Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-08-2005 17:58
 
Синдром "Гарри Поттера". У необъяснимой неприязни серьезных людей к герою сказок Роулинг может найтись простая причина

Возможно, кому-то станет смешно, что мы снова беремся комментировать писания малоизвестного до недавних пор и, надо сказать, довольно среднего импортного автора ‑ Джоан Роулинг. Да-да, снова о злополучном Гарри Поттере. Точнее, о ставшем злополучным из-за кого-то, слишком близко принимающего к сердцу похождения сказочного мальчишки. Кстати, чем-то неуловимо похожего то ли на Карлсона без пропеллера, то ли на Вольку ибн-Алешу из так же полюбившейся детям отечественной "фэнтази" Лагина.

"Да что в нем такого, в этом Поттере?" ‑ возмутится, наверное, какой-нибудь здравомыслящий читатель, когда-то раскрывший одну из книжек Роулинг, прочитавший с усилием пару страниц и зарекшийся когда-либо открыть этот "бестселлер" снова. И будет абсолютно прав: ничего особенного там попросту нет. Это нечто, похожее на ароматную жевательную резинку, за возможность обладать которой малые дети готовы жертвовать все свои сокровища. Поэтому они и ныряют в повествование о похождениях юного волшебника с тем самозабвением, с каким никогда не нырнешь в описание "героического подвига" Павлика Морозова или в казенный учебник жизни под названием "школьная обязаловка".

Любой мало-мальски не затюканный ребятенок лет восьми-двенадцати на вопрос, чем ему так нравится Гарри Поттер, не задумываясь, ответит: "Тем, что он...". А дальше пойдут варианты: ...что он смел, что верит в чудеса, что у него есть чувство юмора, что он не боится чертей, что у него все так получается и т.д. Не стоит подозревать, что эти ответы предположительны: специально с полчаса дивил детей в своем дворе разными фокусами, чтобы поспрашивать затем о Гарри Поттере, истории о котором, разумеется, всем знакомы.

Впрочем, что-то подобное помнится и из собственного детства. Правда, тогда это был не Гарри, а Гекельберри. И не Поттер, а Финн, в христианской принадлежности которого, несмотря на всю сомнительность образа жизни этого героя Твена, не сомневался никто. Поэтому первой реакцией на серьезные рассуждения дядей и тетей, да еще обремененных учеными степенями, о том, не является ли главный персонаж сказок Роулинг антихристианским героем, становится недоумение, смешанное с чувством неловкости за поколение своих сверстников. А потом, хочешь - не хочешь, начинаешь задумываться, что могло быть спусковым механизмом такой необъяснимой, кричаще неадекватной, но часто совершенно искренней реакции.

Из прессы: "Мнения христиан относительно книг о Гарри Поттере разделились: многие опасаются, что, прочитав их, дети начнут увлекаться оккультизмом. Между тем, отставной капеллан ВВС США священник Чарльз Арник из американского города Нью-Арк не видит в этом никакой проблемы: "Я думаю, что романы о Гарри Поттере сделали очень большое доброе дело: они заставили детей читать книги, - считает священник. ... такие книги "показывают различия между добром и злом", они "являются плодом фантазии, а не богословия, и поэтому Католическая Церковь не может и не должна осуждать их".

"Многие церковные лидеры обеспокоены тем, что колдовство, показанное в фильме, окажет плохое влияние на детей, особенно в день Рождества. "Би-би-си выбрала самое неподходящее время, чтобы показать этот фильм, - заявил представитель Церкви. - Гарри Поттер занимается колдовством и черной магией. Несмотря на то, что это сказка, это, в то же самое время, спекуляция о сверхъестественном".

Как видим, христианские священники, принадлежащие, правда, к западной, англиканской традиции, придерживаются принципиально разных мнений. Свидетельствует ли это, что одни из них христиане, а другие, извините, "антихристиане", вроде подозреваемого в подобном самого Поттера? Вряд ли. Да и не одни лишь представители западных Церквей вступили в "увлекательную игру" вокруг сказок Джоан Роулинг.

Например, на сайте московского Сретенского монастыря "Православие.Ру" размещена заметка некоего Григория Петрова под названием "Давать оценку книгам, а не трактовкам". Автор (возможно, что "Г. Петров" это псевдоним) тактично, но твердо осуждает отзывы священнослужителей, не находящих в книжках о Гарри Поттере никакой антихристианской крамолы: "Я тоже очень уважаю мнение отца Андрея и его миссионерскую деятельность, но не могу согласиться с его рассуждениями о данной книге. Конечно, если бы ребенок после прочтения "Гарри Поттера" мог бы выслушать изощренную экзегетику опытного богослова, то православные родители не имели бы оснований беспокоиться. ... Книга написана таким образом, что ребенок вместе с самим главным героем узнает о мире магов больше и больше, входит в него и сам оказывается "хорошим волшебником". Что, по мнению автора, "заставляет нас всерьез задуматься о том, как оградить своих детей от подобных произведений".

Исключительной "греховности" произведений Роулинг посвящены даже целые "исследования". Такие, например, как обширная публикация Екатерины Левичевой "Метафизика "Гарри Поттера", появившаяся пару лет назад на православном сайте "Русское Воскресение". В ней автор самым усердным образом анализирует образ героя всеми доступными ей способами, включая вульгарную халдейскую нумерологию. В некоторых случаях она прибегает даже к фальсификациям, заявляя, например, что "многие западные интеллектуалы, называющие себя христианами, находят параллели между Гарри Поттером и самим Господом Иисусом Христом: как и Христос, принесший Себя в Жертву за грехи людей, Гарри рискует собой, чтобы спасти своих друзей и вообще всех людей на Земле, для этого он считает своим долгом во что бы то ни стало остановить Вольдеморта". И, думаете, зачем все это? А лишь затем, чтобы сделать вывод: "Гарри Поттер" страшен тем, что здесь сказка спуталась с реальностью: эзотерические символы оживают и приходят со страниц этих смертельно опасных книг в каждый дом".

Разумеется, не могли обойти нашего героя вниманием и правоохранительные органы, которые стоят в России, как известно, на страже духовного здоровья нации. В 2001 году Московская городская прокуратура рассматривала жалобу некоей православной верующей, обвинившей издателей книг Роулинг – издательство "РОСМЭН", в том, что они оскорбляют ее "религиозные чувства, размывают основы православия, способствуют пропаганде колдовства и оккультизма". Аналогичная ситуация была и в США, где группа прихожан одного из приходов Питсбурга во главе со священником обратилась в суд и даже устроила показательное сожжение "богопротивных" писаний. А их коллеги в Украине объявили героя сказок Роулинг и вовсе сатанистом.

Заметим, что прокуратура не нашла тогда в исследуемых книгах никаких оснований для возбуждения уголовного дела и разгоравшийся было скандал потух. Вплоть до января 2003 года, когда по экранам уже вовсю катилась киноверсия приключений Гарри Поттера. Правда, самому Поттеру на этот раз повезло, зато досталось эльфу Добби из фильма "Гарри Поттер и тайная комната". В этом тщедушном сказочном существе, избегавшем каких-либо нареканий даже в пору средневековой охоты на ведьм, бдительные россияне нашли-таки ряд черт, которые привели их к выводу, что в его облике явно просматривается пародия на... Путина. Разумеется, ни одна прокуратура не осмелилась принять к рассмотрению готовившиеся исковые заявления на предмет оскорбления гражданских чувств и достоинства президента. А кремлевская администрация, несмотря на навязчивые вопросы репортеров, догадалась упорно хранить молчание.

Все эти разноприродные претензии к сказкам Джоан Роулинг и их главному герою приведены здесь только затем, чтобы задаться главным вопросом, естественно проистекающим из факта самого пристального внимания общественных и религиозных кругов к очень среднему явлению на фоне мировой беллетристики. Почему именно "Гарри Поттер", а не трилогия Толкиена или даже не "волшебник страны "Оз"? Что могло настолько обеспокоить людей, чтобы вызвать у значительного их количества по отношению к герою фэнтази Роулинг явно просматривающуюся фобию?

Нет нужды доказывать, что основная масса претензий в этом плане продиктована религиозными мотивами. Люди, принадлежащие преимущественно к христианскому вероисповеданию, усматривают в действиях героя нечто, что противоречит их представлениям о допустимости, – волшебство, магические действия, общение героя с разного рода сказочными существами. Но почему? Ведь, казалось бы, принадлежность к религии и Церкви должна способствовать большей уверенности у людей в своей защищенности от всевозможных соблазнов зла, а не наоборот. Кроме того, Гарри Поттер далеко не единственный выдуманный герой, который обладает способностями к разного рода волшебству и живет в таком же волшебном фантастическом мире.

Некоторые считают, что виной всему огромная популярность книг Джоан Роулинг, которая становится причиной отвлечения детей от изучения основ религии и возникновения у них склонности к магии и волшебству. Но тогда выходит, что Гарри Поттер воспринимается религиозными людьми как бы соперником религиозных авторов? Но из этого можно сделать только одно заключение. А именно: восприятие такими верующими основ исповедуемой ими веры тождественно восприятию сказочной материи. Такое восприятие религии мало отличается от восприятия сказочной магии: просто первая ‑ это свет, а вторая ‑ тьма. А естественная привлекательность для детей всего волшебного и таинственного принимается, таким образом, как опасность для успешного продолжения традиции религиозного воспитания.

В результате такого поверхностного, "нерелигиозного" представления о собственной религиозной основе, во всем, что видится в том же примитивном ключе, но не содержит традиционной для вероисповедания атрибутики, а тем более – использует какую-то другую, такой "по-народному" верующий усмотрит, разумеется, все признаки бесовщины. Тем более что о Гарри Поттере в младшей подростковой среде нашего в подавляющем большинстве лишь номинально православного общества, и говорится, и рассказывается гораздо больше, чем об основах христианской этики. И когда, обращаясь в прокуратуру с жалобой на книги Роулинг, несомненно верующая женщина считает, что они "размывают основы православия", то это не вина ее, а наша общая беда. Не "вина" это и Джоан Роулинг, а тем более не Гарри Поттера. Это "заслуга" тех, на ком лежит ответственность за достойное, отвечающее евангельским ценностям, сохранение и продолжение христианской традиции, не имеющей с магией и волшебством ничего общего.

Что же касается самого героя, то примером наиболее здравого отношения к его похождениям можно считать мнение, высказанное однажды диаконом Андреем Кураевым:

"Недобрым глазом я читал книги про Гарри Поттера. Ведь это книжка про мальчика, который учится в волшебной школе, и преподают ему колдуны. Я был готов разглядеть в них "глубины сатанинские", полускрытые антихристианские выпады, пропаганду безнравственности… И я вздрогнул, когда в первом же томе нашёл упоминание о некоем волшебнике – "мистере Николасе Фламеле, в прошлом году отметившем свой шестьсот шестьдесят пятый день рождения". Ну, – подумал я, – до сатанинского числа не хватает лишь единички. И вот, наверно, в следующем томе, который опишет жизнь Гарри год спустя, и появится на сцене этот самый Фламель, прежде лишь упоминаемый другими персонажами… Но сюжет повернулся совсем иначе. Так долго Фламель жил потому, что смог изобрести "философский камень", дарующий людям бессмертие. Но, увидев, что и злые силы стремятся завладеть его открытием – он сам уничтожил своё создание. И обрёк себя на скорую смерть. Так и не дожив до того возраста, который мог бы быть обозначен апокалиптическим числом. Так что подозрение в том, что тут начал разворачиваться сатанинский сюжет, отпало. Вот и всё. Больше в прочитанных мною четырёх томах (и в фильме по первому тому – это я первый раз попал в кино после того, как сходил на "Титаник"), я не встретил ничего, что вызвало бы возмущение. Нет, нет, возмущение вызывало многое – но каждый раз оказывалось, что этими же словами и поступками персонажей возмущалась и сама автор этой сказки. В итоге осталось одно разномыслие: автору – Дж. Ролинг – мир волшебства нравится, мне – нет" (А. Кураев, "Гарри Поттер" в Церкви: между анафемой и улыбкой").

Михаил Ситников,

для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]