Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
02-12-2009 17:17
 
Святыня на заказ, или «Все включено». Из Русского музея рассыпающуюся Торопецкую икону повезли в закрытый поселок новых «православных помещиков»

Постсоветская Россия часто повторяет изломы своего прошлого дореволюционного пути, как в замедленной съемке и в искаженном фарсовом виде. В особенности это происходит в религиозной сфере с русским православием, которое, как и в царское время, стремится быть Церковью, в первую очередь, государства. Однако нельзя быть чуть-чуть государственной – либо полностью, либо нет.

Московская патриархия, как уже все привыкли думать, соглашается быть для власти опорой и поддержкой, символом патриотизма и государствообразующей духовности. И Церковью сразу начинают пользоваться чиновники и околовластные олигархи, как помещики в своей вотчине распоряжаясь крепостным духовенством и церковными святынями.

Конфликт вокруг Торопецкой иконы Божией Матери (XII-XIV вв.) ясно показывает, как власть и помещики управляют страной, которую им дают в кормление. Ни общественность, ни Русский музей и его хранители, ни директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, которые выступили против передачи древней иконы (в весьма ветхом состоянии, которую реставраторы даже не рискуют реставрировать) в храм элитного подмосковного поселка, не смогли ничего сделать против глухой стены барской воли. Святыня была заказана на самом высшем уровне – бескомпромиссную позицию занял даже внешне интеллигентный и мягкий министр культуры РФ Александр Авдеев. Письмо от имени Церкви и элитного прихода "Княжье озеро" на имя министра 24 ноября направил сам Патриарх Кирилл. Очевидно, что изначально никто даже не собирался учитывать мнение экспертов-искусствоведов – столь поспешно все было оформлено и решено на закрытом совещании в Русском музее 30 ноября. Заказчик, видимо, надеялся на то, что икону передадут без лишнего шума, так как в письме Патриарха обещано денежное вознаграждение всем хранителям, кто будет сопровождать икону, а сама икона будет находиться в храме на закрытой территории, то есть, возможно, будет открыта только для поклонения "православной элиты".

Мало кто знает, что Торопецкую икону в эти минуты везут в настоящее элитное православное поселение "Княжье озеро" – своеобразную общину состоятельных верующих патриотов-миллионеров. В отличие от крепостных нравов XIXвека, когда местный поп был почти необразован и жил бедно, получая подачки от барина, и от 1990-х годов, когда "новые русские" просили изобразить себя в притворе храма в малиновом пиджаке, нынешние строители церквей - вполне цивилизованные люди, которые намного лучше разбираются в самой вере и в святынях, чем угнетатели крепостных при царе.

Итак, одним из инициаторов перенесения иконы из музея к себе в поселок стал православный меценат, награжденный церковными наградами, президент строительной компании "Сапсан" Сергей Шмаков. Его компания уже осуществила около 15 проектов элитных поселков бизнес-класса, и одним из последних крупных проектов является "Княжье озеро" (Павло-Слободское Истринского района Московской области). Делая бизнес, Шмаков одновременно выстраивает модель идеальной православной общины – корпорации господ, жизнь и труд которых на благо Родины освящает Церковь. Образ, который выстраивает Шмаков, взят скорее не из реальной истории, а из фильмов Никиты Михалкова (что неудивительно) с картинами помещичьего быта и бесконечными высокодуховными разговорами о России. Только в отличие от героев фильмов Михалкова жителями новых поселков является не интеллигенция, а бизнес – его не мучают вечные вопросы, он их просто решает.

В одном из своих интервью Сергей Шмаков создает имидж своих поселков как закрытой православной корпорации новых помещиков: "Тяга к взаимному ненавязчивому общению добрых соседей присутствует в нас генетически. Корни этой национальной традиции  уходят к временам, когда старые друзья-помещики съезжались друг к другу в гости, коротали за разговорами и чтением книг длинные зимние вечера. Традиции живы и теперь, но к их соблюдению, к тому чтобы в полной мере получать удовольствие от человеческого общения друг с другом должны быть созданы соответствующие предпосылки. Вот такой предпосылкой мы и считаем соблюдение нашего основного правила – осуществлять осмысленный подбор клиентов и не продавать дома первым встречным. Если образно – мы строим не дома, мы строим образ жизни. И, кроме того, я считаю обязательным строительство в каждом поселке "Сапсана" православного храма".

Церковь является составной частью имиджа и инфраструктуры православного бизнес-класса, она встроена в систему поселка, является частью системы "все включено". "Княжье озеро" - полностью автономная система, мини-город, со своим медицинским центром и зоопарком. В нем более 700 домов (от 2,5 млн. долларов и аренда - от 8 тысяч долларов в месяц), которые охраняет компания "Сапсан". В поселке действует пропускная система, которая защищает от проникновения посторонних (есть, в том числе и конная охрана). Храм св. Александра Невского, заложенный в 2005 году, построен на территории поселка рядом с южным въездом "Невские ворота". Именно туда и прибудет Торопецкая икона Божией Матери.

Менеджмент холдинга "Сапсан" лично принимает участие в богослужениях в храме и пользуется поддержкой "православного старчества" – в апреле 2009 года на малый чин освящения храма в поселок бизнес-класса был выписан духовник Оптиной пустыни Илия. Как свидетельствует местная поселковая газета "Княжье озеро",в стихарях в храме прислуживают президент холдинга Сергей Шмаков и руководитель департамента организации и правового обеспечения строительства холдинга Сергей Кошкин. В интервью они особенно отмечают роль Александра Невского в противостоянии западным иноверцам и строительстве государственности. Имя Александра Невского означает могущество России, в свою очередь, подчеркивает на страницах газеты вице-президент холдинга Светлана Шмакова.

На православных праздниках, как и в храме, присутствуют только "свои" - жители закрытого поселка – это сотрудники холдинга, воспитанники элитной школы "Президент" и такого же детского сада "Голицынский", которые также окормляются "своими" внутрипоселковыми священниками. В честь Масленицы, Пасхи или Рождества жителей собирают в центре поселка у ресторана "Рыбацкий", где священник произносит для всех собравшихся на закрытой территории проповедь.

Уровень и достаток жителей поселка таков, что освящение поселкового храма 6 декабря будет проводить сам Патриарх Кирилл. Поскольку св. Александр Невский по легенде получил Корсунскую Богоматерь в подарок к венчанию, то именно эта икона должна придать торжеству особое значение. Никто не знает, на какое время в точности эта икона будет отдана в поселок бизнес-класса. Возможно, эту икону захотят перевезти или вернуть в Корсунско-Богородицкий собор в Торопце, где она находилась до 1920-х годов. Этот собор реставрировался также на средства Сергея Шмакова.

Ради получения святыни в храме святого благоверного князя Александра Невского был отстроен, как отмечается в письме Патриарха Кириллу министру культуры (или переименован?), придел Корсунской иконы Божией Матери. Изначально, еще весной 2009 года, в храме было шесть приделов: св. Александра Невского, св. Иоанна Крестителя, апп. Петра и Павла, Всех Святых, св. Жен-Мироносиц и преп. Сергия Радонежского. Очевидно, что если в храм ходят непростые граждане, обладающие большой властью и деньгами, то освящать их достаток должна священная реликвия, соответствующая "бизнес-классу". Это не только часть имиджа компании, которая демонстрирует, что действительно может быть "ВСЕ включено", что, естественно, оплачено, но и привлечение новых клиентов во время экономического кризиса.

Учитывая все сказанное, надо понимать, что конфликт вокруг Торопецкой иконы возник не из-за вражды музейщиков к Церкви, которая естественно должна стремиться получить святыни для поклонения. Сами хранители предлагали передать икону в храм архистратига Михаила при Русском музее. Скандал развился также и совсем не из-за оригинальной идеи православного бизнес-класса в закрытом подмосковном поселке. Сергей Шмаков взялся самостоятельно выстроить сплоченную православную общину, так как сами приходы и духовенство этого не делают и часто намного более естественно ощущают себя в качестве крепостных в услужении. В основе конфликта – циничнее отношение к использованию власти и денег, пренебрежение сотрудниками музея, мнением искусствоведов и хранителей, то есть тех, кому никогда не видать в своей жизни "бизнес-класса".

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]