Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
19-12-2005 19:48
 
Б.А. Захарьин, Л.В. Хохлова. Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV - первой половине ХIХ вв. [религиоведение]

Слово сикх в словаре Махан Кош — энциклопедии сикхской литературы, составленной Канх Сингхом Набхой, толкуется, во-первых, как "ученик", во-вторых, как "последователь гуру Нанака", в третьих, как "поучение, наставление". В этих трех значениях слово сикх употребляется в стихах всех сикхских гуру. Нас здесь будет интересовать сикх во втором значении этого слова: как последователь религиозно-философской системы основателя сикхизма гуру Нанака (1469-1539).

Ниже рассматриваются основные вехи эволюции самосознания членов сикхской общины. Сикхизм возник как разновидность ниргун бхакти учения религиозных философов — сантов. Основными принципами Нанака, как и других сантов. был монотеизм, отрицание необходимости каких-либо ритуалов или посредников-жрецов для обретения спасения; отрицание каст Главным для освобождения от потока рождений и соединения с богом считалась внутренняя духовная работа, которая облегчалась в кругу единоверцев. Большое значение придавалось гуру-учителю. Учение сантов развивалось под сильным влиянием суфизма. Считается, что идеи монотеизма, представление о боге как одновременно трансцендентном и имманентном началах, мысль о ненужности аскетических подвигов, концепция божественной милости, а также многие образы (например, бога как света) появились у сикхов, как и у других сантов, под сильным влиянием суфиев.

При жизни Нанака общину его последователей объединял личный духовный авторитет гуру. Постепенно однако сикхская община вступила на путь, обычный для многих религиозно-реформаторских движений. С расширением числа последователей Нанака, особенно с вступлением в общину крестьян-джатов авторитета текстов, созданных гуру Нанаком и его последователями, оказалось недостаточно для объединения членов общины и сохранения традиции. Начиная с третьего гуру, Амар даса (1479-1574), сикхские гуру начинают соединять в себе вместе с духовной также светскую власть, а сикхская община начинает осуществлять функции социальной мобилизации своих членов. Для этого понадобились материальные символы единства. При третьем гуру в Гоиндвале появилось первое рукотворное место паломничества. Амар дас назначил также специальных уполномоченных для распространения вероучения и сбора пожертвований. По мере того, как из сообщества близких по духу людей сикхская община превращалась в социальную организацию "идея отрицания любых ритуалов постепенно сменялась идеей отрицания "чужих" и создания своих собственных обрядов, праздников, и ритуалов. Новые обряды и ритуалы обычно содержали основные элементы старых, привычных для конвертированных в сикхизм недавних хинду, однако наполнялись новым содержанием. Так, например, сикхский свадебный обряд, как считает сикхская традиция, возник при четвертом гуру Рам дасе (1534-1581). Вместо обязательных для хинду семи кругов вокруг священного огня вступающие в брак сикхи четыре раза обходят священную книгу Ади Грантх. Текст, сопровождающий ритуал — стихи четвертого гуру, называемые Лаван — "Круги".

Пятый гуру, Арджан ден (1563-1606), построил в Амритсаре религиозный центр сикхов и завершил работу по созданию Ади Грантха — сикхского канона.

Существуют разные мнения по поводу того, насколько на этом начальном этапе сикхская община как единое целое противопоставляла себя общине хинду или мусульман. В частности, по-разному толкуется смысл слов пятого гуру, Арджан дена. "Мы ни хинду, на мусульмане". 0дви считают эти стихи доказательством того, что ко времени создания сикхского канона у сиххов сформировалось отчетливое представление об отдельности их общины, другие интерпретируют эти стихи только в плане осуищеш4я ритуалазма, свойственного и ортодоксальному индуизму, и ортодоксальному исламу. Более оправданной представляется вторая точка зрения хотя бы потому, что стихи туру Арджана перекликаются со сходными стихами Кабира, включенными в Кабир Грантлхавали и отражают в первую очередь общность религиозно-философских концепций различных направлений ниргун бхакти.

Появление собрания стихов первых пяти сикхских гуру, а также некоторых поэтов-сантов также не свидетельствовало еще о формировании самосознания сикхов как отдельной от хинду общины. Так, на двадцать лет раньше Ади Грантха в Раджастхане была создана подобная же поэтическая антологая, основу которой составили стихи Сурдаса. В это рукописное собрание стихов, известное под именем Фатехгiурского, вошли также стихи Кабира, Намдева, Равидаса и других поэтов-бхактов. Фатехлурская антология, как и первоначально Ади Грантх, не претендовала на роль канона новой веры, отличной от индуизма. Сикхские гуру, как и другие поэты-санты, считались и сами себя считали реформаторами ортодоксального индуизма, так как, несмотря на сильное суфийское влияние, они все же оставались в лоне индуизма: в религиозно-философском плане их идеи, символы веры и поэтические образы покоились на традиции Вед, Упанишад и Пуран, в повседневной жизни сикхи в основном придерживались обычаев, составлявших жизненный цикл хинду. К началу 17 века быть сикхом, точнее Нанак пантхи то есть "идущим путем Нанака", практически предполагало лишь посещение религиозных собраний общины — сатсанг, происходивших обычно в помещении, называемом дхармшалой. На этих собраниях пели стихи гуру Нанака и других сикхских гуру. Они все называли себя "Нанаками": считалось, что божественный свет первого туру переливается в каждого последующего. Вокруг гуру как центра духовной, а позже и светской власти концентрировалось ядро общины. Чем дальше к периферии, тем больше были размыты границы между сикхами и представителями различных направлений индуизма.

Резкие изменения в жизни общины произошли при шестом туру, Харгобинде (1595-1644), когда после полувекового правления веротерпимого императора Акбара (1556-1605) его сменил на делийском престоле Джахангир (1605-1627). С насильственной смертью туру Арджана Дева, убитого лахорским наместником могольского падишаха в 1606 г., закончился первый — начальный этап консолидации сикхской общины. При Харгобинде сикхи обратились к оружию, и община постепенно превратилась в религиозно-воинское братство. Во время ритуального посвящения в гуру Харгобинд держал два меча: мири и пири, символизировавшие соответственно светскую и духовную власть.

Большое значение для формирования религиозного самосознаная сикхов имели баллады и другие поэтические произведения Бхаи Гурдаса. Бхаи Гурдас был переписчиком Ади Гранiпха, близким соратником пятого и шестого туру. Точное время его жизни неизвестно. Предполагают, что он умер в 1637 году. Бхаи Гурдас окружал особым ореолом святости сикхского гуру и общину, приравнял стихи сикхских гуру — бани к Слову Бога — шабд, а также ввел понятие радж-джог — идеального для сикха образа жизни, предполагавшего соединение духовного поиска с активным участием в мирских делах. В середине 17 века появилось первое описание Нанак-пантх как общины, отличной от традиционной общины хинду, сделанное — мусульманским автором. Рукопись Дабистан-и-Мазахиб — "школа веры" приписывается обычно Мохсину факи. Неизвестно точное время его жизни, ни время написания Дабистан-и-Мазахиб. Известно только, что автор был знаком с шестым и седьмым сикхским гуру.

Во время правления Аурангзеба (1659-1707) особенно усилилась конфронтация сикхов с моголами. После мучительной казни, которой император Аурангзеб подверг в Дели девятого туру, Тегх Бахадура (1621-1675), Гобинд-Дас (1666-1708), сын казненного, пришел к выводу о необходимости реорганизации сикхской общины. Согласно традиции, одной из причин, побудивших Гобинд даса придать своим воинам черты, отличные от хияду, и ввести новый обряд посвящения в сикхскую общину — хальсу была необходимость укрепить их единство в сражениях с моголами. Непосредственным поводом к такому решению послужил отказ некоторых членов общины, присутствовавших во время мучительной казни Тегх Бахадура, признать себя сикхами, дабы не навлечь на себя гнев Аурангзеба.

Трудно сказать, насколько соответствует реальным историческим фактам сикхская легенда о создании хальсы гуру Гобиндом Сингхом во время праздника Вайсакхи в 1699. Скорее всего ракит — кодекс поведения сикха, принадлежащего к хальсе, формировался постепенно на протяжении ХVII- ХVIII веков. Он описывался в многочисленных прозаических и поэтических текстах ХVIII-го и начала ХIХ-го века в рахит-нама — "книгах о поведении’. Сикху, вступившему в хальсу, полагалось следовать пути панча какара — "пяти к": не стричь волос — кес; пользоваться деревянным гребнем — кангха; носить на руке стальной браслет — кара; вниз одевать особое белье - качха; всегда иметь при себе кинжал — кирпан. Большинство новых обычаев, в особенности обычай не стричь волосы и носить при себе оружие соответствовали привычкам джатов, активно вступавших в общину начиная с шестнадцатого века и вскоре получивших численное превосходство над кхатриями — торговой кастой, к которой принадлежали все сикхские гуру. Вступление в общину сопровождалось специальным обрядом инициации, во время которого вступавшему давали испить из чаши размешанную боевым мечом амриту — чистую воду, в которую добавлялась патока.

В течение восемнадцатого века сформировались также некоторые собственно сикхские обряды жизненного цикла, прежде всего связанные с рождением и смертью. Выбор брачного партнера по-прежнему осуществлялся в соответствии с кастовыми предписаниями индуизма, при этом рахит-нама рекомендовали ограничить выбор жениха членами сикхской общины. Продолжали создаваться собственные — отличные от хинду — места паломничества; вводились новые религиозные праздники, отмечавшие наиболее значительные события снххской истории. После последнего сиххского гуру Гобинда Сингха гуру сикхов были признаны Книга — Ади Гранатх — и община. Дхармшала, где собирались члены общины для решения не только духовных, но и мирских, в ХVIII в. преимущественно военных, проблем, стала называться гурднарой — домом туру, а поскольку Гуру значит также Бог, слово гурдвара приобрело второе значение — "врата Господни".
Постепенное отделение сикхов от хинду в восемнадцатом веке было связано все же не столько с формированием собственной обрядности, сколько с введением многочисленных поведенческих запретов. Вступившему в общину запрещалось употреблять табак и другие одуряющие

травы, а также мясо животных, убитых по мусульманскому обычаю — халал, запрещалось посещение мечетей и индуистских храмов, и соитие с мусульманскими женщинами.

Не все последователи гуру Нанака — Нанак-пантхи — вступили в хальсу, созданную гуру Гобиндом Сингхом. Во-первых, необходимость пить амриту из общей чаши во время обряда инициации отталкивала представителей высших каст, в особенности брахманов. Не вступили в хальсу и многие кхатрии. Принимая теоретически идею равенства всех каст для достижения Спасения, последователи гуру Нанака в практическом поведении продолжали придерживаться индуистских запретов на сотрапезничество. Многие нанак-пантхи воздерживались от вступления в общину еще и потому, что иметь отличительные признаки сикха во время войн с моголами и афганцами было опасно. Основу хальсы составили джаты.

Не вступивших в хальсу Нанак-пантхи можно разделить на две группы. К первой относятся секты, с которыми у хальсы существовали серьезные доктринальные расхождения. Это, прежде всего, Мины, последователи Дхир Мала и Рам Рая. Они не признавали права преемственности десяти сикхских гуру, у них были собственные живые туру и поэтому они отказывались признать в качестве единственного туру Ади Грантх. Рахит-нама запрещали членам хальсы вступать с ними в какие-либо контакты.
К другой группе относились сахадж-дхари.

Мхсая Кош дает 13 значений слова сахадж, в том числе "мысль" и "знание". Имеется в виду высшее знание, необходимое для достижения Освобождения, отсюда метонимический перенос: сакадж — пятая, высшая ступень духовного самосовершенствования сикха, на которой достигается Освобождение. Дхари — "держащий", таким образом сахадж дхари — "стремящийся к Освобождению". Сахадж также означает "легкость", и "естественно", "легко", "просто", отсюда сахадж дхари имеет также значение Выбрввлй более легкий или медленяьий, постепенный путь к Освобождению". Существует мнение, что в ХУIII веке существовала только первая интерпретация термина, вторая появилась позднее. Главное отличие сакадж дхари от членов хальсы состояло в том, что первые не проходили инициации, введенной Гобандом Синкхом, и не следовали предписаниям и запретам рахит-нама. Сахадж дхари могли стричь, а могли и не стричь волос по обычаю джатов, в последнем случае напоминая внешне сикхов из хальсы; они признавали десять сикхских гуру и после них единственным туру считали Ади Грантх.

Более существенные отличия существовали между членами хальсы и удаси, последователями Сири Чаяда, сына туру Нанака. Удаси следовали многим доктринам йогической школы натхов, отвергнутым гуру Нанаком, в том числе положительно относились к уходу от мира как средству обретения Спасения. Они отвергали каноыизировашую сикхскую гтреемствеiлюсть гуру, стригли волосы и не носили оружия. Несмотря на доктринальных и поведенческие отличия, отношение к ним хальсы в ХVIII и в начале ХIХ века было дружелюбным. Многие удаси занимались интеллектуальной деятельностью: писали и переписывали сикхские сочинения, были настоятелями некоторых сикхских гурдвар. Сахадж дхари и удаси были в основном авторами джанам сакхи — агиографических повествований о жизни гуру Нанака, наиболее ранние из которых относятся к 17 веку. Джанам сакъи 17-18 веков идеологически отличаются от написанных в то же время Рахит-нама. В частности, резкому антимусульманскому настрою многих рахит-нама противостоят экуменические идеи джанам сакси, в которых Нанак описывается как духовный учитель и хинду, и мусульман.

Процессы военно-политической и социальной консолидации сикхов в ХVII-ХVIII и первой половине девятнадцатого века, кристаллизация идеи отдельности сикхской общины сопровождались, как это ни парадоксально, усилением влияния индуизма в сфере идеологии. Дасам грантх — "Десятая книга" — собрание основных сочинений туру Гобинд Сингха — воспевает Шакти, Вишну и других индуистских богов. Особенно много индуистских концепций было у авторов гурбилас — "прославление гуру" — литературного жанра, распространенного в ХVIII и ХIХ веках. Авторы некоторых гурбилас считали Веды и Пураны такими же священными книгами, как и Ади Грантх, а сикхских гуру считали аватарами Вишну. Возвращение к индуизму в сикхской теологии опиралось на многовековые народные верования и обычаи.

Становясь сикхами, вчерашние хинду продолжали поклоняться Солнцу, священным деревьям, Богине-матери в разных ипостасях. Не только неграмотные крестьяне, но даже Махараджа Ранджит Сингх (1799 -1839), основатель первого в истории сикхского государства, и многие его приближенные, поклонялись Богине-Матери, не осознавая, по-видимому, противоречий в своем мировоззрении и поведении, так как они были носителями средневекового религиозного сознания, следующего нормам логической конъюнкции: можно быть сикхом и поклоняться индуистским богам, можно верить в единого непроявленного бога и одновременно поклоняться Вишну и т.п. Новое сознание, основанное на логике дизъюнкции: или-или, пришло во второй половине девятнадцатого века, когда при англичанах появились европейские институты власти и начала распространяться европейкая наука. Участие в выборах, служба в армии, перепись населения, необходимость противостоять искушенным христианским миссионерам и т. д. поставили перед сикхской общиной вопрос: считает ли она себя частью многоликой общины хинду или чем-то отдельным.

В 1914 году появилась программная статья Кахана Сингха Набхи Хам хинду нахин — "Мы не хинду". Для доказательства сикхской отдельности необходимо было очистить сикхизм от индуистского влияния, что и стало целью религиозно-реформаторского движения "Сингх сабха", возникшего в начале ХХ в. Провозглашение отдельности сикхской общины предполагало ответ на очень трудный вопрос: кого из последователей гуру Нанака следует считать сикхом. Взаимное пересечение таких составляющих, как собственное религиозное самосознание индивида, отношение к нему ближайшего окружения, восприятие сикхов другими религиозными общинами, — все это позволяет выделить множество групп, находящихся на разном расстоянии от концепта "эталонного" сикха, предлагаемого официальными религиозными иерархами.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]