Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
20-11-2003 13:36
 
Максим Зубов. BACK TO THE USSR. Почему русские «зарубежники» во главе с немецким архиепископом Марком (Арндтом) пошли на поклон к Московской патриархии?

Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), управляющий также Великобританской епархией РПЦЗ(Л), родился на территории Германской Демократической Республики, в советской зоне бывшего Третьего Рейха. До пострижения в монашество он носил имя Михаэля Арндта.

Довольно рано, почти сразу же по достижении совершеннолетия, Арндту удалось бежать на запад Германии, в ФРГ. Он получил образование в одной из самых известных богословских школ – Гейдельбергском университете. Защитил диссертацию по литературе Тверского княжества XIV века. Обратившись в Православие, Михаиэль Арндт стал активистом антисоветской левацкой организации "Народно-трудовой союз" (НТС), где получил кличку "Смелый Орел". По некоторым сведениям, имел контакты с советскими спецслужбами после попыток перебросить в СССР антисоветскую литературу. Приняв монашество с именем Марк, стал настоятелем исторического русского храма в Висбадене, вскоре был возведен в сан архимандрита, а в 1981 г. хиротонисан в викарного епископа Германской епархией РПЦЗ. Спустя три год стал правящим архиереем с титулом "Берлинский и Германский". Постоянно проживает в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, ведя достаточно аскетический образ жизни.

Несмотря на то, что Арндт изучал русский язык многие годы, он так и не смог овладеть им в совершенстве. По сию пору он совершает стилистические и синтаксические ошибки при произнесении проповедей на русском, равно как и в разговорной речи. Эффект усиливается крайним косноязычием архиепископа и специфическим произношением. Неслучайно самой желанной аудиторией для архиепископа Марка остаются немцы, плохо знакомые с Православием. Лишь их совершенно некритическое восприятие и неспособность сверять высказывания и деятельность Марка с православным Преданием, готовы к его благосклонному восприятию.

Первое время своего архиерейства Марк демонстрировал крайнюю сентиментальность по отношению ко всему "истинно-русскому", подражая традиционному стилю архиереев РПЦЗ. Как мог боролся с советской властью и сумел снискать расположение старших архиереев РПЦЗ за свои достижения в изучении русского языка. Первый период его архиерейского служения характеризовался крайним неприятием Московской патриархии и в идейном отношении, и в персональных проявлениях. Однажды на мероприятии, устроенном мюнхенским бургомистром, Марку пришлось столкнуться с митрополитом Венским и Австрийским Иринеем (Зуземилем), управлявшим приходами РПЦ МП не только в Австрии, но и в Баварии, и постоянно проживавшим в Мюнхене. Митрополит Ириней попытался завести миролюбивый разговор с Марком, но тот резко отрезал: "Я не понимаю по-немецки".

...В последнем номере своего епархиального издания – "Вестник Германской епархии РПЦЗ" - архиепископ Марк с гордостью сообщает о встрече зарубежнических синодалов с В. Путиным и заявляет, что эта встреча – результат работы, проводившейся на протяжении последних лет. В интервью первому каналу российского телевидения, посвященном все той же "исторической встрече", владыка Марк выглядел крайне смешно. Он поспешил сообщить телезрителям в России о том, что ему доводилось встречаться со многими президентами, главами государств и правительств (мы, дескать, не лыком шиты), но лишь в лице Путина, бывшего директора ФСБ, немеций православный эксперт увидел настоящего "русского православного человека".

Ранее, всего лишь десять лет назад, архиепископ Марк придерживался иной точки зрения. В России тогда, как ему казалось, православных вообще нет, потому что живущие "там" люди – "советские". В 90-е годы в Германию хлынул поток переселенцев из России и других республик бывшего СССР. Крайне бедные и озлобленные люди не вызывали у архиепископа Марка ни энтузиазма, ни сострадания. Все они, по его мнению, должны были непрерывно каяться и за грех цареубийства, и за все прочие грехи советской власти. Покаяние предполагалось деятельное, в виде бесплатного труда на благо епархии. При епархиальном центре сложилась целая трудовая колония. В своих посланиях пастве архиепископ Берлинский формировал неприязненное отношение к "советским" переселенцам.

В отношении же самой России у архиепископа Марка преобладали бонапартистские настроения. Иерархи РПЦ МП, подобно несчастным переселенцам, также должны были каяться и нести епитимью. Однажды, когда архиепископ Марк приезжал в Москву частным образом – никто из официальных представителей Церкви или государства не думал его приглашать, - на частной квартире, где он проживал, раздался телефонный звонок. На проводе был митрополит Владимир (Сабодан), управляющий делами МП в то время. Митрополит выразил желание побеседовать с приехавшим архиепископом Марком. Однако германский епископ в резкой форме передал через третьих лиц: "Я буду говорить с митрополитом Владимиром лишь в том случае, если темой разговора будет его покаяние - другие вопросы я обсуждать с ним не намерен".

Россия представлялась владыке Марку дикой миссионерской территорией. Он возглавил заочную духовную семинарию, призванную готовить "новое поколение" пастырей для российских структур РПЦЗ. Однако история сыграла с ним злую шутку. Поток переселенцев из России в своём большинстве вовсе не стал заискивать перед Марком и его приближёнными. Стало астрономически расти число приходов Московской патриархии в Германии. Людей интересовало то, что было им ближе, понятнее, то, что их окружало в России, а вовсе не аскетический идеал Марка (Арндта). Окружение Марка очень быстро осознало, что монополии на православие, и даже на русское православие в ФРГ, им сохранить не удастся.

Это и обусловило разворот церковной политики на 180 градусов. Теперь уже не представители МП, а владыка Марк постоянно искал встречи с Патриархом Алексием II, и даже не раз её добивался. Понимание того, что Патриарх и архиепископ находятся в совершенно разных "весовых категориях", уязвляло Марка и одновременно вызывало чувство подобострастного обожания. Не встречая сочувствия у старших архиереев РПЦЗ, старорусской закалки, Марк вкупе с молодыми епископами РПЦЗ начал готовить смену курса, окончательно испортил отношения со старыми архиереями, включая Митрополита Виталия, и дождавшись нужного соотношения голосов в Синоде, устроил переворот. Расколов Зарубежную Церковь и добившись смены курса в сторону сближения с МП, Марк стал как будто бы ближе к дальнейшей реализации планов собственного карьерного роста.

Нынешняя поездка архиепископа Марка в Москву проходит на качественно ином уровне, нежели все предыдущие. Впервые Марк – глава официальной церковной делегации, прибывающей по приглашению Патриарха. Ему не придётся более ютиться в качестве постояльца по квартирам случайных знакомых, он получит люкс в гостинице "Даниловская". Впервые ему предстоит испытать всю прелесть и славу положения патриаршего гостя. Это действительно скачок вверх.

Что же касается переговоров, то, следуя своей обычной манере, архиепископ Марк будет пытаться какое-то время блефовать, завышать собственный размер и возможности, вести демагогические разговоры с целью выявить позицию противоположной стороны и на её основе сформировать собственную стратегию ведения боя. Предметного обсуждения ключевых тем на нынешней стадии интеграционного процесса вряд ли стоит ожидать. Вероятнее всего, разговоры ограничатся определением периодичности встреч, круга участников переговоров и техническими деталями.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]