Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
30-01-2003 18:35
 
"Зачистка" Святой Горы

 На полуострове Афон закрывается "Афон". Пусть разница между экзотическим центром туристической Греции и полумистической Меккой, пределом и целью устремлений православных и неправославных взыскателей "настоящего и истинного" духовного достояния, не видна на первый взгляд. Да и на второй она не очень-то видна.

Первый взгляд – обывательский, и высокие мистические восторги ему не то, чтобы совсем чужды, но не очень ясны. Первым взглядом смотрит на Афон "православный (или не очень православный) паломник", приобретший в православном (или не очень) бизнес-центре круиз "на Святую Гору Афон с заездом в ресторан". Второй взгляд – взгляд политиков, вершителей судеб и их идеологической обслуги – журналистов, пиарщиков, общественных деятелей. Второй взгляд на Афон имеет одну особенность – он исходит из ценностей и приоритетов "социальной религии" – псевдорелигиозного феномена, главным компонентом которого являются социальные ценности – права человека, равенство перед законом и политическая корректность. Только на третий взгляд – взгляд мыслителя, искателя и слушателя - разница между образом Афона и его духовным наполнением будет существенна вплоть до забвения первого.

Афон был в древнерусской культуре своеобразной Меккой христиан, местом, куда устремлялись помыслы подвизающихся иноков, куда устремляли стопы Антоний Печерский, откуда приехал на Русь страдалец Максим Грек и праведный Паисий Величковский. Знаковый для времени смуты и гонений ХХ в. спор об Имени Божием также приобрел в России особенное звучание, ибо иноки-имяславцы подвизались на самом Афоне. Именно в те годы был опробован греческими властями метод разрешения догматических споров при помощи греческой полиции. Монахов, исповедовавших учение, показавшееся Святейшему Синоду "неправославным", чересчур забирающим в зилотство, просто вышвырнули с Афона, погрузили на пароход и свезли подальше от Святой Горы.

Политики, предоставившие нынешнему патриарху Варфоломею бригаду архаровцев, отнюдь не относятся к поклонникам нынешнего Папы Римского Иоанна Павла II, из-за лобзаний и сослужений с которым монахи-зилоты Эсфигменского монастыря прекратили поминать патриарха в молитвах. Совсем наоборот – среди политиков-греков принято ворчать и на "паппизмос" (папство), и на Запад, предавший некогда Византию в руки турок. Впрочем, греческие властители (как и все властители в принципе) используют двойную демагогию. Одну, "национально-ориентированную" (типа "наше византийское прошлое"), – для внутреннего употребления, а другую (либеральную) – для Совета Европы. Да только хватит ли такого двурушного жеманства надолго? Греция все же – не Россия. Это в России можно быть национал-радикалом, жечь портреты казахстанского президента перед посольством, а через каких-то три года уже облечься саном представителя России в Европарламенте. В Греции все несколько более умеренно, и тот факт, что правительство помогает одной конфессии (пусть и главенствующей) вышвырнуть со Святой Горы другую (пусть и миноритарную), пахнет самым дурным скандалом. Это уже почувствовали западные газеты – тема притеснений эсфигменских иноков стала одной из самых популярных в изданиях, как нельзя более далеких от религиозной тематики. Если в России теория "русского пути", независимого от остального западного мира с его мерзким либерализмом, начинает становиться привычным официозом, то Греции до этого еще далековато, и плевать на Европу, находясь в ней, не очень-то получается. Права религиозных меньшинств в Греции мало кто может гарантировать – да они и привыкли без гарантий, так, вроде, и спокойнее. Никто тебе не должен – ну и ты, стало быть, никому… Но в Евросоюзе привыкли смотреть на дело несколько иначе: раз у вас "еврозона" – пустите на ваш Афон наших женщин и оставьте в покое монахов. Такая вот правовая коллизия.

А мыслители-ревнители как же? Им-то должно быть жалко смотреть на превращение Афона в туристический центр? Ведь еще недавно и "Русь Православная" и "Русский Вестник" обличали "масон-патриарха", сочувствовали инокам Эсфигмена, даже движение особое со своим издательством создали – "Русский Эсфигмен"… Но, видимо, это все в прошлом. Ныне – времена иные: все поняли, что "хороший" - это тот, кто "патриарха поминает". А кто не поминает – того самого поминай как звали. И убеждения тут не причем. Верь ты хоть в Ярилу с Велесом или в "гений великого нашего народа", но изволь поминать.

Православные патриоты в России, составляющие "консервативную оппозицию" в РПЦ МП, увлечены сейчас более "интересными" вопросами, чем набившее оскомину "обличению экуменизма". Все громче заявляет о себе движение за канонизацию самых спорных персонажей русской истории - Ивана Грозного, Никона, Распутина, Жукова со Сталиным. Канонизация все меньше воспринимается как акт "различения духов" и все больше - как скандальная демонстрация "национальной идентичности". И чем скандальней может получиться демонстрация, тем активнее за нее будут "бороться".

Нужен ли в такой ситуации какой-то там Эсфигмен с его туманными обличениями патриарха Варфоломея? Нашли бы лучше себе в византийском прошлом какого-нибудь Ивана Грозного или Распутина и боролись бы за его прославление...

Так что, видимо, не нужны русским ревнителям туманные греческие ревнители из Эсфигменского монастыря. И то, что в прошлое уходит мистический, монашеский Афон, твердыня благочестия, оплот стоящих в правде старцев-молитвенников – не так уж и важно. Одним ревнителем больше, одним меньше. Был когда-то на Афоне и "русский старец" – Рафаил (Берестов), обличал экуменизм, патриарха… И где он теперь? Уж точно не на Афоне… Так что стоять за истину нынче не очень удобно на Афоне. И у истинно-православных (самоназвание греков-старостильников, к которым принадлежит и эсфигменская братия) земля уже тлеет под ногами. С выдворением иноков-зилотов еще один знак прежнего христианского мира превратится в легенду. Благочестивую и славную – но легенду.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]