Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
23-10-2002 20:43
 
Святой Иаков и его оссуарий перед лицом исторической критики

Новые сенсационные открытия ученых возвращают читателей к полузабытой проблеме, некогда будоражившей умы ученых мужей и вызывавшей дискуссии между представителями различных школ: какова степень историчности сведений, сообщаемых в последних частях Нового Завета, прежде всего, в Деяниях Апостолов и посланиях их?

Каменный оссуарий (костница) из окрестностей Иерусалима с надписью на арамейском языке "Иаков (Яакоб), сын Иосифа, брат Иисуса (Йешуъ)" датируется парижским палеографом Андрэ Лемэром приблизительно 63 годом н.э. Лемэр подробно изложил результаты своих исследований в выпуске за ноябрь/декабрь 2002 года научного журнала "Biblical Archaeology Review" в статье "Погребальная урна Иакова, брата Иисуса".

Хотя этот журнал и является примером "высокой вульгаризации" или, говоря проще, научно-популярного издания, результаты Лемэра явно превосходят практически все открытия христианской археологии, сделанные за многие годы.

Проблемы, разумеется, есть и с этим объектом. Хотя оссуарий и похож на подобные же образцы I в., его происхождение весьма туманно. Он, как известно, хранится в частной коллекции в Иерусалиме, и проследить его историю будет крайне сложно. Однако, кажется, что палеографическое свидетельство, подкрепленное химико-минералогическим анализом, может быть решающим в оценке подлинности этого объекта.

К сожалению, предание не сохранило нам свидетельств о том, где находилось тело св. Иакова после погребения, однако нет ничего невероятного в том, что мощи хранились в одной из церквей Святого Града. Иерусалим пережил немало катаклизмов с тех пор, монофизитские восстания в 5 и 6 вв., завоевание персами, а затем арабами в 7 в., войны арабов с крестоносцами… Так что оссуарий вполне мог затеряться, чтобы всплыть в начале 3-его тысячелетия.

Как известно, св. апостол Иаков, именуемый Братом Господним, был старшим сыном Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Новый Завет упоминает о четырех последователях Христа, живших в его время, носивших имя Иаков: 1). Сын Зеведея и брат Иоанна (Мар.1:19); 2).Сын Алфея (Мар.3:18); 3) Отец Иуды не Искариота (Лук.6:16); 4). Брат Господень (Гал.1:19).

Согласно апокрифическому "Протоевангелию Иакова", он сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Иисусом Христом, Марией и Иосифом и с ними же вернулся в Иудею.

Иаков был первым епископом Иерусалима и пользовался уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Он занимал важное место на первом соборе Церкви: первый утвердил голос Петра и высказал предложение, которое было принято всем собором. К нему в дом приходил апостол Павел, и собрались все пресвитеры, чтобы слышать повествование об обращении язычников. Он назван у св. Павла братом Господним, столпом Церкви, прежде апостолов Петра и Иоанна, и вместе с ним подал руку Павлу и Варнаве в знак согласия и, вероятно, с своим мнением, чтобы Павел и Варнава шли на проповедь к язычникам, а Петр и Иоанн к обрезанным – к иудеям. Ему досталась трудная паства: иудейское простонародье, книжники и фарисеи, архиереи и старейшины объявили ему войну. По преданию, он составил один из первых чинов главного богослужения христиан – литургии, изводом которой, вероятно, является "Литургия Апостола Иакова".

Даже иудейский Талмуд говорит о св. Иакове как о чудотворце и указывает на виллу или мызу Шеханию, из которой, будто бы, происходил он: "Раввина Елеазара, сына Дамагова, ужалила змея; и пришел Иаков, муж родом из мызы Шехании, исцелить его во имя Плотника; Приступил Иаков, из мызы Шехании, исцелить его во имя учителя своего Иисуса". Иосиф Флавий, не упоминая о других апостолах, отмечает, однако же, мученическую кончину св. Иакова, брата Господня, и даже считает эту кончину причиной разрушения Иерусалима.

Согласно истории, излагаемой писателем Гегесиппом, саддукей Анан был первосвященником всего три месяца, и низвержен Альбином именно за смерть Иакова и некоторых других. Христианские историки гораздо подробнее изображают мученичество св. Иакова. Они говорят, что в праздник Пасхи, когда в Иерусалим стеклись народы со всех краев света, фарисеи и книжники пришли к св. брату Господню и умоляли его, чтобы он научил народ отступлению от Христа. Апостола поставили на крышу Соломонова храма, но Иаков начал проповедовать о Христе как об истинном Мессии. Тогда фарисеи и книжники столкнули его с крыши вниз. Умирающий Иаков стал на колени и молился, а толпа бросала в него камни. Кто-то хотел защитить Иакова, но из толпы ринулся ремесленник и белильным деревом (валек, которым валяют сукно) нанес апостолу смертельный удар в голову. Он скончался, повторяя молитву брата Христа: "Господи, отпусти им грех сей; не видят бо, что творят".

Фигура ап. Иакова привлекала внимание раннехристианских писателей, так автор знаменитых "Псевдо-Климентин" описывает его как противника ап. Павла и даже более важного апостола, чем сам Петр, однако у ученых нет оснований доверять этому источнику. Отождествление надписи на оссуарии из Иерусалима может пролить свет на историю его мощей и на почитание св. Иакова в иерусалимской общине во II–IV вв.

Источники об Апостоле Иакове, Брате Господнем:

I.Подлинные источники: Деян 12:17; 15:13; 21:18; 1 Cor. 15:7; Гал. 1:19; 2:9, 12. Мф. 13:55; Мк 6:3."Послание Иакова"

II. Иосиф Флавий: Древности,XX. 9, 1. Гегесипп у Евсевия Памфила, ЦИII. 23 Иероним Стридонский: Catal. vir. ill. c. 2, глава "Jacobus.".Епифаний Кипрский, Haer. XXIX. 4; XXX. 16; LXXVIII. 13 sq.

III. Апокрифич. источники: "Протоевангелие Иакова": Protevangelium Jacobi, ed. C. Tischendorf //"Evangelia Apocrypha," pp. 1–49; Proleg. pp. xii-xxv.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]