Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
01-07-2003 14:25
 
Михаил Тульский. РЕЛИГИОЗНАЯ ПАЛИТРА БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ. История и статистика

Территория Боснии и Герцеговины была заселена сербохорватскими племенами в VI-VII веках. Постепенно среди славянских племен начало распространяться христианство, которое стало господствующей религией на этой территории лишь в IX веке: считается, что первые священники были посланы сюда Римом (в VIII-IX веках северо-западная Босния вместе с Хорватией была оккупирована франками), однако в 930-х гг., после присоединения Боснии к Сербии, христианские приходы Боснии переподчиняются Константинополю, в 968 г. Босния присоединяется к Хорватии (находившейся в зависимости от Византии), в 1019 г. – непосредственно к Византии, а в 1026 г. становится независимой. Следует напомнить, что юридически разделение католиков и православных оформилось лишь в 1054 г., и до этой даты о "латинском" или "греческом" христианстве в Боснии говорить можно только условно.

В 1080-х гг. в Боснии основана католическая епархия, находившаяся в юрисдикции Сплитского, затем Барского, позднее — Дубровницкого, архиепископства. Преимущественно католическими были север и центр Боснии, а южное княжество Хум (Герцеговина), в 1168-1326 гг. входившее в состав Сербии, находилось в юрисдикции Сербской Православной Церкви и с 1219 г. было подчинено непосредственно сербскому архиепископу. Примечательно, что не только православные, но и католики сохраняли в Боснии славянскую литургию и письменность (сначала глаголицу, потом кириллицу).

В 1135 г. Босния присоединена к католической Венгрии, в 1166-1180 гг. вновь оказывается в составе православной Византии, после чего опять становится независимой. Король Венгрии Бела III, не сумев захватить Боснию, убедил Папу Римского вывести епархии Боснии и Герцеговины из митрополии Рагуза (Дубровник) в митрополию Спалато (Сплит), территория которого принадлежала Венгрии. Ответом боснийцев на этот шаг стало образование независимой Боснийской Церкви, в которой массовое распространение получила "ересь" богомилов (патаренов), приверженцами которой в 1190-99 гг. стали 10 тысяч боснийцев, симпатии к богомилам проявлял и боснийский бан (князь) Кулин (правивший в Боснии в 1180-1204 гг.). Папа Иннокентий III и венгерский король Еммерич объединили свои войска, чтобы истребить богомилов, но Кулин в 1203 г. собрал специальный совет в Болино Поле (ныне Зеница), на котором иерархи Боснийской Церкви объявили папскому легату Джоаннесу де Касамарису о приверженности католической религии в обмен на признание Римом независимость Боснии от Венгрии. Однако в течение правления следующего бана Стефана богомилы только укрепились. В 1233 г. бан Нинослав (1232-50) заявил о возвращении к католической вере, поэтому собиравшийся в 1234-39 гг. крестовый поход против Боснии так и не был осуществлен. Поставленный в 1238 г. католический епископ вскоре был вынужден покинуть территорию Боснии. В 1244 г. и 1253 г. были организованы крестовые походы против "ереси в Боснии", в результате которых Босния и Герцеговина присоединена к Венгрии, получив автономию: были образованы банство Босния, банство Усора (западная Босния), банство Соли или Тузла (восточная Босния), а южная Босния и часть Герцеговины управлялись хорватскими князьями Венгрии. Только районы Герцеговины вблизи Дубровника не вошли в состав Венгрии, а подчинились Венеции. При венгерском вассале короле Боснии Стефане (1322-53) – основателе династии Катроманичей – к Боснии присоединено княжество Хум (Герцеговина). Стефан Катроманич поддержал начавшуюся в 1340 г. францисканскую миссию в Боснии, а впоследствии принял католичество. В 1342 г. был учрежден францисканский викариат Боснии, в 1385 г. францисканцы имели в этой стране 4 монастыря, а до 1463 г. было основано еще 12.

Король Твртко (1353-91) присоединил часть Сербии и стал именоваться с 1377 г. королем Сербии и Боснии, после смерти венгерского короля Луи Великого в 1382 г. он провозгласил независимость Боснии, а в 1390 г. завоевал Хорватию. Первый турецкий набег на боснийские земли (точнее, Хум) совершен в 1388 г., на следующий год Твртко послал большую армию на помощь сербскому князю Лазарю в битве на Косовом поле.

Однако после смерти Твртко Боснийское королевство погрузилось во внутренние распри, постепенно сокращаясь до своих сегодняшних границ. Король Стефан Остоджа (1398-1418) оспаривал Боснию у "незаконного сына" Твртко короля Стефана Твртко II (1404-31), который привлекал на свою сторону турок, а после смерти Остоджи победил его сына с помощью венгров. Герцог Стефан Вукчич в борьбе с боснийскими королями отделил от их владений княжество Хум, которое по имени его титула получило название Герцеговины.

Ослабленная внутренней борьбой Босния становится добычей завоевателей-иноверцев. В 1448 г. турки захватили часть центральной Боснии вокруг поселения Врбосна, выросшего позже в город Сараево. Боснийский король Стефан Томач просил помощи у Католической Церкви, но Папа захотел сначала убедиться в преданности боснийцев его персоне, в отсутствии в Боснии "ереси". Томач собрал в 1459 г. духовенство Боснийской Церкви, приказав всем священникам либо засвидетельствовать веру в непогрешимость Папы и приверженность католичеству во всех догматах и обрядах, либо покинуть королевство: 2 тысячи пойманных богомилов были насильственно крещены по католическому обряду, 40 "непримиримых" изгнаны из Боснии в Герцеговину. Боснийский король просил Папу Пия II поскорее начать обещанный крестовый поход, вопрос о котором обсуждался постоянно после взятия турками Константинополя, тем более, что католический поход 1455 г. увенчался освобождением островов Эгейского моря, венгры и сербы в 1456 г. победили турок под Белградом, не дав им занять город и перейти Дунай. Стефан Томач так и не дождался крестового похода, скончавшись в 1461 г. На следующий год его сын Стефан Томачевич отказался платить дань турецкому султану Мехмету II. Весной 1463 г. султан пришел в Боснию с большой армией: как свидетельствуют католические источники, богомилы, недовольные преклонением двух последних боснийских королей перед Папой Римским, отказались защищать Стефана Томачевича, который разгромлен и казнен по приказу султана в июле 1463 г. После этого Пий II в октябре 1463 г. объявил крестовый поход, однако в реальности это объявление так ни во что не воплотилось (Пий II умер в августе 1464 г., так и не успев сформировать войско, а новый Папа Павел II даже и не вспомнил о крестовом походе, занимаюсь только решением внутрикатолических проблем и борьбой с гуситами).

Результаты турецкой оккупации были ужасны: 100 тысяч боснийцев обоего пола были проданы в рабство, 30 тысяч юных босницев забраны в янычары. Турки объявили, что переходившие в ислам получали освобождение от налогов и другие привилегии: славянская знать, принявшая ислам, приравнивалась к турецкой знати. Однако большая часть населения бежала из-под турецкой оккупации в следующие десятилетия, а оставшиеся жители не спешили отказываться от веры предков: по данным первой проведенной турками переписи, в 1468-69 гг. в Боснии (Санджаке) зарегистрировало 37 125 христианских и только 332 мусульманских домашних хозяйств, кроме того, учтено почти 9 тысяч холостых и вдовых христиан. В 1485 г. в Боснии было 30 552 христианских и 4 134 мусульманских хозяйств, а также 2 491 холостых христиан и 1 064 холостых мусульман. В 1489 г. осталось 25 068 христианских и 4 485 мусульманских хозяйств. В середине 1520-х гг. в Боснии (Санджаке) жили 98 096 христиан и 84 675 мусульман. На рубеже 1520-30 гг., по данным турецкого историка Омера Лутфи Баркана, в Боснийском Санджаке было 334 325 жителей, из них 38,7 % составляли мусульмане. В Герцеговине, завоеванной турками только в 1482 г., и в северных банатах Боснии Яйце и Сребреница, отторгнутых от Венгрии в 1526 г., исламизация шла менее активно.

В 1624 г. албанский священник Петер Масаречи писал, что в Боснии живут 150 тысяч католиков, 75 тысяч православных и 450 тысяч мусульман. После того, как австрийцы отвоевали у турок Венгрию и Хорватию, мусульмане из этих территорий в 1690 г. переселились в Боснию.

В 1875 г. в Герцеговине началось восстание крестьян-христиан против турецкого владычества, которое перекинулось на некоторые районы Боснии, а в 1878 г. Босния была присоединена к Австро-Венгрии. Если при турках в 1874 г. 51,9 % населения составляли мусульмане, 32,63 % – православные и 14,97 % – католики (185 503 человек), то по данным австрийской переписи 1879 г. из 1 158 164 жителей было 448 613 мусульман (38,75 %), 496 485 православных (42,88 %) и 209 391 католиков (18,08 %). В 1910 г. на 1 898 044 жителей приходилось 825 918 православных (43,49 %), 612 137 мусульман (32,25 %) и 434 061 католиков (22,87 %). В городах Боснии и Герцеговины и в 1910 г. преобладали мусульмане (50,76 %), за ними шли католики (24,49 %), и только потом православные (19,92 %).

Тенденция роста доли православных и католиков при падении доли мусульман сохранялась и после распада Австро-Венгрии и вхождения Боснии в состав Югославии: в 1931 г. на 2 323 555 жителей Боснии и Герцеговины было 1 028 139 православных (44,25 %), 718 079 мусульман (30,9 %) и 547 949 католиков (23,58 %). Из остальных примерно две трети составляли евреи, одну треть – протестанты. Мусульмане по-прежнему преобладали в Сараево, составляя там 37,9 % против 27,3 % католиков и 23,8 % православных.

Оккупацию Югославии гитлеровцами хорваты в большинстве своем приветствовали, сербы и мусульмане, напротив, отнеслись к ней неодобрительно. К 1964 г. югославский Федеральный статический комитет собрал сведения о 179 173 погибших во второй мировой войне 1941-1945 гг. жителях Боснии и Герцеговины, из них было 129 114 сербов, 29 539 мусульман и 7 850 хорватов, остальные погибшие – в основном евреи. Кроме того, немцы и хорватские усташи проводили политику изгнания сербов и переезда в их дома хорватов.

В большинстве переписей населения в социалистической Югославии религиозная принадлежность не учитывалась, однако о ее изменении можно судить по изменению национального состава населения (появившиеся в 1961 г. "югославы" как символ единения народов страны в основном были неверующими).

Национальный состав населения Боснии и Герцеговины в 1948-91 гг.

Год переписи

1948

1953

1961

1971

1981

1991

Все население

2565277

2847790

3277948

3746111

4124256

4377033

Хорваты

614123

654229

711665

772491

758140

760852

Словенцы

4338

6300

5939

4053

2755

2190

Мусульмане

788403

891800

842248

1482430

1630033

1902956

Сербы

1136116

1264372

1406057

1393148

1320738

1366104

Черногорцы

3094

7336

12828

13021

14114

10071

Македонцы

675

1884

2391

1773

1892

1596

Югославы

275883

43796

326316

242682

Албанцы

нет данных

нет данных

3642

3764

4396

4925

Цыгане

нет данных

нет данных

588

1456

7251

8864

Рутены и украинцы

нет данных

нет данных

6136

5474

4613

4062

Другие и не указавшие нацию

18528

21869

10571

24705

54008

72731

Распад Югославии привел к обострению противостояния трех наций, говорящих на одном языке и имеющих общее происхождение, но исповедующих разную религию. Впервые в истории при поддержке США сложился странный альянс католиков и мусульман. В октябре 1991 г. хорватские и мусульманские депутаты боснийского парламента приняли меморандум о суверенитете республики. В ноябре 1991 г. боснийские сербы на референдуме высказались за создание обновленного югославского государства вместе с Сербией. 9 января 1992 г. провозглашена Республика Сербская Боснии и Герцеговины, а 3 июля 1992 г. провозглашено хорватское государство Герцег-Босния. Официальное правительство Боснии стало практически полностью мусульманским и ориентировались на союз с хорватами, однако часть мусульман встали на сторону сербов. В межнациональной и межрелигиозной войне погибли 250-270 тысяч человек, 1,4 млн. стали беженцами (большинство сейчас вернулись), разрушено и повреждено большое количество мечетей, православных и католических церквей. Доля мусульман в населении Сараево выросла с 50 % до 90 %. В конце 1995 г. в стране размещены миротворцы НАТО, которым до сих пор принадлежит основная власть в стране, созданы мусульмано-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины (51 % территории) и Республика Сербская (49 %).

В апреле 1997 г. состоялся первый визит в независимую Боснию Папы Иоанна Павла II, в июне 2003 г. – второй визит. По данным на конец 1998 г. в стране жили 454 тысячи католиков (в том числе 5 тысяч греко-католиков, в основном рутенов (русинов)), 604 священника и монаха, 511 монахинь. Число католиков за период войны снизилось сильнее, чем число мусульман или православных: многие беженцы-хорваты так и остались в Хорватии.

В середине 2001 г. в Боснии и Герцеговине жили 3 798 336 человек, из них в Республике Сербской – 1 490 993 или 39,25 % (в 1991 г. на территории будущей Республики Сербской жили 1 623 842 человека или 37,1 % населения Боснии и Герцеговины). Если распределить тех, кто в 1991 г. назвались "югославами" и не определили свою национальность, то в 2001 г. мусульмане составляли около 50 %, сербы – 36-38 %, хорваты –12 %, другие – 1 %.

По данным Всемирной христианской энциклопедии (2001), в Боснии насчитывалось 3 тысячи протестантов и евангеликов и 32 тысячи пятидесятников и харизматов – последняя цифра по-видимому завышена (во любом случае заимствованная из "Книги фактов ЦРУ" и кочующая по энциклопедиям цифра в 4 % протестантов в Боснии далеко не отражает ни сегодняшнюю, ни прошлую реальность). В 2001 г. в Боснии было 2 487 посещавших собрания Свидетелей Иеговы, из них 1 085 крещеных иеговистов (в 1997 г. их было 1 943 и 796 соответсвенно). По данным международных объединений лютеран и адвентистов, их единоверцы в Боснии отсутствуют. Босния не значится и в списке 63 стран, где есть меннониты. Нет страны и в списке 107 стран, где есть церкви мормонов или число мормонов превышает 500 человек. Еще в 2000 г. Всемирный баптистский альянс отмечал отсутствие своей организации в Боснии, однако недавно агентство "Баптист-Пресс" сообщило, что 12 апреля 2003 г. некий координатор баптистской Церкви в Сараево Томислав Добутович основал Протестантский евангелический союз в Боснии и Герцеговине, объединивший независимые церкви и объединения страны.

Кроме христиан и мусульман, в Боснии живут и евреи: однако от 20 тысяч в 1930-х гг. в 2000 г. осталось по данным ежегодника Сохнут лишь 0,3 тысячи евреев (впрочем и эта цифра скорее всего завышена: Сохнут в 1960-90 гг. неизменно числил здесь 1,6 тысяч евреев, хотя по данным переписей их число колебалось в меньших пределах: в 1961 г. – 381 человек, 1971 г. – 708, 1981 г. – 343, 1991 г. – 426).


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]