Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
09-05-2003 15:09
 
В «Митрополитбюро» появятся Митрополиты? Руководство РПЦ МП внезапно взялось за административную реформу, намеченную Собором 1917-18 гг.

Еще в советские времена церковные острословы переименовали Священный Синод РПЦ МП в "Митрополитбюро". В этом церковно-управительном органе и в самом деле заседали в основном митрополиты, но, удивительным образом, это были митрополиты без митрополий.

Слово "митрополит" в русской церковной традиции, с какого-то момента начало означать не первенствующего епископа в том или ином митрополичьем округе – конгломерате нескольких епархий, а либо епископа крупного, столичного, города – Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, - либо персональное отличие старого заслуженного епископа, никак не связанное с кафедрой. Так, именно в качестве персональных отличий на Всероссийском Поместном Соборе 1917-18 года, после избрания Патриарха, в сан митрополитов были возведены такие заслуженные иерархи как Антоний (Храповицкий), Кирилл (Смирнов), Арсений (Стадницкий). В советское время в РПЦ МП существование митрополитов без митрополий стало правилом и даже было доведено до абсурда – появились викарные митрополиты. Интересно сравнить эту практику с практикой византийской, где за административные заслуги епископам присваивался пусть фиктивный, пусть и титулярный, но действительный митрополичий ранг. Иерархи Константинопольской патриархии, в позднем средневековье, были порой митрополитами несуществующих городов, но все-таки митрополитами, а не викариями с громким личным титулом.

Ненормальность отрыва слова "митрополит" от церковной нормы осознавалась неоднократно, столь же часто заходила и речь о том, чтобы наконец-то ввести в русскую церковную практику митрополию как церковно-административную единицу. Дело в том, что митрополий в Русской Церкви не было никогда, с тех самых пор, как сама эта Церковь, как каноническое целое, представляла единый митрополичий округ – сперва под властью Константинопольского Патриарха, а затем автокефальный. Превращение русской митрополии в патриархат в 1589 году привело к возведению ряда владык (новгородского, ростовского) в митрополиты, но к созданию митрополичьих округов не привело. Причин тому было несколько — во-первых, такая реформа привела бы к дроблению крупных епархий на более мелкие, что вело бы к падению доходов иерархов, а значит вызывало их интенсивное сопротивление, во-вторых, тенденция к дроблению, в русском случае, прямо противоречила бы общей политической тенденции к централизации, огромную роль играла и исторически наработанная привычка к единому церковному центру.

В итоге, несмотря на неоднократно всплывавшие проекты разделения на митрополичьи округа, Русская Церковь так и оставалась единой митрополией. Последнюю попытку разделить Русскую Церковь на митрополичьи округа предпринял Поместный Собор 1917-18 года, однако и его постановление не было воплощено в жизнь, точнее — воплотилось частично, под влиянием обстановки гражданской войны. Большую роль здесь сыграли не решения Собора, а знаменитый патриарший указ № 362, определявший порядок церковного управления в условиях гражданской войны. Именно на его основе в различных областях, отделенных от центра, возникли митрополичьи округа — на Юге России, а затем на Балканах, в Западной Европе, в Америке (одно время Русская Зарубежная Церковь представляла собой союз четырех митрополичьих округов: восточно- и западно-европейских, американского и дальневосточного). Однако церковное развитие русской эмиграции показало, что русские митрополичьи округа, по древнему историческому примеру Матери-Церкви, имеют тенденцию к выделению, автономизации и созданию замкнутой структуры с одним церковным округом. Пожалуй, в этом факте было известное оправдание упорного сопротивления Русской Церкви созданию многоокружной системы. Поэтому провал инициатив двухлетней давности создать в России семь митрополичьих округов по аналогии с семью президентскими полпредствами был вполне закономерен.

Однако, сперва первоапрельское послание Патриарха Алексия II к иерархам Западной Европы, а затем решения Священного Синода РПЦ МП от 7 мая, помимо кадровых сенсаций, принесли и сенсации организационные. Фактически, было принято решение о создании в составе РПЦ МП двух (для начала) митрополичьих округов – казахстанского и западноевропейского. Раньше для предоставления самоуправления епархиям, оказавшимся за границами Российской Федерации, РПЦ МП использовала форму церковной автономии, либо, в более мягких случаях, экзархата — как бы чрезвычайного патриаршего представительства. Однако в том случае речь шла о создании автономных или полуавтономных структур. Митрополичий округ, в отличие от автономной Церкви, не обладает никакими признаками Церкви поместной, а в отличие от экзархата, воспринимается как естественная и органичная (так сказать — занимающая свою естественную экологическую нишу) структура. Определенная логика в выделении именно таких митрополичьих округов – есть. И казахстанские, и западноевропейские епархии находятся за пределами РФ, составляют и в том и в другом случае целостное пространство, но, в то же время, отнюдь не нуждаются в автономии, более того, такая автономия была бы им вредна, так как их ослабила бы. Поэтому выбор формы митрополичьих округов для них вполне естественен и в чем-то (только в чем-то) продолжает логику указа Патриарха Тихона — политически отделенные территории получают право на самоорганизацию, но не на самостоятельную юрисдикцию.

Однако непонятно – во что разовьются выбранные формы дальше. С одной стороны, возможно, что РПЦ МП, закончив реализацию плана "один субъект федерации – одна епархия" приступит все-таки к группированию этих епархий в более крупные единицы (хотя – безусловно менее обширные, чем федеральные округа). С другой, вполне вероятно, что создание митрополичьих округов является промежуточной ступенью на пути к автономизации заграничных епархий - скажем, западноевропейский митрополичий округ может являться точкой кристаллизации на пути к формированию поместной Церкви Западной Европы или, хотя бы, структуры наподобие "Православной Церкви в Америке". Во всяком случае — многократно выражавшийся представителями РПЦ МП (прежде всего – ОВЦС) интерес к европейской интеграции говорит в пользу создания единого православного субъекта этого процесса на общеевропейском пространстве.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2016. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]