Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
27-05-2003 18:07
 
«День» и «ночь» юбилея на Неве

Участие духовенства в общественно значимых торжествах становится в современной России "правилом хорошего тона". Его нарушение влечет если не общественное порицание, то, во всяком случае, общественное недоумение. В нарочитом дистанцировании от "церковной составляющей" видится не только разрыв с традицией и "неуважение к устоям", но еще и некоторый признак нелояльности власти – лишнее напоминание о том, что Россия не совсем светское государство. Пожалуй, у России и не было опыта существования в качестве светского государства, поскольку вера в Бога никогда не признавалась в нашей стране "сугубо частным делом", а всегда получала ту или иную, но достаточно конкретную, оценку властей.

Бросается в глаза особая "церковная составляющая" и нынешних юбилейных торжеств в Санкт-Петербурге. Она пронизывает всю объемистую программу этих торжеств (лишь официальная часть программы занимает 300 с лишним страниц), которая четко разделена на две, во многом взаимоисключащие, части. Их можно условно обозначить как "день" и "ночь". "День" – это пафос "припадания к корням": открытия отреставрированных и новосооруженных исторических памятников, парады и возложения венков, и – в качестве постоянного сопровождения - молебны, литургии, крестные ходы, освящения... "Ночь" – дионисийский разгул "отрыва", в контексте которого совершенно неуместно выглядят не то что богослужения, которыми так изобилует "дневная", "светлая" часть программы, но и само упоминание имени Божия или, скажем, небесного покровителя города - святого Петра.

В общем-то, понятно восприятие "церковной составляющей" авторами программы юбилея, понятны задачи, которые они перед этой составляющей поставили. Она им необходима для придания особой пышности и пафоса торжествам. Но интересно, как сама Церковь воспринимает свою функцию в качестве участника торжества. Ясно, что Церковь и ее служители – во всяком случае, официально – не ставят себя в один ряд с ряжеными Петром I и его свитой, с разного рода кадетами и юнкерами, марширующими по проспектам северной столицы. Очевидно, что ее функция – освятить торжество, придать ему смысл, выходящий за рамки вороватого "оприходования бюджетных средств" (а не секрет, что российский чиновник так любит разного рода юбилеи, потому что именно под них выделяются огромные средства, контроль за расходованием которых ослабевает).

Но почему не получается этого освящения праздника? Почему "ночное" дионисийское начало очевидным образом берет верх, и мало кто из гостей юбилейного Питера воспринимает поездку туда в эти дни как паломничество? Напротив, петербуржцы сами покидают на это время свой город, спасаясь от разгула "зоолетия". Можно ли согласиться со скептиками, заявляющим, что "соль обуяла", и Церковь смиренно выполняет на этих торжествах второразрядную ритуальную функцию, отказавшись от своей "пророческой миссии"?

Действительно, ритуальное участие духовенства в качестве престижной декорации в разного рода светских торжествах порождает много вопросов, создает немало парадоксальных коллизий. Но несмотря на имеющиеся у него возможности, церковное руководство не предъявляет организатором подобных торжеств своих условий. Да, проще быть актером, чем пророком. Но российское общество, пресытившееся самыми разными актерами, ждет именно пророка. Дождется ли?...


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]