный греческими эмигрантами, отвергшими нововведение, попросил священника из Греции. Отец Агафангел из Каппадокии, эмигрировавший после катастрофы в Малой Азии в 1922 г. стал уже очень стар, чтобы служить. Архиепископ Матфей послал о. Авксентия, которому тогда было 33 года. Благочестивый, ревностный и образованный, иеромонах Авксентий трудился как добрый делатель виноградника Господня. Он был свят не только для греков своего прихода, но и для многих православных из городов Запада: Чикаго, Милуоки и т.д. Он особое внимание уделял разъяснению, что новый стиль уже был соборно отвергнут Церковью. Три все православных собора — 1583, 1587 и 1593 при Иеремии IIТраносе Константинопольском — объявили нововведение папы Григория XIIIненужным и антицерковным. Сигиллион (соборное решение) 1593 г., подписанный патриархами Иеремией Константинопольским, Сильвестром Александрийским, Софронием Иерусалимским и Иоакимом местоблюстителем Антиохийского патриарха и других присутствовавших архиепископов, подверг анафеме тех, кто отказывался от православной пасхалии и месяцеслова, чтобы принять пасхалию и месяцеслов "безбожных папскихастрономов". Иеромонах Авксентий даже написал специальную брошюру на эту тему; его вдохновенное учёное слово убеждало многих слушателей, в особенности затронуло молодого человека по имени Иоанн, ныне отца Пантелеимона — настоятеля Бостонского монастыря.

В 1948 г Архиепископ Матфей один рукоположил других епископов. Это противоречит Апостольским Правилам, согласно которым епископ всегда должен быть рукоположен двумя или тремя епископами. Лишь в случае крайней необходимости, например, если больше не осталось ни одного епископа, сохраняющего правое исповедание веры, такое действие было бы законным. История Церкви дает нам примеры такого рода. Как и многие другие клирики, иеромонах Авксентий пришел к выводу, что тогда не было условий, оправдывающих действия владыки Матфея. Из этого он заключил, что налицо нарушение, делающее напрасной борьбу "за каноны", которая была их борьбой.

Разделение между архиеп. Хризостомом и его духовным сыном архиеп. Матфеем оказалось тяжелым ударом для верных. Чтобы рассеять оцепенение, которое это событие вызывает до сих пор, нужно всем вспомнить, прежде всего, что диавол никогда не дремлет и наносит самые тяжелые удары, сеет раздоры, и разжигает страсти там, где действительно исповедуется православная вера. Однако также должно всегда помнить о том, что эти скорби вполне могут быть уврачеваны, как был некогда уврачеван раскол в Антиохии между св. Мелетием и св. Флавианом. И очень неправильно было бы сводить всю историю борьбы Истинно-Православной Церкви к этому эпизоду. Не нужно забывать, что и тогда и сейчас тысячи верных молились, постились, жили и свидетельствовали об истинно-православной вере как исповедники. В период гонений это гораздо более важно в духовном плане!

Что касается самих фактов, не нужно упускать из виду, что они стали возможны в атмосфере вспыльчивости и распространившихся тогда подозрений. Действительно, кое-кто постарался тайно ввести в паству истинно-православных христиан предателей с поручениемсаботировать их святую борьбу. Мудрая осторожность могла тогда уступить место чрезмерному человеческому недоверию совершенно несправедливым подозрениям и т.д…. Каждый поймет, что схизматическая иерархия и ее охранка были весьма заинтересованы разделять, чтобы властвовать.

Причина такого разделения заключается также в недоразумении. Чтобы его понять, нужно вернуться на несколько лет назад. 8/21 июня 1935 г. владыка Хризостом Флоринский и вновь образованный Синод, как мы уже говорили, признал новостильников расколом со всеми вытекающими из первого правила св. Василия Великого последствиями. В рамках этого в 1937 г. в церкви Благовещения на Халки владыка Хризостомразъяснил этот экклисиологический вопрос. Желая избежать схоластической интерпретации этого вышеуказанного канона и ничуть не отрицая его применение, он удовольствовался объяснением, что в подобном случае, когда обнаруживается схизма, благодать мало помалу покидает схизматический орган как больной член, но при этомнельзя механическим способом определить день, месяц и час ее полного исчезновения, как учит августинизм. Тем не менее, он, несомненно, использовал неточную терминологию (раскол в потенции, раскол в реальности), которая могла привести к двусмысленности, чего, однако, не было в его собственном исповеданииверы. Это засвидетельствовано его позднейшими посланиями. Правда, в подобной ситуации правильно подобрать слова для понимания малознакомой ситуации было нелегко. Поэтому неудивительно, что его плохо понял один из первых борцов за чистоту веры Марк Ханиотис, который был иноком и учеником архим. Гедеона Папаниколау. О. Марк распространил тогда письмо со своим неправильным пониманием проповеди вл. Хризостома, что вызвало большое смущение и привело к отделению от вл. Хризостома вл. Матфея и его последователей.

Ясно, что вл. Хризостом сделал всё, что было в его силах, чтобы рассеять это недоразумение. Все его энциклики свидетельствуют о том, что он оставался в своем исповедании веры до своего успения в 1955 г. Здесь полезно напомнить, что о. Марк Ханиотис всё же был честен и прямодушен. Позже, отказавшись от своегонеправильного понимания, он не поколебался признать свою ошибку и публично исповедать своё раскаяние, в котором он продолжал пребывать до своей смерти.

С этого времени — с 1920 г. по 1950 г. - все видели, что экуменическая болезнь официальных церквей лишь все более и более прогрессировала; мнимое "снятие" анафем 1965 г., собрание в Ассизи 1986 г., "уния" в Баламанде 1992 г. сделали очевидной необходимость прервать всякое общение со всем церковным организмом, исповедующим такое отрицание Церкви. Многие христиане понимают, что невозможно желать оставаться верными канонам Церкви и быть в общении с церквами, участвующими в экуменизме, или признавать их церковность. Многие из православных христиан признают, что те, кого насмешливо называют "старостильниками", являются лишь их старшими братьями в борьбе за сохранение истинной православной веры, и признательны им за их отказ, который они противопоставили первому проявлению апостасии. А "старостильники" желают, чтобы те соединились с ними в таком же ясном исповедании веры.

Будучи призван в Грецию в 1950 г., иеромонах Авксентий был принят под омофор вл. Хризостома Флоринского. Недалеко от Афин на месте, где тогда было лишь поле, он основал монастырь св. Иоанна Богослова в Петруполисе. В том же году 14 маяархиеп. Матфей отошел в иной мир.

В это времяновый глава государственной церкви архиеп. Спиридон Влахос усилил гонения на старостильников. С 1952 г. по 1957 г. он запретил им совершать крестный ход на Богоявление; священники в любой момент могли быть арестованы. Иеромонах Авксентийи его монахини, верные с самого начала — мать Феология и мать Ксения — камень за камнем строили монастырь, ценою очень больших лишений. Сегодня паломник, который идет поклониться церкви св. Иоанна в Петруполисе, не мог бы и помыслить, как в такое время, когда страх Божий был полностью вытеснен страхом человеческим, верные смогли бы построить тайно такое здание. Этим трудом они способствовали сохранению сокровища Православной веры.

  1. Обретох Давида, мужа по сердцу Моему

После смерти митр. Хризостома Флоринского 7 сентября 1950 г. Истинно-Православная Церковь Греции существовала без епископов и управлялась эпитропией (советом архимандритов). Этот совет выдвинул кандидатами в епископы наиболее достойных, остановив свой выбор на трех: архимандритах Акакие (Паппасе), Хризостоме (Киюсисе) и другом Хризостоме (Наслимисе). Архим. Акакий был рукоположен в епископы двумя иерархами Русской Православной Церкви заграницей. Его посвятил вл. Серафим вместе с вл. Феофилом в Чикаго в 1960 г.

В 1962 г. архиеп. Леонтий Чилийский и Перуанский и вл. Серафим по просьбе традиционной Греческой Церкви прибыли в Афины, чтобы вместе с епископами престарелым Парфением Кикладским и Акакием рукоположить нового епископа для истинно-православных христиан.

Архим. Авксентия не было в списках кандидатов, предложенных для рукоположения. Однако десница Господня единая творящая чудеса избрала его. В присутствии епископов Акакия и Леонтия Хризостом (Киюсис) и Хризостом Волосский препирались между собой: кому из них быть рукоположенным первым? Ввиду такого несогласия вл. Леонтий спросил: "нет ли архимандрита, который не хочет быть епископом?" Прозвучало имя Авксентия, и он был немедленно приведен.

Архим. Авксентий находился тогда в своем монастыре, совершая всенощное бдение. Он готовилсясовершать проскомидию, когда ему сообщили, что епископы немедленно желают его видеть. Поскольку он, прежде всего, желал покоя, эта новость его встревожила. Он спросилсовета у четырех монахинь, с самого начала следующих за ним: сестры Феодулии, сестры Хрисоволанты, сестры по плоти о. Саввы, сестры Феологии и сестры Ксении, нынешней игуменьи монастыря в Петруполисе, которая была тогда только рясофорной инокиней. Они убедили его, что служение Церкви обязывает его согласиться. Когда вл. Леонтий увидел архим. Авксентия, он сказал: "Как бы мы могли посвятить в епископы людей, которые уже ссорятся? Но я вижу некоего, кто пребывает в мире, и именно его мы и сделаем епископом". Ни один из избранных человеками не был рукоположен в тот день. Не говорят ли отцы, что Давид был избран Богом за свою кротость?

Так Вл. Авксентий был посвящен в епископа 20 мая 1962 г. владыками Леонтием Чилийским и Акакием с согласия вл. Парфения Кикладского. Обряд продолжался с 11 часов вечера до 5 часов утра, службу пели монахи Иоанновского монастыря в Петруполисе и монахи Никольского монастыря.

Через несколько месяцев вл. Парфений упокоился в Господе. Вл. Акакий также почил в 1963 г. В 1964 г. вл. Авксентий был избран Синодом ИПХ Греции Архиепископом.

  1. Се, что добро или что красно, но еже жити братии вкупе

Итак, старостильники восстановили свою иерархию от иерархии Русской Церкви Заграницей. Каким образом объясняется исторически и канонически связь между двумя Церквами, греческой и русской?

Современное экуменическое движение как мы уже говорили, мало помалу родилось и объявилось на свет в 1920 г., будучи однако еще незнакомым непосредственно большинству православных. В то же время стало очевидно, что гонение на православных христиан в России и создание официальных "церквей" (Живая церковь, сергианская Московская патриархия) было задумано с целью сбить верных с истинного пути. Св. патриарх Тихон остался верен учению апостольскому: подобает более повиноваться Богу, чем человекам и, соглашаясь признать коммунистическое правительство, отказался покорить Церковь безбожному государству. После его смерти митр. Московский Сергий, заместитель патриаршего местоблюстителя, по собственной воле согласился на тотальное подчинение государству, в то время как множество епископов страдало в лагерях. Так родилась новая "Московская патриархия", отвергнутая катакомбными иерархами и эмигрировавшими иерархами, образовавшими Русский Синод Заграницей.

Духовное сознание Церкви, просветленное Святым Духом, отвергло экуменизм также как и сергианство. Во времена глубокого смятения Бог, создавший в России Катакомбную Церковь, также создал в Греции "старостильную" Церковь. Сопротивление и здесь и там было тем же самым. Что касается Русской Православной Церкви Заграницей, то она представляла свободную часть исповеднической и мученической Русской Церкви, страдавшей в катакомбах.

Вмешательство Русской Церкви в греческие дела было вполне оправдано канонами. Церковь, конечно, имеет структуру Поместных Церквей, но бывали случаи, когда епископ должен вмешаться в дела другой Поместной Церкви. 121 правило Карфагенского Собора и 15 правило Двукратного Собора дают основания для такого действия: епископ должен вмешаться в епархию другого епископа, когда этот епископ впадет в заблуждение. Таким образом, новый стиль явился таким заблуждением, одновременно догматическим и каноническим, а старостильники боролись за соблюдение канонов.

Вл. Леонтий Чилийский, родившись в Киеве в 1904 г., был старейшим епископом Катакомбной Церкви. Будучи трижды арестовываем НКВД, онпознал советские тюрьмы и совершал литургию вместе с заключенными иерархами. Поскольку тот же зилотский дух был в катакомбах и у старостильников, вл. Леонтий пожелал участвовать в хиротонии вл. Авксентия. Факт участия старого епископа Катакомбной Церкви в этой хиротонии установил глубокую и вполне логичную связь между истинно-православными России и Греции. Об этой связи много писал архиепископ Джорданвилльский Аверкий.

Однако ни вл. Серафим ни вл. Леонтий, вынужденные необходимостью действовать быстро, не имели времени представить свои действия на обсуждение Синода своей Церкви. Вл. Леонтию, объяснившему эту необходимость Митр. Анастасию и просившему у него прощения за свою поспешность, последний ответил: "Сделав так, Вы поступили хорошо". Это факт засвидетельствован иеромонахом Арсением, бывшим долгое время духовником женского монастыря в Провемонте. Публичное каноническое признание этих действий и полное общение между РПЦЗ и Синодом ИПХ Греции существовало всё время, когда Митр. Филарет возглавлял Русский Синод заграницей, а вл. Авксентий — Синод Греческой Церкви.

18/31 декабря 1969 г. Архиерейский Синод РПЦЗ отправил Первоиерарху Церкви ИПХ Греции следующее письмо: "Ваше Блаженство! Братское послание Вашего Блаженства от 25 ноября 1969 г. было зачитано сегодня на собрании нашего Синода. Многочисленные испытания, которые терпит Православная Церковь с начала своей истории особенно сильны в наше лукавое время, и поэтому в особенности требуют единения между теми, кто истинно предан вере Отцов. С такими чувствами мы желаем уведомить Вас, что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей признает действительность архиерейской хиротонии Вашего предшественника, блаженнопочившего архиепископа Акакия, и последующие хиротонии епископов Вашей Святой Церкви. В соответствии с этим и принимая во внимание различные другие обстоятельства, наш Архиерейский Синод рассматривает Вашу иерархию как братьев во Христе, находящихся в полном общении с нами.

Да благословит Господь всех клириков и верных Вашей Церкви в наступающие дни Рождества во плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа".

Это историческое письмо подписано вл. Филаретом и членами Синода.

  1. Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе

Едва угасли гонения против Церкви ИПХ Греции, как дьявол, никогда не бездействующий, вверг людей благочестивых и богобоязненных в новые искушения. К личным распрям, которые, к несчастью, нередко случались в истории, прибавились неизвестные дотоле трудности в православном мiре, и их Вл. Авксентий должен был встретитьмужественно.

Некоторые епископы Синода Церкви ИПХ отделились от вл. Авксентия. Они это сделали без шума, перестав приходить на собрания Синода и заявив что "пререкаемые личности" не позволяют им участвовать в работе Синода, возглавляемого вл. Авксентием. Это были Гавриил и Акакий младший, которые остались "акефальными", отдельными епископами.

Другие стремились действовать так, чтобы очистить Церковь, и обратились к сильнейшей критике своего Главы за то, что он допустил хиротонии лиц, по их мнению, недостойных. Таким образом, в 1979 г. два епископа отделились от вл. Авксентия, хиротонисав во епископы группу архимандритов. Такой удар по церковной дисциплине(praxicopima) причинил вл. Авксентию сильную скорбь. Заметим здесь, что даже если упреки, адресованные Синоду этими епископами и архимандритами, были бы основательными, они никоим образом не оправдывали бы этот разрыв общения с Синодом. Все отделившиеся от вл. Авксентия к тому же признали, что в то время они сделали это не по догматическим причинам, то есть они это сделали без всякой уважительной причины.

Один из рукополагавших епископов был очень благочестив, но заблуждался — это Каллист Коринфский, который позже горько раскаялся в содеянном. Он дошел даже до того, что отлучил своего преемника, которого сам же рукоположил, и старался изгнать его из своего монастыря. Что касается других епископов, сторонников отделения, после некоторого времени церковного блуждания, они создали Синод, возглавить который попросили вл. Хризостома Киюсиса, рукоположенного вл. Авксентием в июле 1971 г. Эти возмутившиеся епископы домогались сместить вл. Авксентия. Что он должен быть чувствовать, когда видел, что те, на кого он возлагал руки, восстали против него? "Ядый со мною хлебы моя, возвеличе на мя запинание".

Любой православный христианин может только желать окончания таких раздоров. Писание говорит: "Все мы много согрешаем" (Иак.3,2).Поэтому нужно иметь смирение, чтобы не впасть в множество современных заблуждений тех, кто для того, чтобы заключать унии, провоцирует новые расколы. Нужно вспомнить притчу о плевелах: демон ищет в первую очередь смутить верных православных, которые суть "соль земли". Ввиду этого нужно подчеркнуть противоположный пример вл. Епифания из Церкви ИПХ Кипра, который всегда руководствовался главным принципом примирения в истине и любви. Его Поместная Церковь, атакуемая в эти последние годы экуменистами-киприотами, выработала блестящее опровержение, изданное Богословским институтом св. Епифания Саламинского. Как св. Спиридон, очень почитаемый этой автокефальной Православной Церковью с первых веков христианства, он остался верным до конца!

Одним из упреков обращаемых "старостильникам" было то, что они принимали к себе пререкаемых лиц. Вот как это происходило.

На Западе среди религиозных меньшинств под именем вагантов существуют действительные самозванцы. Эти "епископы"или "священники" "малых церквей" не находятся в общении с официальными церквами, и очень часто у них нет паствы. Они пользуются некоторыми устоявшимися принципами западного сознания, с одной стороны апломб, с которым они обманывают церковных людей, немного похоже на способ, которым франкский епископат добился в VII в. себе апостольского преемства, истребляя законных епископов и объявляя себя епископами. Они особо причастны ко второму, в самом деле, возлагая на себя бремя, к которому не призваны. С другой стороны схоластическое богословие таинств, постулирующее, что священник, даже если он отделился от своей Церкви, продолжает совершать действительные таинства, хотя и запрещенные, дало многим отложившимся от римско-католической церкви клирикам возможность видимости церковной деятельности, а для некоторых самозванцев даже выгодной торговли таинствами. Все эти дела, конечно, являются делами Симона волхва и у антиподов исповеднической и мученической Церкви ИПХ Греции.

Церкви, называемые официальными — римско-католическая церковь, старокатолики, протестантские церкви — разоблачают вагантов самим своим существованием. Последние часто ищут, таким образом, успокаивающего верующих прикрытия. Некоторые из них обращались за протекцией к православию, в частности к старостильным Церквам, которые, выйдя из под тридцатилетнего гонения и запрета обращаться в богословские школы, часто не имели возможности непосредственно отличить плевелы от хорошего зерна, ни распознать тотчас истинно обратившихся от самозванцев. Так, группе, центр которой был в Португалии, удалось проникнуть в Церковь ИПХ.

Если "старостильники" совершали ошибки, принимая некоторых людей, которые их обманывали, тем не менее, нужно признать, что это происшествие обернулось к их хвале, ибо после того как ошибка была признана, Синод вл. Авксентия изверг из себя самозванцев. Вот решение Св. Синода относительно нами упомянутой группы:

"Св. Синод Церкви ИПХ Эллады ставит в известность, что своим решением, принятым единогласно 23 ноября 1988 г. он исключил из числа своих членов португальских епископов, не поступающих в соответствии с божественными заповедями, законами и постановлениями нашей мученической Церкви".

Преданный и неоднократно осужденный, вл. Авксентий прошел через горькие как смерть искушения, как нам рассказала мать Ксения, бывшая всегда близкой к Архиепископу. Какая смелость позволила ему остаться на мучительном для него посту? Господь ниспослал ему силу свыше.

Риск принять самозванцев является только одной из многих опасностей, подстерегающих всякую настоящую миссию. Искушений для Церкви ИПХ Греции было бы меньше, если бы они замкнулись в границах Элладыидовольствовались проповедью греческому народу. Но разве Православная Церковь может не быть исповеднической и миссионерской одновременно? Разве она может держать под сосудом свет, которым нам поручено Господом светить? Поэтому Вл. Авксентий проводил громадную миссионерскую работу: Африка, Европа, Азия, Америка и Австралия принесли Христу свои дары…. "Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся?".

  1. Равноапостолы

Равноапостолы! Таково было первое слово, которым вл. Авксентий ответил таможенникам аэропорта, когда он в 1988 г. прибыл во Францию чтобы посетить французскую Церковь.

Вл. Авксентий в самом деле в 1988 г. принял под свой омофор приходы Европы и Америки, покинувшие по догматическим причинам РПЦЗ. При Митр. Филарете РПЦЗ вынесла грозную анафему экуменистам и сообщающимся с ними. Эта анафема была добавлена в Синодик Православия. Однако после успения вл. Филарета иерархи РПЦЗ объявили, что это осуждение не исполняется ни на одной Поместной Церкви. В ввиду такого едва ли не отрицания анафемы, многие священники, монахи и миряне, принадлежавшие к РПЦЗ, покинули её и присоединились к Церкви ИПХ Греции, не имеющей общения с РПЦЗ.

Многие из православных разных стран, чтобы сохранить веру, полученную ими в крещении, желали общения с возглавляемым Вл. Авксентием Синодом. Изнуряющий труд для иерарха, который не уклонялся со сторожевого поста, доверенного ему Господом.

Владыка Авксентий, помогая епископам своего Синода, посвятил такжеепископов для различных миссий: сначала вл. Ефрема Бостонского для США, затем вл. Макария для Канады. В 1989 г. вл. Авксентий возглавил хиротонию вл. Фотия для Франции и Европы.

К этим миссионерским заботам прибавлялось желание видетьи лично узнать свою паству. Уже пожилой и очень больной, вл. Авксентий отправился в путь, чтобы укрепить веру. Он посетил Канаду, США и Францию.

Верные этих стран сохранили память об этом иерархе как смиренном и полном благородства, всегда правдивом в слове, внешность которого всегда была исполнена серьезности. Один простой человек, римо-католик из города Динан в Бретани спросил нас: "Кто там идет?... Это православный епископ? Ах, если бы мы могли иметь такого!".

В своем письме Французской Церкви, написанном во время своего путешествия по Франции, Архиепископ упоминал имена тех верных, которые его приняли в свой дом. Эта внимательность к малому была достойна иерарха. Св. Иоанн Златоуст не пишет ли в своей знаменитой речи на слова ап. Павла "целуйте Прискиллу и Акилу": "Прежде всего, мы должны похвалить добродетель Павла. Охватывая своим вниманием целый мiр, море и сушу, все города, которые солнце осиявает в своем течении, варваров и греков, несмотря на то, что он носит в своем сердце всех людей, он сильно озабочен до такой степени какими-то мужчиной и женщиной в особенности".

Во время своих миссионерских путешествий вл. Авксентий всегда напоминал важный принцип борьбы старостильников за сохранение веры. "Рассказывают, — говорил он, —что во время осады Константинополя одни маленькие ворота в толстых стенах неприступного города были оставлены незапертыми. Именно через них проник враг, и город пал. Календарь это такие маленькие врата; если мы примем новшество, мы откроем ограду Церкви". Настаивая на важности сохранения всего церковного Предания в полноте, Архиепископ снова обращался к словам отцов. В гомилии о Прискилле и Акиле св. Иоанн Златоуст объясняет так: "Еретики говорят: мы не изучаем все части Писания, мы избираем то, что нам кажется более легким, и мы отлагаем остаток в сторону как нечто малоценное. Так и родились ереси из такого произвольного отбора и из таких пренебрегающих смельчаков".

Как писал Архиепископ французскому Братству св. Григория Паламы, кратко излагая смысл своей миссии: "Сегоднямы понимаем, что реформа календаря, объявленная Энцикликой 1920 г. Константинопольским патриархатом, было лишь прелюдией, первым проявлением современной ереси экуменизма и теории ветвей. Те, кто изменил древний литургический ритм Православной Церкви, закончили отрицанием единства Православной Церкви, которое мы исповедуем в Никео-Цареградском Символе веры: "Верую во едину святую кафолическую и апостольскую Церковь". Релятивизируя Церковь, содержащую полноту истины и глава которой Христос, они мало помалу релятивизировали догматы, каноны, священные чины, правила поста и духовной жизни. Они создали новое арианство, худшее древнего, в которое сегодня, как и во времена св. Афанасия Великого и св. Максима Исповедника, впали многие Церкви, приняв ересь экуменизма. Только возвращением к богословскому преданию отцов, неподверженному влиянию латинского богословия, можно исправить экуменизм, модернизм, пренебрежение канонами и догматами".

  1. Желание имам разрешитися и со Христом быти

Несмотря на болезнь, труды и попечения, выпавшие ему, вл. Авксентий продолжал свою аскетическуюжизнь и посты, служа образцом твердости. В этом, как и во всем, он следовал пути святых Отцов. Говоря о добродетелях ученика св. ап. Павла Тимофея, св. Иоанн Златоуст говорит: "И однако, поднявшись до такой высоты совершенства, он и тогда не был самонадеян, а оставался робким и чрезвычайно боязливым, почему он строго и постился, и не испытывал того, что бывает со многими, теми, которые подвергнув себя лишь на десять или двадцать месяцев посту, тотчас же оставляют всё… но чем больше преисполнялся бесчисленных заслуг, тем больше боялся и трепетал; и такому любомудрию он научился у учителя". Вот рассказ, доказывающий такую же осторожность вл. Авксентия.

Однажды о. Патрик Рансон был вынужден отправиться в Афины во время первой седмицы Великого Поста. Посетив монастырь св. Иоанна Богослова, он не мог при всем своем желании видеть Архиепископа, потому что он проводил эту чистую седмицу в строгом посте и великом покаянии, не принимая никого: о. Патрик, ничуть не скорбя об этом, порадовался силе и наставлению, которое Архиепископ доставлял всем своими молитвами и примером.

В 1994 г. Архиепископу исполнилось 30 лет его архиерейства. В возрасте 82 лет и тяжело больной бронхами, вл. Авксентий продолжал исполнять труды своего служения. Когда афинские власти мало помалу застроили окрестности монастыря св. Иоанна Богослова в Петруполисе, вл. Авксентий основал другой монастырь, вдали от города в Капандрити в Аттике. В последнее время своей жизни он очень часто пребывал в этом монастыре, посвященном Вознесению Господа, наслаждаясь благоприятным уединением монашеской жизни.

Последний день своей земной жизни вл. Авксентий находился в монастыре в Петруполисе. Утром после литургии он почувствовал сердечное недомогание, вызвавшее опасения за его здоровье. Вызванные врачи ничего опасного не определили. Остаток дня Архиепископ беседовал с м. Ксенией и другими монахинями, а именно с сестрой Рождественского монастыря в Бостоне, прибывшей из Америки. Вл. Авксентий начал обобщением результатов борьбы истинно-православных христиан Греции. Он рассказал о своем епископском рукоположении, о приезде в Грецию вл. Леонтия Чилийского, настаивая на факте, что он также прибыл посетить места, исхоженные ап. Павлом, Ареопаг, где он проповедовал перед мудрецами века сего и уловил в свои евангельские сети будущего св. Дионисия, епископа Афинского. Архиепископ долго объяснял послание Павла, а именно то место из послания Филиппийцам, в котором Апостол провозглашает: "Желаю разрешиться и быть со Христом, предпочитая земную жизнь жизни с Иисусом Христом".

Тогда мать Ксения догадалась, что видение Архиепископа было необычайно ясным, и она его спросила: "Вам лучше теперь, Владыка?". Он ответил словами, которые она поняла гораздо позже: "да, теперь мне хорошо, теперь мне очень-очень хорошо", и добавил: "Мой труд окончен". Мать Ксения вышла на краткое время. В этот момент Архиепископ замер, смотря перед собой и шепча имя Павла. Все присутствовавшие были уверены, что ему явился св. апостол Павел. Всё время сидя в своем кресле, Архиепископ обратил лицо к иконе св. Мины, а затем предал дух.

Владыка Авксентий почил в четверг 4/17 ноября 1994 г. Похороны состоялисьв монастыре Вознесения в Капандрити в следующую субботу. Сотни верных отправились на погребение, чтобы последний раз поклониться своему отцу и пастырю. Архиепископ всё время сидел в своем кресле: его члены были мягкими, многие стали свидетелями совершавшихся чудес, а именно больная глазами женщина почувствовала, что её болезнь исчезла, когда она поцеловала руку усопшего иерарха. Обычай требует, чтобы епископ был положен в могилу сидя, на своем епископском троне. Именно так вл. Авксентий упокоился в монастыре Вознесения в ожидании дня, когда со всеми воскресшими он выйдет в сретение Господу на облаках.

Многие из нас сохранили в своей памяти величие иерарха, когда он проходил святые врата, держа в правой руке трикирий а в левой дикирий, когда он благословлял виноградник Господень. Его оружием была любовь и смирение. Вечная память вл. Авксентию. Да даст Господь и нам осуществить также и в нашей жизни это слово ап. Павла, которое может служить девизом его жизни: "дабы мы… истинною любовью все возращали в Того, Кто есть глава Христос!" (Еф.4,15)

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

(1) - Правило 45: "Если пресвитер или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям Церкви: да будет извержен". Правило 46: "Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христа с велиаром? Или кая часть верному с неверным?". Правило 65: "Аще кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться, да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковнаго". Отметим, что некоторые, не вступая в общение с экуменическими Церквами, признают их благодатность, что является антиканоничным и непоследовательным. Правило 15 Двукратного Собора объявляет, что должно удаляться от еретического епископа прежде всякого соборного осуждения, ибо таковой пастырь перестает быть пастырем и становится волком.

(2) - Престарелый епископ Герман Кикладский, преследуемый то одними, то другими, почил о Господе в 1951 г.

(3) - Как говорил катакомбный вл. Максим: "тайная Катакомбная Церковь анафематствовала сергиан и иже с ними".

(4) - Любое общение в таинствах и молитве с раскольниками-новостильниками и экуменистами, согласно Преданию Православной Церкви, запрещено.

(5) - Это общение существовало, пока РПЦЗ сохраняла то же самое исповедание веры.

(6) - Племянник еп. Акакия, о котором до этого говорилось, носил то же имя, что и его дядя, и был рукоположен в епископа Диавлейского вл. Авксентием и вл. Акакием в 1963 г. Вл. Акакий старший умер в 1964 г.

(7) - Владыка Каллист Коринфский, духовное чадо о. Моисея блаженной памяти, рукоположен в епископа вл. Матфеем, был избран вместе с вл. Епифанием Киттийским для рукоположения по решению РПЦЗ в ответ на просьбу матфеевского синода. Над двумя епископами были последовательно 16 и 17 сентября 1971 г. прочитаны молитвы в Преображенском монастыре в Бостоне.

(8) - Этот епископ в письме, которое он написал в 1979 г. митр. Филарету в Нью-Йорк, ставил его в известность о том, что "разрешительная молитва", предписанная решением 1971 г., была прочитана над всем клиром Церкви ИПХ Кипра.

(9) - Таковы плевелы, посеянные на поле. Существуют еще группы, заявляющие о своей принадлежности к Церкви ИПХ, но не имеющие с нами ничего общего, кроме незаконно присвоенного имени. Некоторые из них никогда не были членами ИПЦ, другие были из них исключены, третьи еще могли хитростью проникнуть в эту Церковь, не ходя по ее путям. Их дела явили их многим. Большинство издает объявления о гадательницах на картах или содержит салоны "целителей". Ничего из всего этого не имеет никакого отношения к Православной Церкви, но прямо связано с оккультизмом. Желающие получить, информацию о феномене вагантов могут ознакомиться с книгой BernardVignotLesEglisesparallèlesизданную Cerf.

(10) - О статуях 1,3.

LaLumiéreduThabor, 1994

Перевод с французского игумена Феофана


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]