Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
24-01-2003 19:05
 
Визит Патриарха Антиохийского в Москву и "ближневосточный контекст"

Нынешний визит в Москву Патриарха Антиохийского Игнатия IV (Хазима), главы одной из наиболее известных православных юрисдикций, Антиохийской Православной Церкви, проходит на фоне сложных процессов как внутри православного сообщества, так и вообще в мире. Некоторые аналитики полагают, что нынешний визит как-то связан с желанием арабских христиан на Ближнем Востоке усилить роль РПЦ МП в ближневосточной политике. Тут необходимо несколько уточнить предмет разговора.

Антиохийская Православная Церковь, первоиерарх которой завершает свой визит в Москву, представляет собой достаточно типичное явление в сложной мозаике мира. Ее центр находится в Дамаске, ближневосточная паства – в полукоммунистической асадовской Сирии и пребывающем в состоянии гражданской войны Ливане. Но главная паства антиохийской Церкви - далеко за пределами Ближнего Востока: в США, Канаде и Австралии. Когда-то основу ее приходов на этих далеко не восточных землях составляли быстро американизировавшиеся (или австрализировавшиеся) арабские эмигранты. Однако теперь до 85 % прихожан антиохийской юрисдикции в США – это англоязычные "конверты" (т.е. новообратившиеся) из разных народов, составивших этническую картину этой страны: англосаксы, ирландцы, голландцы, немцы, евреи и другие. Отношения у американского автономного филиала АПЦ с другими православными Церквами в США и Канаде самые разные – от мирных (например с ПЦА) до не очень (с Константинопольским ахидиоцезом или с РПЦЗ).

За что же любит простой американский парень "арабскую Церковь"? Самое интересное, что любит он ее за чрезвычайный и безбрежный либерализм. АПЦ – авангард мирового экуменизма. В церквах АПЦ служат священники, которые были по два раза женаты (что, например, невозможно для Русской Церкви); когда к ним переходят протестанты, крещенные в одно погружение, то их не крестят по-православному в три погружения, а принимают просто, без излишних церемоний. От своих чад АПЦ не требует ни строгих постов, ни строгого поведения.

В области вероучения тон задает сама патриархия в Дамаске. Там уже давно преодолели "церковную схизму" между православными и католиками. В Антиохийской Церкви установлено полное общение (совместное причащение) с католической Церковью. Основой для этого общения служит т.н. "Баламандский протокол", подписанный в 1990 г. в духовной Академии в Баламанде (Ливан) представителями католической Церкви на Ближнем Востоке и депутатами Константинопольского, Московского и других патриархатов. И ныне католики могут свободно "приобщаться" в церквах АПЦ, если у них будет желание. Епископ Филиппопольсикй Нифон (Сайкали) охотно причащает католиков в московском Антиохийском подворье.

Однако, если мы сравним это либеральное отношение к межконфессиональным контактам в Антиохии со строгостью беспримерной, с какой российские власти обращаются с "папежами и люторами", то контраст будет весьм очевиден…

Но вот мы узнаем, что недавно Патриарх Игнатий заявил, что он "с глубокой озабоченностью воспринял недавнее решение Ватикана об учреждении католических епархий и создании единой "церковной провинции" на канонической территории Русской Православной Церкви". Патриарх заявил, что осуждает эти действия, считая их серьезным препятствием к конструктивному диалогу между Католической и Православной Церквами, и намерен заявить об этом своему сомолитвеннику и сослужителю Папе Иоанну Павлу II. В чем же причина столь резкого поворота Патриарха? Надо вспомнить историю Руси: как некогда бедные и нуждающиеся восточные Патриархи ездили за средствами "покормитися на Москву", так и теперь Патриарх Антиохийский едет в Москву в надежде найти радушный прием у властей страны, в которой, кажется, Православие становится государственным приоритетом. И он не обманывается в своих надеждах: продолжительной беседы его удостоивает сам президент Путин. 

Надежды на участие России в процессе мирного арабо-израильского урегулирования питают многие арабские православные. Однако Россия не спешит однозначно встать на сторону арабов – уж больно деликатное это дело – Восток. Надежда на участие РПЦ МП в этом процессе, которую высказывают иногда аналитики, – вряд ли реалистична. Некогда, во времена дореволюционные, главенствующая Российская Церковь имела большой авторитет на Палестинских землях: она содержала школы для арабских детей, приюты, больницы, организовывала сборы средств и т.д. Но ныне времена уже другие: представители РПЦ МП в Палестине, в основном, занимаются обслуживанием туристического предприятия для паломников и борьбой с "зарубежниками". Конечно, в самой Палестинской автономии Арафат, когда-то бывший фигурой номер один, хорошо относится к Русской Православной Церкви. Он послал полицейских и помог ей отобрать у Русской Зарубежной Церкви участки в Хевроне и Иерихоне. Но ни Арафат, ни Патриарх Игнатий, ни даже Патриарх Алексий не смогут радикально повлиять на ситуацию вокруг арабо-израильской конфронтации, пока в дело не вмешаются большие политики на уровне РФ-ЕС-США. А на этом уровне церковная политика пока не делается...


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]