Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
24-12-2010 17:12
 
Под музыку Илариона прошел 2010 год, второй год патриаршества Кирилла и первый год церковной "реституции"

Наверное, не будет преувеличением сказать, что уходящий год стал временем жесткого противостояния Церкви и учреждений культуры в России. Готовившийся в течение всего года скандальный законопроект о возвращении имущества религиозным организациям породил мощную медиаволну и принес РПЦ МП серьезные репутационные потери. Некоторые СМИ даже писали в связи с принятием законопроекта об "антимиссионерском ходе" Патриарха Кирилла, пытаясь надавить на чувствительную для него точку.

Церковное лобби так и не пошло навстречу музейному сообществу, пытавшемуся внести в реституционный сценарий некоторые коррективы. А именно: исключить из сферы действия закона памятники истории и культуры, как движимые, так и недвижимые. Отказаться от использования понятия "имущество религиозного назначения" в применении к объектам культуры, получившим статус музейных памятников и ставшим общенациональным культурным достоянием.

С 1 января 2011 года вступает также в силу Федеральный закон № 83-ФЗ, принятый еще в мае 2010 г. По этому закону совместное использование храмов музеями и приходами, музеями и епархиями будет прекращено. На недавнем епархиальном собрании города Москвы Патриарх Кирилл расценил отказ государства от совместного использования объектов культурного наследия Церковью и музеем как "добрую новость". Позволим здесь не согласиться с мнением святейшего: такое решение может выйти боком отечественной культуре. Мы имеем замечательные образцы сотрудничества Церкви и музеев: например, храм при Третьяковской галерее. И совместное использование музеем и религиозной общиной памятника с точки зрения сохранения культурного достояния предпочтительней, чем передача его в церковные руки.

К сожалению, несмотря на раздававшиеся в церковной ограде голоса о необходимости ответа на музейный "вызов", руководство РПЦ МП не сделало никаких реальных шагов в эту сторону.

На каноническом уровне, на уровне Синода, так и не были приняты решения об отношении к памятникам старины как к части церковного Предания, с соответствующими выводами. Буксует идея с созданием общедоступных церковных музеев, вместо них обществу предлагают проекты православных диснейлендов и прочие сомнительные затеи. Симптоматично, что активно заявлявшая о себе на Рождественских чтениях в течение всех лет их проведения секция церковных музеев теперь отсутствует в повестке дня этого знакового мероприятия.

Так и не был создан Музейный синодальный отдел РПЦ МП, наделенный широкими властными полномочиями. Вместо него появился Патриарший совет по культуре, в задачу которого не входит забота о памятниках старины, переданных Церкви.

Создание Патриаршего совета вроде бы должно было придать новый импульс диалогу Церкви и общества. Однако назначение на ключевую должность ответственного секретаря совета "духовника Путина", скандально известного архимандрита Сретенского монастыря на Лубянке Тихона (Шевкунова), зачеркнуло саму идею диалога. Беда архимандрита Тихона и других находящихся в его орбите деятелей, вроде патриаршего пресс-секретаря о. Владимира Вигилянского, в том, что они привнесли в церковную ограду дух идеологических разборок и театрального закулисья.

В уходящем году РПЦ МП не только пробила закон, позволяющей ей претендовать на лакомые кусочки собственности, но и обозначила новый фронт наступления. "Отдельным вопросом обязательно встанет проблема возвращения икон, изъятых из действующих ныне храмов", - заявил на сайте "Богослов.Ру" о. Вигилянский. Ладно бы речь шла о работах XIX века. Возвращения их в храмы требует элементарное чувство справедливости. Но ведь наверняка в центре борьбы окажутся древние иконы. И, значит, в перспективе они могут разделить судьбу Боголюбской иконы Божией Матери.

Из других знаковых событий, характеризующих взаимоотношения Церкви и культуры в уходящем году, можно упомянуть возвращение в кинематограф о. Охлобыстина, ценой которого стал временный его запрет в священнослужении, а также выставку современного искусства "Двоесловие/Диалог", устроенную в притворе храма святой Татьяны при МГУ. Эта выставка стала "меморандумом о намерениях" найти общий язык между актуальным искусством и религиозными традициями. Среди фигурантов этой акции оказались участники "последней безбожной" выставки "Осторожно, религия!" (2003 год). Уже одно это обстоятельство свидетельствует в пользу общения и диалога.

Хотя, конечно, реальный диалог между Церковью и культурой зависит не от состояния переговорного процесса, а от духа творчества, питающего всех и вся. Если в церковных общинах жив такой дух, то будут появляться и художники, и писатели, и режиссеры, своим творчеством убеждающие людей без лишних слов.

Этот дух нам являют замечательные христианские поэты оо. Константин Кравцов, Сергий Круглов, написавшие в этом году немало прекрасных стихов. Но кто их слышит, знает?

Культура сегодня в загоне, она мало кому интересна. На московском епархиальном собрании народ, кажется, оживлялся только тогда, когда начиналось обсуждение зарплат клириков, и тихо засыпал, когда в центре обсуждения оказывались вопросы духовного образования и культуры.

Культура и, как ее вариант, музыка способствует сну. Под музыку, особенно если исполняется сочинение митрополита Илариона (Алфеева), спится хорошо и благодатно. Как бы только не улетучилось во время этого сладкого сна наше культурное достояние.

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]