Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
22-01-2010 16:44
 
Профессорский гамбит. В Чистом переулке не знают наверняка, чью сторону примет российская власть, давшая старт эксперименту с ОПК

Обыденная, на первый взгляд, история. Ну что же особенного в том, что не сошлись мировоззрениями профессор этики Вадим Юрьевич и профессор-богослов Андрей Вячеславович? Правда, по нынешним временам, в контексте "воли государевой" и "судьбоносного эксперимента" история эта совсем даже и не обыденная. Но обо всём по порядку.

Как известно, одним из шести модулей, предлагаемых учащимся и их родителям из 19 регионов России в рамках эксперимента по преподаванию Основ религиозных культур и светской этики, является эта самая светская этика. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Вадим Перов, работавший над школьным учебником по светской этике, пригрозил отозвать из редакции издательства "Просвещение" свою рукопись после того, как создатель текста патриархийного "модуля" по ОПК "протодиакон всея Руси" Андрей Кураев, известный и как активный блогер, принялся в нарушение внутренних договорённостей, имеющихся в коллективе разработчиков учебных пособий для нового предмета, критиковать составителя (заметьте!) светского учебника за светское же отношение к феномену религии.

Стоит упомянуть об одной детали: положение обоих авторов-разработчиков курсов примерно одинаковое. И Перов, и Кураев получили официальный статус авторов сравнительно поздно.

Итак, по мнению Кураева, которое он растиражировал в Интернете, совершенно недопустимо говорить и писать о религии так, как это сделал учёный: "Пытаясь понять мир и объяснить, как возник человек, люди создали религию". Текст, надо признаться, не самым лучшим образом формулирующий идею причастности людей к становлению религий, но всё же достаточно ясно и последовательно передающий существо светского подхода к феномену религии. Итак, религии как явления культуры – это такой же продукт человеческой деятельности, как и наука, искусство, философия. Нет и не может быть таких религий, которые спускаются в готовом виде, со всеми их обрядами и преданиями, с небес, как нет и тех, что создаются в противоположность им на земле ради удовлетворения прихотей разума, тщеславия и т.д.

Профессор Перов из СПбГУ посчитал некорректными действия профессора МДАиС Кураева и поставил, прежде всего, министерство образования и другие госструктуры перед фактом - "либо учебник будет, либо нет". (До начала эксперимента осталось два с половиной месяца.) На это из патриархийного лагеря было произнесено "караул!" Голос протодиакона, объявившего ни много, ни мало, что эксперимент оказался на грани срыва, усилил сам Патриарх Кирилл своим недвусмысленным заявлением о монопольном праве РПЦ МП на церковные трактовки не только в рамках ОПК (что тоже не очень согласуется со светской в целом концепцией эксперимента, предложенной главой государства), но и в курсе светской этики.

"Очень важно, - указал предстоятель РПЦ МП, освящая храм в Счетной палате РФ, - чтобы и основы светской этики, которые будут преподаваться в школах наряду с основами традиционных религий, были в той же системе ценностей, что и религиозная этика". Согласитесь, Счетная палата РФ - не самое подходящее место для подобного тематического заявления, но что поделаешь, коли другой, более подходящей площадки нет, а высказаться обязательно надо.

Если подходить к происходящему с позиций формальной логики, никакой трагедии в том, что произошло, не может быть в принципе. Необходимость взаимной связанности дисциплин в рамках экспериментального курса, на которой так настаивает Кураев, вовсе не предполагает мировоззренческого диктата одного лагеря над другими.

Но логика логикой, а вот "с позиции здравого смысла" происходящее выглядит несколько иначе. На то он и здравый смысл! Любой житель России - страны, управляемой с незапамятных времён чиновниками (как бы те ни именовались - дьяками, писцами, министрами), – знает, что нижестоящий начальник просто не может не выполнить указание, поступившее от своего патрона и, уж тем более, если оно исходит от первого лица государства. Сроки, отводимые чиновникам "на всё про всё", как минимум, с ленинских времён, в России вообще не имеют никакого значения. Это тоже все понимают, а значит, будут действовать, руководствуясь здравым смыслом.

А с позиции здравого смысла ситуация амбивалентна, она может развернуться как в одну, так и в другую сторону. И Кураев, вроде бы, продемонстрировал понимание, закинув удочку относительно своего участия в написании учебника по этике.

Но всё же самый важный вывод, который можно сделать из суждений как профессора Кураева, так и самого Патриарха, тот, что в Чистом переулке не знают наверняка, чью сторону примет сегодня давшая старт эксперименту верховная власть. И это несмотря на тихие и громкие реституции, пропатриархийные заявления президента и премьера самого последнего времени! Как говорится, "дружба-дружбой, а табачок врозь"! Ведь, что ни говори, в руководстве РПЦ МП прекрасно помнят - президент вводил компромиссный многомодульный предмет, исключая "конфессионалов" как на стадии подготовки будущих учителей, так и из самого процесса преподавания. Понимают и то, что интерес власти "чтобы было тихо" в случае идейной монополии РПЦ МП соблюдён не будет. Более того, сами россияне, едва ли не на 100 % православные (разумеется, "этнические православные") простому и понятному, как "дважды два", ОПК предпочитают светскую этику или историю мировых религий!

Собственно, действия Кураева открывают его оппонентам простор для юридического решения проблемы путём обращения в Конституционный суд. Пускай он примет решение, ограничивается ли понимание светскости в России только лишь одним признаком – неучастием РПЦ МП в государственном и муниципальном управлении, - или не ограничивается. Согласно определению протодиакона Кураева, "светский – значит неконтролируемый и нефинансируемый церковной властью – и всё".

Тем не менее, культурообразующая роль православия, о которой так любят говорить профессор Кураев и его единомышленники, здесь совершенно ни при чём. Право не регулирует только материализованную компоненту культуры, а мировоззренческие права и принципы государственного строительства – очень даже регулирует.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]