Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
08-08-2007 18:48
 
Александр Храмов. ЛЕТНЕЕ ЛАКОМСТВО. О дискуссии вокруг «Письма десяти»

Всё происходящее вокруг "Письма десяти академиков" против "клерикализации российского общества" заставляет вспомнить один отрывок из "Мертвых душ". "Носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница рубит и делит его перед открытым окном… Насыщенные богатым летом, и без того на всяком шагу расставляющим лакомые блюда, они влетели вовсе не с тем, чтобы есть, но чтобы только показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной куче, потереть одна о другую задние или передние ножки, или почесать ими у себя под крылышками, повернуться и опять улететь, и опять прилететь с новыми докучными эскадронами"…

Само письмо было написано в задиристом тоне, явно рассчитанным не на серьезное обсуждение, а на газетную трескотню вокруг него. Чего хотели добиться им академики? Привлечь внимание к "клерикализации общества"? Но это слишком расплывчатые и общие слова. Конкретная проблема в письме была затронута только одна: постепенное интегрирование православия в систему государственного образования. Конечно, обсуждение того, каким образом православие должно быть представлено (и должно ли?) в системе светского образования, актуально и заслуживает пристального внимания. Но тогда бы это и стоило обсуждать отдельно. Академики же, сознательно или нет, смешали всё в одну кучу. Зачем было в этом письме упоминать "материалистическое мировоззрение"? Зачем было приводить цитату Вайнберга с более чем спорными утверждениями: "Опыт ученого делает религию совершенно несущественной"? Разве они не понимали, какой это отличный повод даст уйти от обсуждения конкретных проблем? Хотите обсуждать образование – обсуждайте только его. Но академикам, видимо, конструктивное обсуждение и не очень-то было нужно. Сложно сказать, что ими двигало. Возможно, лишний раз показать то, какие они заслуженные, как все прислушиваются к их словам, и какой шум может вызвать их письмо. Впрочем, это только догадки.

Очевидно одно: письмо всем доставило радостное удовлетворение. Оно явилось тем куском рафинада, сладким и притягательным, в жаркую летнюю пору, не очень-то и богатую новостями. С радостным жужжанием все слетелись на это письмо. Обсуждали громко и шумно, ходили взад и вперед вдоль письма, а нового так никто ничего и не сказал. Все остались при своем, и ни к чему не пришли. Впрочем, это и не удивительно. Каждый изо всех сил старался "показать себя" и лишний раз прокричать о своей и так уже всем известной позиции. "Союз православных граждан" в очередной раз обратился с письмом к руководству России о необходимости введения "Основ православной культуры" (ОПК). Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП, опять рассказал всем, как ОПК помогут улучшить нравственную атмосферу в школе. Движение "Свободные радикалы" провело пикет в защиту академиков, чтобы еще раз выразить свое негативное отношение к православию. "Другая Россия" выпустила заявление, в котором поддержала письмо, чтобы еще раз засвидетельствовать свой либерализм и напомнить о себе. Какое вообще она вообще имеет отношение к поднятой проблеме? А практически никакого. Видит – окно открыто – решила влететь. И тотчас же послышались радостные крики: вот, "Другая Россия" еще раз подтвердила свою антироссийскую и прозападническую сущность. Но что нового-то в этих криках? Ничего. Разве раньше в этом не обвиняли "Другую Россию"? Так, "Народный собор" еще в апреле призывал православных не ходить на Марш несогласных, повторяя те же обвинения, какие сейчас снова прозвучали в адрес "Другой России".

"Народный собор" решил "себя показать" и тут: он обратился в прокуратуру, обвинив Виталия Гинзбурга в разжигании межрелигиозной розни. А что, раньше не обращался с подобными заявлениями "Народный собор"? Обращался. Например, по поводу выставки "Запрещенное искусство" в Сахаровском центре. И какой толк был от этого заявления? Никакого. А он, в общем-то, и не важен. Важно лишь прилететь в нужный момент, посидеть на рафинаде, почесать ножкой об ножку и погромче заявить о себе.

Ну, а для вновь возникших движений – такой информационный повод слаще и радостней, чем для всех остальных. Недавно появившаяся организация "Объединенная православная молодежь" пикетировала здание Общественной палаты, протестуя против "Письма десяти". Любопытно, что дебютировала эта организация с очень "православным" лозунгом "Не дадим в обиду Бога" у стен всё того же Сахаровского центра. Не так уж и много поводов существует, где можно собраться и пожужжать о себе, любимом…

Одним из последних спохватился Евразийский союз молодежи (ЕСМ). Уж лучше поздно, чем никогда. Влетим, пока рафинад не убрали. Пикет из десяти-двенадцати человек, одетых в черное, с черными флагами и желтыми евразийскими стрелками на них, стоящий под жарким летним солнцем у здания президиума Академии наук, снова побуждает обратиться к гоголевскому тексту о "черных мушиных эскадронах". ЕСМ – вовсе не православная организация, ни по содержанию, ни по антуражу. Вся она строится на "традиционалистских идеях" Дугина, неоязыческих по сути, хотя Дугин и любит изображать из себя старообрядца. На мой вопрос, сколько из собравшихся на пикет являются действительно православными, а не просто уважающими православие как одну из возможный традиций, молодой человек из числа евразийцев замялся, стал считать и насчитал трех человек. Потом добавил: "Ну, может быть, четыре". Так зачем же они пришли возмущаться письмом академиков, направленным именно против православия? Ответ всё тот же: "Себя показать".

В качестве одного из лозунгов пикета был заявлен: "За Бога порвем!". Но, видимо, даже и евразийцы осознали, что это перебор, и потому развернули лишь транспарант "Слава Богу". Выступали, в основном, молодые люди. Ощущалось, что минуты через две после начала выступления многие из них чувствовали, что уж как-то совсем "зарапортовались" и потому спешили кончить свою речь кричалками вроде "Слава истине!", "Слава Богу!". Чтобы заполнить молчание, зачитывался Дугин. Тезисом Дугина "тотальность сакральности есть условие ее подлинности" была проиллюстрирована необходимость вмешательства Церкви во все сферы жизни. Хотя о "тотальности сакрального", вытесняющей и науку, и культуру, стоит говорить применительно к языческим, племенным религиям – но ни Дугин, ни его молодые последователи не отличают от них православия.

Один из выступающих заявил, что ЕСМ "очень жалеет, что сейчас не используется практика сжигания на костре", намекая, видимо, что ее стоит применить к академикам. При этих словах молодой человек из числа пикетчиков в черном облачении средневекового монаха натянул на себя черный колпак палача. Фотографы радостно принялись его щелкать. Потом, ближе к середине митинга, этот же молодой человек стал кричать: "Да здравствует Бог, святая любовь!". Его товарищи евразийцы старались спрятать свои смеющиеся лица за транспарантом. Завершился митинг словами "Мы дети богов, а не обезьян".

"Дети богов" стали сворачивать флаги: себя показать удалось. Все радостно ухватятся за слова о "кострах". Дело сделано. Пора разворачиваться и улетать.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]