Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-11-2003 19:44
 
Слава президенту-объединителю! Едва ли задуманное Путиным «объединение Русской Церкви» пойдет как по маслу…

Многие выпуски федеральных теленовостей в понедельник открывали сообщения о начале официального визита в Россию делегации РПЦЗ(Л). В условиях почти полного госконтроля над основными телеканалами это говорит о многом. И того, что этот визит первый в истории, что никогда раньше иерархов РПЦЗ не приглашал в Россию сам глава РПЦ МП, да еще и со всеми подобающими протокольными реверенсами, явно недостаточно, чтобы удостоиться чести открывать выпуски теленовостей. Если бы все сводилось к "исторической беспрецедентности", то визит этот интересовал бы больше людей церковных, нежели тех, кто делает политические новости. Но в том-то и дело, что РПЦЗ(Л) впервые в своей истории выступает как заметный участник российского внутриполитического процесса. Ведь инициировал приезд ее официальной делегации в Москву ни кто иной, как президент Путин.

Большинство наблюдателей отметили, что позиция руководства РПЦ МП в отношении РПЦЗ значительно смягчилась после 24 сентября -- дня "исторической встречи" в Нью-Йорке Владимира Путина с митрополитом Лавром и другими высшими иерархами Зарубежной Церкви. Не так давно, в январе, выступая на Международных Рождественских чтениях в Москве, Патриарх Алексий II жестко предупредил: еще немного, и "зарубежникам" будет закрыт вход в "матерь-церковь" "в сущем сане". Служба коммуникации ОВЦС МП моментально отреагировала на изгиб "генеральной линии" и поначалу вообще стала закавычивать название "Русская Зарубежная Церковь", а затем перешла на написание слова "Церковь" в данном названии со строчной буквы. Прошло всего 9 месяцев, и президент Путин передал митрополиту Лавру официальное приглашение, где Алексий II именует бывшего "предводителя раскольников" "Его Высокопреосвященством" и "Первоиерархом". Сергианство, которое столь долго и усердно обличала РПЦЗ, внезапно сослужило ей добрую службу: именно повинуясь воле высшей светской власти, руководство патриархии, по своей сергианской привычке, радикально сменило курс в отношении "зарубежников". Ведь, по большому счету, РПЦ МП сейчас уже ничего не нужно от РПЦЗ: в России она не представляет былой угрозы, за границей церковное имущество и так постепенно переходит к МП. Только воля политического руководства страны сдвинула с мертвой точки "объединительный процесс".

Президент Путин сейчас в двух шагах от того, чтобы запечатлеть свое имя на скрижалях российской истории с пометкой: "Объединитель Церкви". Так неожиданно начинает работать ветхая сергианская модель, когда управлению ею попадает в руки "убежденно православного" президента. Но помимо президента Путина, у нынешнего "объединительного процесса" есть еще один застрельщик - наместник Сретенского монастыря на Лубянке архимандрит Тихон (Шевкунов). Его имя попало в рейтинги "самых влиятельных политиков России", когда три года назад центральная пресса, словно по команде, наделила его статусом "духовника президента". С тех пор слухи о "царском духовничестве" то опровергались, то подтверждались, но какая-то особая духовно-политическая связь между президентом и "лубянским архимандритом" явно прослеживалась. Именно о. Тихон готовил встречу президента с иерархами РПЦЗ, присутствуя и выступая на заседании зарубежного Синода за несколько недель до встречи. Именно он был единственным представителем российской стороны, помимо президента, на самой встрече. И именно с посещения его монастыря на Большой Лубянке начался первый в истории официальный визит иерархов РПЦЗ в Московскую патриархию.

…Естественно, переговоры об объединении вызывают множество протестов -- в основном, по ту сторону границы. Помимо традиционной консервативной критики, которая сводится к напоминаниям о сергианстве и экуменизме МП, а также о духовном наследии самой РПЦЗ, отказ от которого происходит сейчас, раздаются скептические голоса и из либерального лагеря, настроенного достаточно доброжелательно в отношении МП в принципе. Так, епископ Ирийский Даниил, викарий митрополита Лавра, самолично служивший в храмах МП, опасается, что патриархия попросту поглотит Зарубежную Церковь, подчинив своей грубой и жесткой администрации ее епархии и приходы. Действительно, в РПЦЗ нет и слабого подобия той централизации церковной власти, которая существует в МП и без которой церковный организм в России просто не смог бы функционировать. Столкновение двух традиций, двух ментальностей, двух образов жизни в современных исторических условиях будет явно не в пользу РПЦЗ, которая слабее "матери-церкви" абсолютно по всем статьям. Лишь своя аутентичная идеология, связываемая с именами Первоиерархов Митрополитов Антония, Анастасия и Филарета, питала самостоятельность Зарубежной Церкви, давала ей идейные и духовные силы в противостоянии МП. Отказавшись от этой идеологии, РПЦЗ полностью обезоружила себя, и опасность "позорного самоупразднения и поглощения" почувствовали даже штатные "москвофилы" Русского зарубежья.

Во многом, участники объединительного процесса действуют в своих узких интересах. Президент Путин и архимандрит Тихон стремятся к "историческим свершениям". Патриарх Алексий II стремится не портить отношения с властью, которая вдруг безвозмездно захотела "объединить Русскую Церковь". Архиепископ Марк, возглавляющий нынешнюю делегацию РПЦЗ, не прочь получить Тверскую кафедру или, оставшись в Мюнхене, сохранить какую-то часть паствы, уже сейчас стремительно переходящей в МП. Остальные зарубежные архиереи, хоть и не планируют переселяться на матушку-Русь, но обеспокоены тем же самым: потерей паствы и, следовательно, подрывом экономической основы церковной жизни.

Однако, несмотря на "высшую волю" президента, того "великого исторического объединения", которое он задумал, увы, не произойдет. На почве "интеграционных процессов" в РПЦЗ уже произошел раскол, и не один. Новые сепаратные договоренности, которых достигает в Москве архиепископ Марк "в обстановке повышенной конфиденциальности", нужны, по преимуществу, самому архиепископу Марку. Даже среди либеральных "зарубежников" их примут далеко не все. В конечном счете, вопрос о вхождении в МП будет самостоятельно решать каждый приход РПЦЗ(Л), и далеко не все решат его положительно. А значит, будет новый раскол, и "объединительный процесс", столь торжественно обставленный, превратиться в "пшик". Как это, кстати, было несколько лет назад в Болгарии…

Александр Солдатов, "Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]