Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
05-04-2005 19:57
 
В ожидании нового Папы. Чего ждут в РПЦ МП от перемен в Ватикане?

У читателя официальных соболезнований главных церковных лиц РПЦ МП в адрес кардинала Ратцингера и ватиканской курии невольно складывается впечатление, что за протокольными формулировками не всегда можно различить суть послания. Попытаемся понять, каковы могут быть варианты позиций внутри РПЦ МП по поводу перспектив церковных, открывающихся с избранием нового Папы.

Конечно, еще никто не знает наверное, кем будет новый понтифик, однако самые серьезные надежды связывают с кандидатами из Латинской Америки, традиционно левой, некогда революционной и удаленной от старой Европы с ее грузом былых претензий. Определенную солидарность с кандидатом-южноамерикацем может вызвать фактор общей принадлежности к странам "третьего мира". Ведь и Россия, и, скажем, Бразилия теперь принадлежат к одному экономическому и политическому спектру – "развивающимся странам с проблемами демократии".

Надежды на радужные перспективы можно прочесть и между строк Патриарха Московского Алексия, которого с покойным Папой нередко сравнивали. Патриарх несколько раз выражал недовольство по поводу слишком большого влияния консервативного строгого богословия на покойного Иоанна Павла. Влияние это приписывали кардиналу Йозефу Ратцингеру; соответственно, можно представить, что именно этот немецкий прелат является для Патриарха наименее желанным преемником Папы. Заметим, что шансы Ратцингера в действительности весьма невысоки.

Митрополит Кирилл, потративший немало дипломатических усилий, чтобы выстроить католическо-православный диалог в самом нейтральном ключе, высказался обтекаемо, но твердо. Его можно понять в том смысле, что какой бы новый Папа ни пришел, он будет лучше, чем старый. Дело в том, что наибольшая идиллия в отношениях РПЦ МП и РКЦ была в годы церковной юности митрополита Смоленского и Калининградского, когда шел богословский диалог, совместные комиссии заседали без конца, а встречи между епископами обеих Церквей проходили с большой регулярностью. Все нарушилось с падением коммунизма. Исчез фактор внешнего давления, а затем католики решили преобразовать российские апостольские администратуры в полноценные епархии. От этого удара отношения двух Церквей оправятся нескоро. Именно поэтому глава ОВЦС вполне законно надеется на улучшение климата, а, может, даже на отмену злополучного решения о создании епархий или, по крайней мере, на сокращение реального веса этих епархий и превращение их в чистую декорацию.

То ли дело мнение диакона Андрея Кураева! Он прямо говорит, что отношения РПЦ МП и Римско-Католической Церкви улучшатся, так как из них уйдет "польский" фактор. Весь негативный элемент он списывает на пресловутую вражду поляков к русским. Здесь есть большое лукавство. Историческим камнем преткновения был именно русский католицизм, который давно стал фактом церковной истории и изъять который никак не получится, даже списав его на "происки врагов". И дело не только в Лопухиной и князе Голицыне. Ведь традиция русского католицизма косвенно включает и русскую религиозную философию: Соловьева, Булгакова, Карсавина….

Пожалуй, надо сказать и о противоположной тенденции. Среди модернистского крыла РПЦ МП, открыто симпатизирующего католицизму, особенных надежд на нового Папу не возлагают. Просто оттого, что если уж Папа-славянин не смог пробить брешь в межцерковных отношениях, то далекий от русской церковной истории латиноамериканеци подавно не сможет их решить.

Чего же ждут от нового Папы в Русской Православной Церкви? Попробуем обобщить пожелания руководства РПЦ МП. Итак ждут:

  1. Экуменичности и признания полноценной церковности за православием.
  2. Отмены решения о создании епархий на территории Российской Федерации.
  3. Прекращения поддержки греко-католиков на Украине.
  4. Возобновления широкой моральной и материальной поддержки церковного восстановления РПЦ МП.

Со стороны прозападных церковных либералов список ожиданий несколько иной:

  1. Экуменичность (это пункт совпадает с ожиданиями руководства).
  2. Антисоветизм и верность демократическим ценностям, критика властей РФ за притеснения религиозных меньшинств.
  3. Поддержка греко-католиков.
  4. Борьба с консерватизмом и антисемитизмом.

Ну и наиболее радикальное, антиэкуменическое крыло РПЦ МП, борцы с ИНН, Всемирным Советом Церквей и ультраортодоксы ждут от нового Папы:

  1. Отмены решения о создании епархий на территории Российской Федерации.
  2. Прекращения поддержки греко-католиков на Украине.
  3. Прекращения активной проповеди среди молодежи и интеллигенции.
  4. Отказ от поддержки политики экуменизма.

Итак, если для одной группы экуменичность и "открытость" - главные требования, то для другой – почти препятствие к диалогу. Для одних греко-католики – братья и соратники, для других – самый вредный элемент.

В двух типах требований видны основные тенденции социального поля России последних лет. Во-первых, это жесткое противопоставление западнической и почвеннической (православно-патриотической) позиций. Во-вторых, это боязнь открытости. Современный человек очень боится обнажать тылы. Ну и со стороны священноначалия видна тенденция к узкокорпоративному принятию решений, определенной аппаратной закрытости. Реальные требования выражаютсяв специальных беседах с глазу на глаз, а для прессы объем ожиданий минимизирован выражением требования автаркичности. "Дайте нам самим развиваться", - как бы говорят церковные политики. Тенденция к изоляции есть в некотором смысле глубинная черта русского человека. В современном мире такое уже невозможно, так что придется подстраиваться на ходу.

Алексей Муравьев,
для "Портала-Сredo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]