Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
10-01-2003 19:01
 
Откуда есть пошла «Православная энциклопедия»…

Коллектив Церковно-научного центра Русской Православной Церкви "Православная энциклопедия" начал создаваться на базе отдела классической литературы журнала "Литературная учеба", которым заведовал нынешний руководитель ЦНЦ Cергей Кравец. Сотрудники этого отдела "Литературной учебы" составили костяк издательства Валаамского монастыря, которое было учреждено указом Патриарха Алексия II в 1991 г. по инициативе игумена Андроника (Трубачева) – тогдашнего наместника Валаамского монастыря.

Издательство сразу "взяло курс" на выпуск серьезной церковно-научной литературы – в противовес многим другим церковным издательствам, выпускавшим молитвословы и разного рода церковные брошюры, порой сомнительного содержания.

После того как наместником Валаамского монастыря стал архимандрит Панкратий (Жердев), коллектив издательства и подворье Валаамского монастыря продолжали сотрудничество, невзирая на идейные различия. Главным достижением Сергея Кравца и работавшего под его руководством издательства стало издание к концу 1996 г. многотомной "Истории Русской Церкви" (митрополита Макария). Патриарх Алексий II взял издательство под свой патронат, последовал указ о его преобразовании в Церковно-научный издательский центр "Православная энциклопедия" (сокр. ЦНЦ ПЭ).

В основу проекта ЦНЦ ПЭ была положена идея проф. Бенешевича о сотрудничестве церковной и светской науки. В целом, перед церковными учеными ставилась задача помочь светской науке выработать инструментарий, позволяющий описывать церковные явления "изнутри", основываясь на логике, структуре и жизни самой Церкви (то есть придерживаясь некоего конфессионального взгляда, языка, подходов). В принципе, это означало попытку РПЦ МП сформировать свое цельное православное мировоззрение, отвечающее современному общекультурному и научному уровню, за счет обогащения его достижениями гуманитарной науки и естественнонаучных знаний.

Разработчики энциклопедии также задались целью не только осмыслить достижения церковно-исторической и богословской науки РПЦ конца XIX - начала XX вв., но и привлечь тот опыт, который обрели другие Поместные Православные Церкви за прошедший XX век. При этом, как отметил Сергей Кравец на VII Рождественских чтениях, еще одной задачей энциклопедии, как издания национального, явилось "оправдание русского национального самосознания, русской христианской философской традиции".

Дружба Сергея Кравца с о. Андроником (Трубачевым) и приверженность к кругу учеников вдовы А.Ф. Лосева А.А. Тахо-Годи определила некоторые идейные особенности сегодняшнего ЦНЦ. В частности, речь идет об имяславческих симпатиях Сергея Кравца, декана философско-богословского факультета Российского православного университета  А.Т. Казаряна и других "мастодонтов" "Православной энциклопедии". В этой связи ЦНЦ представляет собой своего рода имяславяческое "лобби" в РПЦ МП.

Изначально ЦНЦ поставил перед собой задачу более глубокого вовлечения Церкви в социальную жизнь, в рамках которой предполагалось решить, какие сферы церковного социального служения могут быть имплицированы в соответствующие системы светского государства, а какие ‑ нет. В этой связи идейными интенциями ЦНЦ оказались:апология мирской жизни против абсолютизации монашества, которое, по мнению ведущих сотрудников ЦНЦ, под видом аскетики, принимает формы духовного чванства; противодействие абсолютизации частных "благочестивых" традиций и суеверия в Православии. Активная социальная роль ЦНЦ предполагает, что в рамках энциклопедии будет дан ответ на основные вопросы государства и права, политики, культуры, а в целом– православная оценка проблем современности (разумеется, с учетом мировоззренческих ориентиров РПЦ МП).

При всем этом, среди всех "интеллектуальных центров" РПЦ МП "Православная энциклопедия" изначально оказалась наиболее свободной "низовой" организацией в плане идеологической ангажированности. Осознавая определенную степень свободы гуманитарной науки от идеологии, Церковно-научный центр даже нацелился на "реконструкцию исторических обстоятельств различных периодов русской истории".

Относительная идеологическая самостоятельность ЦНЦ оказалась даже в чем-то на руку священноначалию РПЦ МП. В частности, Патриарх Алексий II в свое время решил сделать из ЦНЦ аналитический центр, который мог бы давать церковным "верхам" объективную информацию о тех или иных процессах в церковной "низовой среде". С другой стороны, пользуясь авторитетом ЦНЦ как "ученого арбитра в церковных вопросах", можно было бы проводить через него некоторые свои идеи.

Такую роль отчасти выполняла конференция, организованная ЦНЦ "Православная Энциклопедия" совместно с РАН и Министерством культуры РФ в июне 2000 г. в преддверии издания Социальной концепции РПЦ и юбилейного Архиерейского собора. На конференции практически впервые на научном уровне были подняты вопросы социального служения Церкви, межконфессиональных отношений, религиоведения – многое из того, что РПЦ МП не стремится обсуждать публично.

Критическую оценку на конференции получила идея превращения православия в государственную религию. В тот момент РПЦ МП, вероятно, осознала те сложности, с которыми ей пришлось бы столкнуться, попав в зависимость от государства – об этом также говорит прописанная в Социальной концепции скандально известная строка о "гражданском неповиновении". Практически разгромленной на конференции оказалась идея возрождения православной монархии. Общим тоном конференции была также критика консервативно-политической идеологизации современного церковного общества.

Однако тот высокий статус, который приобрел ЦНЦ в РПЦ МП, вынуждает его все больше прислушиваться к генеральной линии РПЦ МП и, в свою очередь, поддерживать инициативы, связанные с инкорпорацией отдельных областей церковной жизни в государственную сферу. Двойственное положение ЦНЦ "Православная энциклопедия" так или иначе отражается в изданиях самой энциклопедии, а также и в церковно-общественной сфере.

Примером тому является участие руководителя ЦНЦ "Православная энциклопедия" Сергея Кравца в церемонии открытия "курсов повышения квалификации для православных иерархов", состоявшейся 11 ноября в Российской академии государственной службы при президенте России.

Выступая на открытии курсов, руководитель Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" заявил, что при их подготовке, инициаторы "исходили из того, что в современной России любой церковный деятель является также деятелем общественным, и, зачастую, государственным". "Цель организации такого обучения заключается в том, чтобы постараться снабдить церковных деятелей знаниями современных технологий общения, взаимодействия с государственными, общественными, коммерческими структурами".

Согласно информации, представленной на сайте ЦНЦ "Седмица.Ру", "многими церковными и государственными деятелями курсы расцениваются как "первый по своему уровню серьезности шаг на пути взаимодействия государства и Православной Церкви, который позволит иерархам Русской Православной Церкви ориентироваться в смежных сферах общественной и государственной жизни". Большинство лекций посвящены темам, лежащим на пересечении интересов Церкви и государства"…


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]