Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
25-08-2004 18:40
 
Призрак бродит по Иерусалиму, призрак иудаизма. Есть ли альтернатива международному статусу духовного центра трех мировых религий?

Сделанное 24 августа ведущими мусульманскими лидерами Ливана заявление с призывом к Организации Исламская Конференция (ОИК) выработать стратегию и предпринять конкретные действия для предотвращения "иудаизации Иерусалима" - серьезный симптом возвращения мира к стилям и методам времен "холодной войны" более чем тридцатилетней давности. Только предметом этой войны сегодня является не противостояние двух держав, а столкновение двух цивилизаций – западной и исламской, подогретое "конкретно-историческим" развитием событий на Ближнем Востоке.

Напомним, что ОИК была создана в 1969 году в связи с совершенно конкретной причиной - пожаром в иерусалимской мечети Аль-Акса. Ее цель – предотвратить угрозы для мусульманских святынь, оказавшихся на территории Израиля и, в целом, эту самую иудаизацию Святой Земли. Причем декларировалось, что стратегической целью ОИК является установление мусульманского контроля над Иерусалимом. Например, штаб-квартира этой организации в саудовской Джидде считалась временной - до "освобождения" аль-Кудса - Иерусалима… Кстати, и само заявление ливанских улемов приурочено к 35-летию того трагического поджога.

Очевидно, что развязка всей долгоиграющей ближневосточной драмы невозможна без кардинального решения вопроса о святом городе Иерусалиме. Однако в последние годы на первый план у политиков, занимающихся этой проблемой, вышли разговоры о статусе Западного берега Иордана и сектора Газа, о еврейских поселениях и заградительной стене. В общем, прорабатываются всяческие аспекты ближневосточного кризиса, только не иерусалимский, казалось, благополучно ушедший в тень. Заявление ливанских богословов показывает, что это не совсем так: арабские политики, видимо, решили возродить проблему Иерусалима из политического небытия. И это вполне понимаемо и принимаемо.

Только вот вызывает сомнения тезис об угрозе "иудаизации Иерусалима", который может быть слишком широко понят. Ведь если речь идет о действительно имеющейся угрозе для мечетей Иерусалима, то можно говорить о подготовке конкретными экстремистами конкретных терактов, а вовсе не об угрозе экспансии иудаизма как религии.

Как ни крути, а все-таки наибольший по продолжительности период в истории Святого Города связан с древнесемитским монотеизмом, в ходе исторического развития оформившимся в то, что мы понимаем сегодня как иудейскую религию, или иудаизм. Но также никто и не отрицает, что впоследствии были: два периода мусульманского владычества, византийцы, крестоносцы, британский мандат.

Все это сделало Иерусалим уникальным местом переплетения религий, культур, менталитетов. Но также местом тонким и уязвимым. Поэтому единственной на сегодня возможностью решения иерусалимской проблемы является поддержание баланса между религиями, что, на наш взгляд, можно обеспечить только в условиях сильного международного контроля.

Здесь, между прочим, можно и вспомнить, что предложенная в 1947 году ООН идея международного статуса Иерусалима была отвергнута одновременно и сионистами, и арабами.

Если даже угроза "иудаизации" хоть в малой степени реальна, то не станет ли альтернативой ей угроза столь же тотальной исламизации? Сторонники ливанской инициативы апеллируют к христианам, которые, по их мнению, также страдают от потенциальной "иудаизации". Но они забывают, что серьезные проблемы имеются в Святой Земле и между христианами и мусульманами. И на бытовом, и на других уровнях. Наблюдается очевидный рост общей радикализации и в иудейской среде.

Во времена арабского халифата тогдашним мусульманским правителям (надо отдать им должное) удавалось поддерживать баланс между представителями различных религий. Даже в те времена, когда между самими мусульманами проходили отнюдь не академические споры по вопросам вероучения, христиане и иудеи имели полный объем исповедальных прав, а последователи этих религий имели вес в обществе и при дворах монархов. Но среди представителей мусульманских политических движений нашего времени, особенно тех, которые выступают по-разному, но за восстановление былого халифата, увы, не заметно сторонников умеренного пути.

Иван Нелюбов, для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]