Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
24-12-2009 17:22
 
Президентская земщина и патриаршая боярщина. Результат «эксперимента» с преподаванием религии в школах 19 регионов России еще далеко не очевиден

С каким результатом эксперимента по изучению школьниками светской этики и религиозных культур готова согласиться "титульная Церковь" России и усилия какого порядка предпримет она для исправления проявившегося уже этического перекоса? Эти вопросы пока остаются открытыми. Неуспехи с "Основами православной культуры" (ОПК) в экспериментальной зоне президентской "земщины" могут усилить стремление наверстать упущенное на свободной от эксперимента площадке, продолжающей жить по старым добрым порядкам патриаршей "боярщины".

Теперь, с вхождением российской системы образования в эксперимент по преподаванию предмета с официальным названием "Основы религиозных культур и светской этики", рядовому россиянину нельзя будет сказать, что религия - это "частное дело" и что его религиозные вопросы не касаются. Собственно, против чего не возражало общественное мнение в последнее десятилетие (социологи из раза в раз фиксировали 50-70 % положительных ответов на "лобовые" вопросы о возможности изучения школьниками ОПК), то оно и получило.

При этом надо отдать должное системе образования. Она оказалась одним из немногих (если не единственным) государственных институтов, который в условиях клерикализационного прессинга "титульной Церкви" всё же попытался юридически описать отношения гражданина, государства и религиозных институтов в максимально возможном приближении к конституционным нормам. Государство в России не просто "светское". Нравится это кому-то или нет, ключевой характеристикой светскости для 1/8 суши является отказ государства от посредничества между гражданами и религиозными организациями. В этом как раз состоит принципиальное отличие российских правовых условий образца 1993-го от существующих в тоже "светской" Германии с 1919 года, на правовую конструкцию которой, как чаемый идеал для новой России, любят по поводу и без ссылаться иерархи РПЦ МП. Власти Германии участвуют в сборе религиозного налога, обязательного для граждан, распределяют в соответствии с численностью верующих поступления от него как непосредственно на нужды деноминаций, так и на их социальные программы, открывают для детей верующих классы с изучением полноценных вероучительных предметов, оплачивая труд педагогов-законоучителей.

Таким образом, вполне логично выглядят установка российского образовательного ведомства на культуру, а не на вероучение, как и возможность спрашивать граждан об их религиозных предпочтениях в формате выбора, не сводимого исключительно к конфессиональной принадлежности. А опрос о религиозных предпочтениях семей учащихся с расширенным мировоззренческим выбором ответов вполне сравним с полноценно светским и, разумеется, политкорректным вопросом, с которым обращаются ко всем без исключения родителям учителя американских школ относительно дней, когда ученики не будут посещать занятия. Речь при этом никогда не заходит ни о религиозной принадлежности семей вообще, ни, в частности, о субботе, пятнице, "двунадесятых" праздниках или чём-то ещё из того же ряда. Родителей просто спрашивают, в какие дни недели или календарного года дети не будут ходить в школу, чтобы об этом заранее знало школьное руководство.

Список выбранных для эксперимента регионов позволяет сделать вывод, что составлялся он с учётом сразу нескольких факторов, но представления об "этно-конфесиональном" тождестве так называемых "традиционных" религий в его формировании были ключевыми. Наверное, поэтому даже первоначально заявленное число было увеличено на одну единицу: вместо обещанных президентом 18 экспериментальных регионов набралось 19. Эксперименту предшествовало неофициальное соревнование регионов, которые начали наперебой предлагать Центру: "Выбери меня!".

Самые простые для объяснения причин попадания в список – Еврейская автономная область и Чеченская республика. Раз в эксперимент не попали ни Москва, ни Петербург - субъекты России с самой большой численностью еврейского населения в стране и сетью полноценных национальных культурных и религиозных институций, - выбор пал на регион с титульным этносом, имеющим свою "традиционную" религию. В свою очередь, Чечня с не до конца прояснённым статусом (по определению политолога Сергея Маркедонова, "полудоминион-полупротекторат") слишком далеко продвинулась по пути исламизации публичной жизни, пытаясь выстроить модель общественного примирения с идейной опорой на архаичный, "традиционный" ислам. У федеральной власти не всегда срабатывают механизмы легального контроля за ситуацией в замирённой ценой больших потерь республике. Так что Центру грех не воспользоваться ситуаций, выгодной и республике. Символически включение Чечни в реестр экспериментальных территорий, где внедряется преподавание религии, выглядит как ещё одно признание заслуг её руководства.

Сложнее с Калмыкией – единственной "буддийской" территорией, вошедшей в эксперимент, поскольку в сложившейся иерархии российских буддийских организаций "пальма первенства" определённо принадлежит бурятской разновидности этой мировой религии. Возможно, здесь сыграл решающую роль географический фактор, коррелирующий с общей численностью населения по территориям – столько-то надо было определить за европейской частью страны, столько-то - за азиатской. Однако не исключено влияние каких-то внутриведомственных раскладов или ходатайство харизматичного главы республики Кирсана Илюмжинова, в отличие от своих бурятских коллег неустанно добивающегося от федеральных властей разрешения на официальный визит Далай-ламы в Россию.

Другая "загадка" списка - Удмуртия и Чувашия - сопоставимые территории с титульным населением, считающимся, по преимуществу паствой РПЦ МП, и крупным массивом мусульманского населения (татар). Поволжские "мусульманские" республики – Татарстан и Башкортостан – не попали в эксперимент. Для справки: с прошлого года Татарстан проводит собственный эксперимент по изучению истории религий. Кроме того, руководители регионов Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов неоднократно крайне негативно высказывались о перспективах ОПКизации во всероссийском масштабе. "Свято место", как известно, не бывает пусто, поэтому его заняли равностатусные территории Привожского федерального округа – Чувашия и Удмуртия (6 из 14 субъектов в этом округе имеют статус республик). Впрочем, случай появления в списке Удмуртии может иметь более сложную природу, а именно некое неафишируемое изучение "языческого фактора" титульного населения. Власти не отважились провести эксперимент в приволжской по принадлежности Марий-Эл, где язычество сильнее и заметнее.

Двусоставная Карачаево-Черкесия представляет интерес и сама по себе, и с учётом "исламского фактора".

По-своему интересен подбор "русских" регионов. Среди экспериментальных оказался регион-пионер в деле всеобщей ОПКизации - Тверская область, предложивший в отличие от смело продвинувшей новшество Белгородчины поэтапный процесс. О состоянии дел на территориях остальных участников эксперимента – в Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Свердловской, Тамбовской и Томской областях - до его начала сказать что-либо определённое вряд ли возможно. Исключение составляет лишь Пензенская область, прославившаяся "подземным сидением". В ответ на действия "сектантов" власти готовили там тотальное православное просвещение школьников, но вовремя были остановлены прокуратурой, вставшей на защиту прав местных мусульман, которые усмотрели в ОПКизации открытую угрозу своим правам.

Возможность выбора между этикой, религиоведением и четырьмя конфессиональными "модулями" выявила территориальную асимметрию в предпочтениях родителей. Федеральные и региональные опросы показывают одно, тогда как на практике выходит совсем иное. Это обстоятельство заставляет задуматься сторонников ОПКизации. В своём блоге протодиакон Андрей Кураев приводит собственные подсчёты, которые нельзя рассматривать иначе как подтверждение неожиданно открывшегося факта.

Наиболее полную статистику родительских предпочтений на сегодня представила лишь Свердловская область. В апробации "религиозного" курса примут участие 1 048 школ Свердловской области, пишет "Новый регион". "Основы религиозных культур и светской этики" будут изучать 35 тысяч 154 школьника <…>. Большинство уральских детей выбрали блок "Основы светской этики" <…> - 54,6 % учащихся четвертых классов, т.е. более 19 тысяч 169 детей. На втором месте по популярности оказался блок "Основы мировых религиозных культур", который прослушают более 8 тысяч 79 человек (23 %), на третьем – "Основы православной культуры". Изучать православие будут более 7 тысяч 255 детей (20,6 %). 459 уральских школьников будут изучать "Основы исламской культуры", 116 – "Основы буддийской культуры" и 99 – "Основы иудейской культуры".

Причём, настроения, которые продемонстрировали родители-уральчане, не уникальны. Информация, пришедшая из аграрного (!) Ставрополья, где, согласно логике социальных процессов, должны быть сильнее развиты конфессиональные идентификации, подтверждает ту же городскую уральскую тенденцию.

Зная о территориальной неравномерности успехов на поприще ОПК и активном участии властей регионов, взявших на себя роль проводников начинания, в объяснении причин локальных успехов предмета нетрудно склониться к мысли об определяющей роли в этом процессе нынешней власти (административно-управленческой элиты) регионального уровня. То есть, главным образом, инициатива принадлежит не школе, не, разумеется, родителям, не даже РПЦ МП и её структурным подразделениям, а именно действующей власти и конкретнее - персонам во власти. От того, как власть в целом и олицетворяющие её персоны понимают свою роль, чего опасаются, насколько проявляет заинтересованность в воспитующей роли религии первое лицо области, края, республики, зависит реальный результат ОПКизации на местах. Что называется, "от противного" можно объяснить популярность cветской этики - ну не работали власти этих регионов наОПК, как это делал белгородский губернатор Евгений Савченко!

Впрочем, в этических предпочтениях родителей угадывается вполне прагматический момент. Что такое этика? Правила поведения. Пусть дети сначала научатся, как себя вести, а молиться – это уж когда придёт время. Прямо иллюстрация слов Белинского из письма Гоголю. Нельзя забывать и то, что многие из родителей нынешних четвероклашек, которые учились в 80-х гг., помнят предмет "Этика и психология семейной жизни". Никаких нареканий в эпоху перестройки, когда пересматривались незыблемые устои, он не вызывал.

Откуда взялось 116 желающих изучать буддизм на Урале – не Чита ведь какая-нибудь и не Иркутск – тоже хороший вопрос. Китайцев в Екатеринбурге много, но китайские дети ещё массово в городские школы не пошли. По крайней мере, буддийский феномен Екатеринбурга позволяет задуматься над тем, что реальный выбор знакомства с религиозными традициями отнюдь не обязательно будет соответствовать популяризируемому РПЦ МП принципу этноконфессионального тождества.

Что происходит в экспериментальной зоне – этакой президентской "земщине" - более или менее понятно. Взоры общественности обращены к происходящему в 19 регионах. И власти (как федеральные, так и региональные), и уж тем более руководство РПЦ МП, разумеется, заинтересованы в его положительном исходе. Но не менее интересно и другое, а именно: что параллельно будет происходить в эти три года на остальных шестидесяти территориях страны за исключением разве что Тататарстана, Башкортостана, да, может, Москвы с Питером? Ведь, процесс ОПКизации ради "чистоты" эксперимента нигде не был приостановлен, никаких инструкций на сей счёт из минобраза не поступало. Более того, неуспехи ОПК в экспериментальной зоне президентской "земщины" могут усилить стремление наверстать упущенное на свободной от эксперимента площадке, продолжающей жить по старым добрым порядкам патриаршей "боярщины".

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]