Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
13-12-2005 22:37
 
Без права на ошибку. Саперные методы выстраивания "вертикали" грозят вырождением не только российскому исламу

Развитие истории с "неудачной монографией" Романа Силантьева и обиженными мусульманами показывает одну любопытную закономерность конфессионального поля эпохи медиа-технологий. Там, где государство или "ответственные структуры" пытаются управлять конфессиональными процессами, происходит одно и то же: структура тяготеет к бинарности. Образуются полярные пары, выстроенные не на противоположности вероучительных принципов и даже не на противоположности лиц, а на различном отношении к вертикализации конфессионально-государственных отношений.

И, соответственно, любые попытки смягчить конфликт приводят к дальнейшей поляризации и выделяют тяжелую фракцию – радикальное движение внутри конфессии. Однако эта фракция вовсе не включена в постмодернистский "диалог с властью", а заполняет дефицит "горизонтального" развития конфессий. Но перейдем от теории к практике...

Книга Силантьева в этой перспективе видится грамотным ходом с целью индикации полярных структур в российском исламе и дестабилизации его общего положения. В дестабилизированном сообществе уже нет вопроса о "вице-президенте" и принципе равенства конфессий. Соответственно, внутренний, "горизонтальный", конфликт между квазилиберальной (на самом деле - примитивно лоялистской) партией Талгата Таджуддина и более консервативной, к которой принадлежит Нафигулла Аширов, превращается в конфликт вертикальный, то есть чисто идеологический. Кто против планов упорядочения конфессий и повышения их управляемости? Выходи! Таким образом, чисто религиозный или религиозно-нравственный вопрос выносится в плоскость политической прагматики.

После этого ОВЦС МП грамотным ходом выводится из-под огня заявлением протоиерея Всеволода Чаплина, который обвиняет сайт "Правая.ру" в клевете. (Никакой клеветы на самом деле не было - может быть, так, сократили слегка слова протоиерея.) Получается, что если государство не смогло утвердить законодательно принцип "одна конфессия – один лидер" и повысить степень их управляемости, то этот принцип фактически воплотили методами "направленного взрыва" внутри конфессионального поля. Дальнейшее развитие событий – за медиа-пространством. Оно должно само среагировать и развести две фракции, "легкую" и "тяжелую", в политическом спектре, а полученной липовой спектрограммой усердно потчевать общественное мнение и спонсоров масс-медиа.

Одновременно ряд исламских деятелей спешит отметиться в защиту исторического герба России. Здесь срабатывает защитный рефлекс, но, вместе с тем, мусульмане понимают, что перспектив у начинания Аширова в обозримом будущем нет никаких, и вскорости их начнут политическими средствами пододвигать к копированию одной матрицы. Такой универсальной "конфессиональной матрицей" в РФ де-факто является РПЦ МП. Это единственная конфессия, которая понятна государству и которая в силу исторических обстоятельств поставляет идеологию для современной России. Ряд деятелей ислама апеллирует к факту долгого исторического признания российскими мусульманами христианских символов на гербе, но в этом признании кроется внутреннее противоречие. Христианские символы признаются на гербе России как на гербе государства, которое еще не вошло в умм-уль-ислам, так что перспектива тут имеется. Впрочем, как бы ни звучала традиционная точка зрения исламского сообщества на будущее Российской Федерации, заявления Талгата Таджуддина ясно свидетельствуют об ощущении опасности внешнего управления: "Вопрос не в том, чтобы объединиться в одну организацию – необходимо единение в сердцах. А оно не за горами. Тем более что мусульмане страны и не разъединялись, не проклинали друг друга. Все наши расколы искусственные" (из интервью "Порталу-Credo.Ru").

Отдельно надо сказать о Кресте Христовом, который призван спасать и объединять, но объединять через первоначальное разделение. Размышление о полезном разделении по линии веры, разделении, приводящем в конечном счете ко Христу, кажется куда более полезным, чем разделение по вертикальной линии "лояльности/нелояльности", которая в постмодернистском ключе разделяет и атомизирует ради самого разделения. Пока инициированное сверху медиа-поле определяет направления дискуссий и направления разделений, у российских конфессий (как христианских, так и исламских) мало шансов выйти на путь плодотворного и традиционалистского углубления.

Алексей Муравьев,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]