Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
10-10-2005 12:43
 
Мишна. Трактат Рош-а-Шана (главы 1-3) [иудаизм]

Глава первая

1. Четыре дня, которые называются Рош-а-Шана, - это: в первый день нисана - Рош-а-Шана для царей и для праздников; в первый день элула - Рош-а-Шана для маасера скота, но раби Елеазар и раби Шимон говорят: в первый день тишрей; в первый день тишрей - Рош-а-Шана для обычных годов, для годов шмиты и для йовелей, для посадок и для овощей; в первый день швата - Рош-а-Шана для деревьев, по словам школы Шаммая, а школа Гилеля говорит: в его пятнадцатый день.

2. В четыре момента времени мир судим: в песах выносится приговор о зерновых, в ацерет - о фруктах, в Рош-а-Шана все люди мира проходят перед ним словно ягнята - как сказано (тегилим 33:15): "создает сердца их разом, вникает во все их дела", а в праздник получают приговор о воде.

3. Ради шести месяцев посланцы выходят: ради нисана из-за песаха, ради aba из-за поста, ради элула из-за Рош-а-Шана, ради тишрей из-за необходимости определить даты праздников, ради кислева из-за хануки и ради адара из-за пурима. а когда храм существовал, выходили также ради Ияра из-за малого Песаха.

4. Ради двух месяцев нарушают субботу: ради нисана и ради тишрей, потому что в эти месяцы посланцы выходят в Сирию и по ним определяют даты праздников. А когда храм существовал, нарушали ради всех месяцев из-за необходимости определить дату жертвоприношения.

5. Безразлично, был ли виден ясно, был ли виден неясно - нарушают субботу ради него. Раби Йосей говорит: если был виден ясно - не нарушают ради него субботу.

6. Однажды шло больше сорока пар, и задержал их раби Акива в луде. Послал ему рабан Гам-лиэль: если задерживаешь многих, получается, что ты ставишь перед ними препятствие на будущее.

7. Отец и сын, увидевшие месяц, - пусть идут: не для того, чтобы объединиться друг с другом, но для того, чтобы, если один из них окажется непригодным, объединится второй с кем-то другим. Раби Шимон говорит: отец с сыном и все родственники годятся в свидетели о новом месяце. Сказал раби Йосей: случилось, что Товия-врач увидел новый месяц в Иерусалиме - он, и сын его, и его раб-вольноотпущенник, - и приняли священники его с сыном, но объявили непригодным его раба; а когда они пришли, бейт-дин, приняли его с рабом, но объявили непригодным сына его.

8. Вот кто не годен в свидетели: игрок в кости, те, кто отдает деньги в рост, голубятники, торговцы швиит и рабы. Вот общее правило: каждое свидетельство, которое не принимают от женщины, также не принимают от них.

9. Того, кто видел месяц, но не может идти, доставляют на осле, даже на носилках, а если кто-нибудь подстерегает их - берут в руки посохи, если же была дорога длинна - брали в руки запас еды. потому что ради расстояния в ночь и день ходьбы нарушают субботу и выходят, чтобы свидетельствовать появление нового месяца, - потому что сказано (ваикра 23:4): "вот установленные господом дни... которые вы провозгласите в их сроки".

Глава вторая

1. Если не знают его - посылают с ним другого, чтобы свидетельствовать о нем. сначала принимали свидетельство о новом месяце от любого человека; с тех пор, как вероотступники попытались вредить, постановили, что будут принимать лишь от знакомых.

2. Сначала зажигали сигнальные огни; с тех пор, как кутим попытались вредить, постановили, что будут ходить посланцы.

3. Как зажигали сигнальные огни? приносят длинные шесты из кедра, и тонкие жерди, и масляные деревья, и льняную костру, и сигнальщик перевязывает все это бечевкой и поднимается на вершину горы, а там поджигает, чтобы все загорелось; водит из стороны в сторону, поднимает и опускает - пока не видит, что его товарищ делает то же самое на вершине другой горы, и так же - на вершине третьей горы.

4. А где зажигали сигнальные огни? с масличной горы на сартеву, а с сартевы - на грипи-ну, с грипины же - на хавран, и с хаврана - на бейт-билтин; а с бейт-билтина - оттуда не двигались дальше, но сигнальщик водил из стороны в сторону, поднимал и опускал, пока не видел всю диаспору перед собою - пылающую словно костер.

5. Большой двор был в Иерусалиме, "бейт-язэк" назывался - туда собирались все свидетели, и там проверял их бейт-дин. и пышные трапезы устраивали для них, чтоб они приходили всегда. сначала они не уходили оттуда весь день, но постановил рабан гамлиэль старший, что имеют они право идти на две тысячи локтей в любом направлении. и не только они, но и повивальная бабка, пришедшая помогать при родах, и пришедший спасать от пожара, или от вражеской армии, или от наводнения, или из-под обвала - все они словно жители города и имеют право идти на две тысячи локтей в любом направлении.

6. Как проверяют свидетелей? пару, пришедшую первой, проверяют первой; вводят старшего из них и говорят ему: "скажи, какой ты видел луну - впереди солнца или сзади от солнца? к северу от него или к югу от него? насколько высоко месяц стоял и в какую сторону был наклонен? и насколько был он широк?" если ответил: "впереди солнца" - все равно, что не сказал ничего. А потом впускали второго и так же проверяли его. если оказывалось, что слова их совпадают - их свидетельство признавали действительным. а что касается остальных пар свидетелей, им задают лишь самые общие вопросы - в них нужды уже не было, но делали так для того, чтобы не ушли они разочарованными, чтобы они приходили всегда.

7. Глава бейт-дина говорит: "освящен!", и все присутствующие за ним восклицают: "освящен, освящен!" безразлично, появился ли месяц вовремя, появился ли не вовремя, - освящают его. раби Эльазар бен Цадок говорит: "если не появился вовремя - не освящают его, потому что уже освятили его небеса.

8. Изображение различных форм луны были у него, у рабана Гамлиэля, на таблице, укрепленной на стене его комнаты на верхнем этаже, которую он показывал невеждам и спрашивал: "такой ли месяц ты видел, или такой?". однажды пришли двое свидетелей и сказали: видели мы его утром на востоке, а вечером - на западе. сказал раби Йоханан бен нури: "они -лжесвидетели!". а когда пришли они в явнэ, принял их рабан Гамлиэль. еще двое свидетелей пришли и сказали: "видели мы его вовремя, а в ночь на тридцать первое не показался он", и принял их рабан Гамлиэль. сказал раби Доса бен Гакинас: "они - лжесвидетели! как можно свидетельствовать о женщине, что она родила, а назавтра у нее опять огромный живот?!". сказал ему раби Йеошуа: "слова твои мне представляются верными".

9. Послал ему рабан Гамлиэль: "приказываю я тебе прийти ко мне с посохом и с деньгами в день, который окажется Йом-Кипуром согласно твоим расчетам". Пошел и нашел его раби акива в печали. Сказал он ему: "есть у меня доказательство, что все, что рабан Гамлиэль сделал – то сделано. Ведь сказано (Ваикра 23:4): "вот установленные господом дни, священные собрания, которые вы провозгласите в их сроки", - хоть вовремя, хоть не вовремя, нет у меня установленных дней, кроме этих". Пришел он к раби Изра зр Гаркинасу, сказал он ему: "если мы начнем сомневаться в бейт-дине рабана гамлиэля, мы должны усомниться в каждом, без исключения, бейт-дине со времен моше и до нашего времени. Ведь сказано (шмот 24:9): "и взошел Моисей и Аарон, Израиль и Авиуд, и семьдесят из старцев в Израиле" – а зачем не названы имена старцев? Только для того, чтобы научить: каждые-каждые три еврея, которые образовывали бейт-дин в зраиле, - словно бейт-дин Моисей". Взял он в руки свой посох и деньги и пошел в явнэ к рабану Гамлиэлю в тот день, который оказался Йом-Кипуром согласно его расчетам. Встал рабан Гамлиэль и поцеловал его в голову. Сказал ему: "благословен твой приход, учитель мой и мой ученик! Учитель мой – в мудрости, и мой ученик – потому что послушался моих слов!".

Глава третья

1. Видели его бейт-дин и весь Израиль, и допросили свидетелей, но не успели сказать: "освящен!" пока не стемнело - тогда в этом месяце тридцать дней. видели его только мудрецы бейт-дина - встанут двое и засвидетельствуют перед ними, и скажут: "освящен, освящен!". видели его трое, и они - бейт-дин, встанут двое из них, а рядом с оставшимся в одиночестве посадят товарищей своих и засвидетельствуют перед ними, и скажут: "освящен, освящен!" - потому что один недостаточно надежен, чтобы принять решение в одиночку.

2. Все шофары пригодны для исполнения заповеди, кроме коровьего, потому что он - рог. Сказал раби Йосей: да ведь все шофары называются "рог" - как сказано (йегошуа 6:5): "когда затрубят в бараний рог'.

3. Шофар Рош-а-Шана - из рога горного козла, прямой, а раструб его покрыт золотом. и две трубы по обеим сторонам от него: шофар затягивает трубление, а трубы - укорачивают, так как заповедь этого дня - в звуке шофара.

4. В посты трубят в шофары из рогов самцов, изогнутые, и раструбы их покрыты серебром, и две трубы - посередине. шофар укорачивает трубление, а трубы - затягивают, так как заповедь этого дня - в звуке труб.

5. Йовель и Рош-а-Шана равны в отношении трубления в шофар и чтения благословений. раби йегуда говорит: в Рош-а-Шана трубят в шофары из рогов самцов, а в йовель - в шофары из рогов диких козлов.

6. Треснувший шофар, который склеили, непригоден. склеили осколки шофара в целый шофар - он непригоден. образовалась в шофаре дыра и заткнули ее - если она мешает трублению, шофар непригоден, а если нет - пригоден.

7. Трубит внутрь ямы, или внутрь цистерны, или внутрь большой амфоры: если звук шофара услышал - долг свой исполнил, а если услышал лишь гул - долг не исполнил. и так же тот, кто проходил позади синагоги, или чей дом был около синагоги, и слышал звук шофара или голос читающего мегилу: если намеревался исполнить заповедь - то исполнил, если же нет - не исполнил. хотя слышал этот и тот тоже слышал, этот - намеревался исполнить заповедь, а тот - не намеревался.

8. И было: как поднимет моше руку свою, то одолевал израиль..." (Шмот 17:11) - да разве от рук моше зависит война или перелом в войне? нет, тора хочет сказать тебе: все время, пока сыны израиля всматривались ввысь и смиряли сердца пред своим отцом в небесах - они побеждали, а если нет - терпели поражение. подобно тому же самому ты говоришь (Бемидбар 21:8): "сделай себе змея и помести его на шесте, и будет: всякий укушенный взглянет на него и останется жив" - да разве змей убивает и змей оживляет? Нет: все время, пока сыны израиля всматривались ввысь и смиряли сердца пред своим отцом в небесах - исцелялись, а если нет - заживо разлагались. Глухонемой, безумный и малолетний не трубят в шофар, чтобы это засчиталось другим как исполнение их долга. вот общее правило: каждый, кто не обязан исполнять данную заповедь, не может исполнить ее, чтобы это засчиталось другим как исполнение их долга.

(продолжение следует)

Перевод Й. Векслера


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]