Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
04-11-2007 19:37
 
Александр Храмов. ХЭЛЛОУИН: ЗАЧЕМ ИСКАТЬ В ТЫКВЕ ЧЕРТА? Зачем пытаться населять нечистой силой Хэллоуин, когда те, кто его празднует, в эту силу не верят?

Последние годы в России приобрело определенную популярность празднование Хэллоуина. Праздник, восходящий к древним кельтским обычаям, но сегодня лишенный определенного религиозного смысла, отмечается в ночь на 1 ноября. Однако нельзя сказать, чтобы популярность этого праздника в России росла. Разве что в клубах и некоторых ресторанчиках чувствуется наступление Хэллоуина, где он рассматривается лишь как "коммерческий повод". Для большинства же россиян этот праздник либо вообще неизвестен, либо продолжает оставаться экзотикой - во всяком случае, проходит незамеченным. Влияния Хэллоуина на нашу жизнь практически не ощущается.

Пара поклонников Хэллоуина, спешащих в костюмах ведьм или приведений в клуб, едва ли более социально опасны и сильнее затрудняют нам жизнь, чем толпы пьяных по случаю какого-нибудь Дня города. Однако празднование Дня города почему-то никого особенно не возмущает. Хэллоуин волнует куда больше. Особенно взволнованы по поводу этого праздника церковно-общественные активисты и воодушевленные ими представители департамента образования Москвы. Первые объявляют Хэллоуин чуть ли ни коллективным поклонением "темным силам", а вторые считают недопустимым его проведение в школах, так как, по мнению чиновников, "это разрушительно для психики и для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся" (А. Гаврилов, пресс-секретарь департамента образования г. Москвы).

Когда я учился в школе, подобных "гонений на Хэллоуин" еще не было. В конце 90-х учителя сами как-то организовали проведение этого праздника в нашей школе. Мероприятием руководила учительница английского языка, которая хотела таким образом познакомить нас, школьников, санглийскими традициями и больше заинтересовать нас самим предметом. Помню, были все атрибуты Хэллоуина: конкурсы, томатный сок, самодельные костюмы, тыква со свечкой и праздничное застолье. Проводилось это всё, конечно, не ночью или вечером в клубе, а утром, в актовом зале школы. Воспоминания от этого праздника у меня, как и у других, остались достаточно светлые. Во всяком случае, "разрушительных последствий для психики" мы уж точно не испытали.

Сейчас в известных мне школах Хэллоуин или не проводят вовсе, или же, если есть инициатива самих школьников, его празднование ограничивается рамками класса, не принимая общешкольного характера. Учителя относятся к этому скорее неодобрительно и в организации Хэллоуина участия не принимают. Что ж, времена изменились. Впрочем, особенной жалости из-за того, что Хэллоуин уходит из школ, тоже не испытываешь. Экзотика – она и есть экзотика.

Но некоторые, упорно цепляясь за последние следы уходящей, так и не успевшей пустить корни, традиции, из года в год пугают нас Хэллоуином, исправно напоминая о дате его празднования и подробно объясняя, в чем состоит его "сатанизм". Фантазия клерикалов, ищущих проявления сатанизма в клубных вечеринках, намного богаче, чем у тех, кто собственно Хэллоуин празднует, выдумывая новые наряды и гримируясь под "зомби" и "ведьм". К поклонению "нечистым силам" Хэллоуин имеет столько же отношения, сколько день св. Патрика или день св. Валентина – к "экспансии католицизма". Пиво и зеленые трилистники или бумажные сердечки едва ли завлекут кого-то в лоно католической Церкви. Тыквы и томатный сок только в фильмах ужасов могут сделать из человека убийцу и сатаниста. Но, видимо, некоторые священники верят фильмам ужасов сильнее, чем фактам из реальной жизни.

Можно проследить общую закономерность в отношении людей к внедрению "зарубежных праздников" в России. Те, кто боится и ругает эти праздники, например, Хэллоуин, относятся к ним гораздо серьезнее, чем те, кто их празднует. Если для одних тыква или костюм ведьмы – явный признак служения бесам, то для вторых – очередной повод повеселиться. Вот как московские школьники и студенты отвечают на вопрос о том, как они провели Хэллоуин и как к нему относятся:

"Вчера было здорово! Не совсем так, как я ожидала, но, тем не менее, неплохо! Людей пришло мало, но это никак не повлияло на праздник! Всего было два ангела, один вампир (угадайте кто!), призрак, летучая мышь и кошка! ... Мы наелись чипсов и пирожных, смотрели ужастики, вызывали духов и гадали!"

"Вчера сели с другом, зажгли свечи, включили ужастик и стали бояться ...сплошной позитив"

"Когда работала в клубе, устраивали каждый год "тематическую вечеринку" по поводу Хэллоуина. Украшали зал, искали костюмы, раскрашивали лица и придумывали себе персонаж. Прикольно, весело, простор для фантазии. Праздником данный день не считаю, но поводом покреативить, внести что-то в повседневную жизнь - почему нет?".

Впрочем, кто-то, наоборот, на Хэллоуин жалуется и считает, что он не дает повеселиться, так как цены в клубах в этот день поднимаются в 2-3 раза. Наше общество остается в большинстве своем неверующим, религиозно индифферентным, несмотря на громкие заявления о "православном большинстве". Высокие цены – а не православные убеждения, не позволяющие, пусть даже и шутки ради, наряжаться "нечистой силой" - вот что отвращает молодежь от Хэллоуина. Когда людей не могут привести к вере в Бога, которая бы сама собой, автоматически, сделала празднование Хэллоуина чуждым, молодежь начинают пугать вполне материалистическим "разрушением психики".

Хэллоуин - это феномен секулярной культуры и он (во всяком случае, в России) начисто лишен религиозной компоненты. Хэллоуин – это не повод для общения с духами предков, заклинания разбушевавшейся нечистой силы. Вся нечистая сила нынче сводится к костюмам и гриму. Те, кто празднуют Хэллоуин, не верят в чертей. Они хотят просто веселиться. Это дело вкуса – какой антураж для праздника выбирать. Многие, думаю, согласятся, что антураж смерти и колдовства не очень подходит для веселья и вообще не очень привлекателен. Возражения против Хэллоуина могут строиться только как возражения против безвкусия. Если те, кто празднует Хэллоуин, боятся чертей "понарошку", перед экраном телевизора с пачкой чипсов, то те, кто хочет усмотреть в нем сатанизм, бояться чертей в самом деле. И хотят, чтобы этот страх передался тем, кто веселится на Хэллоуин. Они хотят к чертям бутафорским присоединить чертей настоящих, представив Хэллоуин как "сатанинский культ".

Но, может быть, важнее призывать к вере в Бога, а не в черта? Не надо лишний раз искать черта, пусть даже и в тыкве и томатном соке. А вот Бога стоит поискать, например, за куличами, крашеными яйцами, "водицей", "землицей" и тому подобными материальными источниками благодати. Чтобы Пасха со временем не превратилась в такой же безрелигиозный праздник с религиозными атрибутами, вроде дня св. Патрика или Хэллоуина.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]