Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
24-11-2017 20:24
 
Из Царьграда в Москву. Любые порывы – «оппозиционные» или «верноподданнические» - тонут в трясине российского политического цинизма

В 90-е годы прошлого века принято было смеяться над «демшизой». Этим термином обозначали романтически настроенных граждан, в большинстве своем – слабо защищенных социально, которые искренне поверили в ценности свободы и демократии и на уличную поддержку которых опиралась новая-старая элита, «перекрасившаяся» из «коммунистов» в «демократов». Наиболее активные представители «демшизы», как и подобает искренним романтикам, готовы были жертвовать своими жизнями во время ключевых для новейшей российской истории событий 1991 и 1993 годов.

После бурного «разочарования» народа России в ценностях свободы и демократии на смену «демшизе» пришли «патриоты» («нацшиза») - также слабо социально защищенные граждане, на 86-процентную (а в некоторых случаях – 146-процентную) поддержку которых как бы опирается нынешняя новая-старая элита, объединившая «перекрасившихся» коммунистов с крупным криминальным бизнесом под эгидой «благородного ордена опричников» - наследников ЧК-НКВД-КГБ. В «нулевые» годы «нацшиза» смиренно ждала, веря, но и периодически сомневаясь во Владимире Путине, давая ему «исторический кредит» на укрепление власти. Этот кредит был выдан, как вскоре выяснилось, на 12 лет – и с началом третьего срока Путина, казалось, Россия получила реальный шанс оторваться от западной цивилизации, от остатков демократии и бесповоротно встать на свой «особый путь», для которого «государство – все, а человек – ничто». Апогей этих чаяний «нацшизы» наступил в 2014-м, с приходом «Русской весны», аннексией Крыма и началом войны на Донбассе (где, кстати, и полегла некоторая часть «нацшизы», о чем сейчас не принято слишком часто вспоминать).

На техническое, в том числе информационное, обслуживание этого «геополитического рывка» Владимира Путина, заведшего Россию в международную изоляцию, были выделены определенные средства. Как грибы после дождя стали расти разные «новоросские» ресурсы, на полную мощность заработала «фабрика троллей». Был задействован и религиозный фактор – в виде проповедуемой Патриархом Кириллом (Гундяевым) доктрины православного «русского мира» и попыток представить конфликт на Донбассе как «межконфессиональный» (дескать, русские православные воюют с «западенцами» - униатами и всякими раскольниками). Попытка переформатировать мышление россиян с современного на средневековое предполагала, в частности, необходимость «религиозного» обоснования войны и связанного с ней кровопролития. Вот в таком историко-идеологическом контексте и зародился телеканал «Царьград», объявивший себя «первым русским» и попытавшийся поставить западные телевизионные технологии на службу радикальным «православно-патриотическим» идеям, по сути – мессианского, то есть гегемонистского характера. Вероятно, такой посыл содержится в самом названии канала: дескать, мы не будем останавливаться на Украине и "восстановлении" России в границах СССР, мы пойдем дальше – «наш щит на вратах Цареграда», «русский мир» - единственная возможная альтернатива развития для всего человечества, изнемогающего под тяжестью американского империализма. В качестве хозяина канала выступил Константин Малофеев – сравнительно молодой православный бизнесмен, уже отметившийся в ходе операций «Крымнаш» и «Новороссия» спонсорской поддержкой некоторых формирований.

«Царьград» с самого начала вызывал некоторый, простите за выражение, «когнитивный диссонанс». «Нацшизе» не нравились западные стилистика и формат вещания - все-таки настоящий «православно-патриотический» продукт должен быть таковым не только по содержанию, но и по форме. (Причем еще неизвестно, что важнее для этого дискурса – форма или содержание.) Молодежи и всяким «сомневающимся» канал тоже не подходил – в высокотехнологичной упаковке из его студии звучала слишком грубая ксенофобия в исполнении немногочисленных «говорящих голов» православно-патриотического лагеря, которые компенсировали отсутствие новых идей и внятных программ чисто эмоциональным напором и заниженной, уличной лексикой. А этого было достаточно и на основных федеральных телеканалах, которым, конечно, при всем уважении, "Царьград" не конкурент. «Царьград» стал парадным смотром православно-патриотических сил России, и, к сожалению для создателей и сторонников канала, этот смор выявил крайне слабое и небоеспособное состояние упомянутых сил.

…Довольно скоро на смену «Крымнашу» и восторгам «Русской весны» пришел «слив Новороссии», уныло длящийся уже три года. Стало очевидно, что мобилизационный сценарий нынешнее кремлевское руководство может использовать только ситуативно, никакой мобилизационной стратегии или «программы национального возрождения» у него нет. «Только бизнес – и ничего личного!» Более того, нынешней «застенчивой диктатуре» в России одинаково дискомфортно как от активности либеральной оппозиции, так и от активности «нацшизы», готовой умереть за Путина. Ей дискомфортно от любой гражданской активности – нужен лишь мертвящий застой, когда нигде и ничего не меняется. «Взятка – русская конституция», «коррупция – становой хребет социально-экономической системы», «русский народ долго терпит»… Вот и весь набор ценностей.

Конечно, на «Царьграде» работали как циники, так и искренние романтики – православные патриоты. Их взгляды можно критиковать как с точки зрения Православия, так и с точки зрения патриотизма. Но их искренность вызывает уважение в нынешнюю эпоху тотального цинизма. Однако с ложными ценностями нужно уметь с достоинством расставаться. История «Царьграда» - лишний довод в пользу того, что Россия-таки будет свободной. Пусть и нескоро…

Антон Свиридов,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]