Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
30-05-2005 19:05
 
«Мягкий» раскол становится «жестким». Новые решения Сербской Церкви относительно Охридской архиепископии обостряют проблемы православия на Балканах

Неожиданную сенсацию принес завершившийся на прошлой неделе в Белграде Архиерейский Собор официальной Сербской Православной Церкви. Он наложил интердикт (то есть совершенно отлучил от общения) на все православное население Македонии и заявил о создании собственной автономной Охридской архиепископии на территории соседнего с Сербией государства. Столь жестким решением закончился многолетний переговорный процесс между Сербской патриархией и "самопровозглашенной" Македонской архиепископией, который велся с переменным успехом при посредничестве и Московской, и Константинопольской патриархий. Помимо прочего, можно говорить и о новом досадном церковно-дипломатическом провале Москвы, которая, по понятным причинам, находится в достаточно доверительных отношениях с патриархией в Белграде.

Едва ли решение Белградского Собора было согласовано с Москвой, представитель которой – протоиерей Николай Балашов – активно занимался "челночной дипломатией" по прямому поручению Патриарха Алексия II, которого о содействии в разрешении "македонского церковного вопроса" неоднократно просил президент Македонии. По словам о. Николая, его усилия начали было приносить первые плоды, и на горизонте забрезжила перспектива включения в диптихи поместных православных Церквей нового, 17-го по счету, члена. Но вдруг Сербская патриархия перечеркнула все усилия и, возможно, отбросила перспективы решения "македонского вопроса" на десятилетия.

Надо заметить, что "македонский вопрос" не было до сего момента самым острым в "мировом православии". Автокефалия древней Охридской архиепископии была восстановлена в 1967 году иерархами, рукоположенными Сербской Церковью. Хотя Белград и прервал каноническое общение с этими иерархами, он продолжал признавать их архиерейский сан и допускал окормляемых ими мирян ко причастию в своих храмах. Строго говоря, преемниками сохранявшей свою автокефалию вплоть до конца XVIII века Охридской архиепископии являются три поместных Церкви: помимо Македонской, это Сербская и Болгарская. В раннем Средневековье Охрид считался болгарским городом, а сейчас он находится на территории Македонии. И вполне справедливо задаться вопросом: если Сербия и Болгария унаследовали охридскую автокефалию, то почему ее не может унаследовать паства самого Богоспасаемого града Охрида? Если в "мировом православии" уже существуют две "постохридских" автокефалии, то почему не может быть и третьей?

Специалисты по сербской церковной жизни в качестве главной причины ужесточения позиции Сербской патриархии в отношении Македонской Церкви указывают на усиление влияния в сербском епископате националистически настроенных митрополита Черногорского Амфилохия и епископа Бачского Иринея. При весьма престарелом и немощном Патриархе Павле руководство Церковью фактически сосредоточилось в руках этих двух иерархов – учеников преподобного Иустина (Поповича), не отличавшегося, кстати, радикальным национализмом. Характерно, что епархия митрополита Амфилохия находится в склонной к сепаратизму Черногории, где также действует "параллельная" автокефальная Церковь – впрочем, не столь солидная и заметная, как Македонская. Возможно, борьба с черногорским сепаратизмом и создает в душе митрополита Амфилохия питательную почву для стремления покончить со всеми "расколами" в Сербской Церкви – причем покончить жестко и демонстративно - "чтоб другим неповадно было".

Со своей стороны, для македонских властей и вообще для македонского национального самосознания существование своей независимой Церкви принципиально важно. Международно-правовой статус Македонии до сих пор остается спорным. Греция, например, и вовсе не признает этого государства, выдвигая лозунг "Македония одна, и она – греческая!" Как административная единица Македония впервые возникла в составе Югославии именно в пику Греции. Македония до сих пор числится в международном протоколе не под своим конституционным названием, а как "Бывшая югославская республика Македония". Культурно-историческим центром Македонии является, безусловно, Охрид, где в течение восьми веков располагалась архиепископская кафедра. С этой кафедрой современную Македонию связывает только собственная автокефальная Церковь, поэтому отказ от нее равносилен отказу от собственной идентичности.

Можно усмотреть некоторые параллели между церковной политикой Москвы на Украине и церковной политикой Белграда в Македонии. В данный момент позиции церковного центра по отношению к попыткам провозгласить самостоятельность Украинской и Македонской Церквей одинаковы. Другое дело, что Македонская Церковь формировалась в условиях "мягкого" раскола, ее открыто поддерживает государство, и у Белграда нет шансов создать свои "параллельные структуры" в Македонии. Предельная же жесткость украинской ситуации объясняется тем, что именно от обладания этим куском православного мира зависит лидерство Москвы либо Константинополя в современном "мировом православии". От Македонии с ее 400 приходами, увы, ничего подобного не зависит.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]