Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
26-05-2003 20:02
 
300-летие «столицы новшеств». Для православных Санкт-Петербург - символ спорной "синодальной эпохи"

Триумфальное празднование юбилея города на Неве, хотя и имеет сугубо светский формат, тем не менее не лишено кое-каких религиозных оттенков и коннотаций.

Прежде всего, нелишне вспомнить, какую славу имел Санкт-Питербурх (а именно так, в голландской транскрипции, по мысли своего основателя должен был называться новый город) в русском народе. Слава эта была не весьма хорошая. Достаточно вспомнить, что основание новой столицы всегда было символом новой эпохи: так св. Константин основал новую столицу Империи Константинополь, заранее предполагая, что "город сей есть Новый Рим" (а это уже правило II Вселенского Собора). Продолжатель дела Константина император Юстиниан, построив невиданный храм св. Софии, гордо провозгласил: "Я победил Тебя, Соломон"! Как византийские цари-строители, так и их русские продолжатели строили в Петербурге гигантские храмы - собор св. Исаакия и собор Казанской Божией Матери. Подчас русское религиозное чувство восставало против этих архитектурных исполинов явно европейского стандарта, но искатели "исконного, посконного, домотканого и лубяного" могли, в конце концов, найти его в Москве или в русской провинции.

Петр, так же как и императоры древности, намеревался открыть для замшелой лапотной Руси "новое небо", для чего занялся прорубанием не одного, а сразу нескольких "окон". Самым трагическим его предприятием оказалась попытка европеизировать "русскую веру" и религиозную жизнь. Начав с либерализации морали (узаконив при дворе разврат, пьянство и глумление над религией), государь не преминул и радикально преобразовать церковное управление. Отменив каноническое патриаршество, он учредил Святейший Синод на протестантский манер. Таким образом, и новая столица стала символом нового государства, а для Церкви Русской - "синодальной эпохи", для которой "заветы Византии" в деле церковного устроения стали тяготящим бременем.

Но при этом нельзя не отметить определенный политический византинизм петровской политики. В противовес московскому этнизму и великорусскому пафосу петровский "Новый Рим" стал действительно имперским городом, и Русь начала поворачиваться от этноцентричного государства к европейской модели империи с колониями.

В конфессиональном смысле Питер создал совершенно новый стандарт многоконфессиональной столицы. Огромная немецко-голландская колония влекла с неизбежностию новые кирхи, новых пасторов и новый стандарт отношения к иноверию. Новоевропейская империя не может позволить себе роскоши моноконфессионализма, так что приходится потесниться. Духовная академия Питера надолго стала центром церковной науки, наиболее ярким представителем которой был знаменитый профессор В.В. Болотов – блестящий ученый европейской складки, знаток древнецерковных преданий и восточных языков и одновременно либерально-экуменический богослов.

В ХХ в. и в постсоветской России этот имидж Питера укрепился. Именно в питерской Духовной академии привились достижения экуменического богословия – наиболее динамичного направления либеральной христианской мысли ХХ в. Именно там вершил свою большую политику либеральный митрополит Никодим (Ротов), выдвинувший идею о "богоданности" Октябрьской революции и признававший полное единство РПЦ МП и РКЦ.

И нынешний митрополит Санкт-Перербургский Владимир (Котляров) видит себя, прежде всего, представителем многоконфессионального питерского сообщества. "От лица разных конфессий" приняли со сцены Ледового дворца 23 мая на открытии декады юбилейных торжеств поздравление митрополита нынешние петербуржцы, собравшиеся отпраздновать юбилей северной столицы. И зря посеялось "смущение в сердцах православных", ибо поздравление "правильное" – традиция города соблюдена.

Недавно СМИ сообщили, что старое здание Святейшего Синода собираются передать управлению делами президента для сугубо светских нужд. А может, не стоит торопиться? Может, в Новой империи "культурная столица" должна совпасть с религиозной? Ведь все ждут, что предводитель "питерской команды" преподнесет великому городу некий сюрприз к юбилею в форме передачи ему "части столичных функций"...


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]