Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
26-03-2007 19:42
 
Кто поможет РПЦ МП стать коллективным Абрамовичем? Проблема "государственной Церкви" в России в условиях "реституции"

Церковно-государственные отношения в современной России развиваются интенсивно и динамично с обеих сторон. Российское государство впервые после развала СССР получило возможность вплотную заняться созданием на основе РПЦ МП государственного института, пользу от которого могли бы ощущать все российские граждане, независимо от их отношения к религии. Для самой РПЦ МП появилась новая и непривычная пока перспектива: вывести свою деятельность, экономическую, прежде всего, из нынешней густой тени и, наконец-то, почувствовать себя коллективным Абрамовичем или Потаниным, а не коллективным Березовским образца 1998 года или, совсем уж не дай Бог, коллективным Ходорковским образца 2002…

Все эти перспективы приблизились вплотную после обнародования планов частичной "реституции" церковной собственности уже в самое ближайшее время. При осуществлении этих планов РПЦ МП абсолютно легально превращается в частного собственника, значимого в масштабах общегосударственной экономики, но зато и государство получает легальный и совершенно прозрачный механизм для контроля и направления ее деятельности. После этого создание государственного органа по регулированию деятельности религиозных объединений, о необходимости которого автор пишет уже в течение нескольких лет, станет процессуально-юридической неизбежностью.

Это не может не оздоровить нынешний климат церковно-государственных отношений, да, пожалуй, и всю религиозную ситуацию в России. Но, в преддверии этого, государству необходимо научиться как можно более сознательно подходить к формированию тех церковных структур, в руки которых предполагается передать огромную часть нынешней государственной собственности. Разумеется, речь не идет о том, чтобы государство само занялось формированием подобных структур, – это имело бы смысл лишь в том случае, если бы в РПЦ МП совсем не осталось управленческих кадров, – но лишь о том, чтобы государство научилось формулировать ясные для него самого требования к церковным структурам и затем добиваться неукоснительного исполнения этих требований.

Поэтому сейчас важно вновь и именно с государственной, а не церковной точки зрения, поставить вопрос о том, что же такое "государственная Церковь" в условиях современной России? Этот вопрос не имеет смысла в юридической плоскости, где само понятие государственной Церкви противоречило бы светскому характеру государства. Но этот вопрос обладает всей полнотой смысла в области реальных экономики и политики, – подобно тому, как никто бы не стал сомневаться даже и в 2002 году, когда все были на свободе, в осмысленности вопроса о различиях между Ходорковским и Абрамовичем, хотя юридически оба они одинаково являются гражданами РФ.

Государственный подход к понятию государственной Церкви должен быть государственным, а не церковным. Эта фраза только выглядит банальной, но на самом деле ее смысл далеко не очевиден. Она означает, что критерии "церковного" единства, значимые для государства, не обязаны совпадать с теми критериями, которыми руководствуются административные работники церковных организаций.

Ничто не мешает государству создать единую "государственную церковь" сразу из всех христианских конфессий, которые будут претендовать на участие в "реституции", — то есть не только из РПЦ МП с поглощенной ею частью РПЦЗ(Л), но также и из старообрядческих церквей (Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) и Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ)).

Старообрядческий Митрополит Корнилий (глава РПСЦ) за все время своего пребывания у власти ни разу не высказал ни одной инициативы, которая не вписывалась бы в политику Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Едва ли можно сомневаться в том, что и последняя инициатива Митрополита Корнилия, горячо поддержанная в ОВЦС МП, – относительно введения цензуры в СМИ, – не была заранее согласована в этом ведомстве. РПСЦ Митрополита Корнилия является естественным придатком РПЦ МП для формирования консервативной и традиционной части церковно-политического дискурса. Ничто не мешает фактическому административному поглощению РПСЦ на правах какой-либо автономии внутри РПЦ МП. При этом как государству, так и администрации обеих православных конфессий, совершенно безразлично отсутствие между РПЦ МП и РПСЦ специфических атрибутов церковного единства (так называемого "канонического общения"). Это не помешает объединению их (а также и РДЦ) в рамках единой церковной администрации, куда в перспективе можно присоединить также и некоторых старообрядцев-беспоповцев.

Подобная гетерогенная модель государственной Церкви не являлась бы органичной лишь в том случае, если бы предполагалось ее независимое существование. Но государственная Церковь потому и называется государственной, что существовать независимо она не может. А несколько разных организаций, ни одна из которых не в состоянии существовать самостоятельно без определенного государственного статуса, всегда могут быть объединены в одну общую организацию, если этого захочет само государство. Государственная Церковь должна быть органична для государства, а не для себя самой.

Неспособность церковных администраторов разных конфессий достаточно эффективно напрямую взаимодействовать друг с другом оборачивается в этом случае из минуса плюсом – она создает одну из гарантий стабильности церковной организации. Им и не надо быть способными договариваться друг с другом через голову государства. Верховная власть в государственной Церкви может и должна принадлежать только государственному светскому чиновнику.

Все эти важные для России внутриполитические вопросы станут окончательно актуальными лишь во втором полугодии 2007 года, когда процесс "реституции" церковной недвижимости начнет набирать обороты. В целом же это повестка дня 2008 года. Но что можно и должно сделать уже сейчас?

Сейчас приближается 17 мая – дата официального поглощения заметной части исторической РПЦЗ(Л) административным аппаратом Московской патриархии.

Государство не должно ограничиваться привычным отношением к РПЦЗ(Л) как только к собственнику заграничной церковной недвижимости. Такое отношение к РПЦЗ(Л) больше соответствовало бы традициям СССР, хотя, к сожалению, поведение пост-советских российских властей по отношению к церковной собственности РПЦЗ(Л) за границей до последнего времени было выдержано в худших советских традициях – традициях государственного хамства и грабительства. Ничтожная и ненадежная государственная прибыль от подобных захватов никогда не сможет окупить потери для государственного имиджа России в глазах верующих людей и международного сообщества в целом. Политически для России было бы гораздо выгоднее не вмешиваться в имущественные споры между РПЦ МП и РПЦЗ и, вместо этого, наоборот, доказывать верующим негосударственных Церквей русской традиции, что и они, независимо от своего гражданства, могут рассчитывать на помощь сильной и справедливой России.

Но было бы недопустимой бесхозяйственностью не использовать все равно уже поглощенную Московской патриархией часть РПЦЗ(Л) для целей строительства государственной Церкви в России. Одно из очевидных направлений такого использования — кадровый ресурс. Пусть сейчас в РПЦ МП строят планы по замещению ведущих должностей в структуре РПЦЗ(Л) "своими людьми". Российское государство должно будет само и независимо оценить, каких людей ему лучше будет считать "своими". Иной раз может и должно получаться так, что церковный чиновник из ОВЦС "предполагает", а государственный чиновник "располагает"…

А нынешним церковным чиновникам из РПЦЗ(Л), которые, зажмурив глаза, готовятся 17 мая прыгнуть в гостеприимно раскрытый зев РПЦ МП, хочется сказать несколько слов ободрения: не все так безнадежно, не все ваши новые хозяева обитают в Даниловом монастыре и Чистом переулке; постарайтесь поскорее установить прямые связи с государственными чиновниками РФ во всех ведомствах, а не только в МИДе. Там вы найдете тех, кто вас поймет и, возможно, захочет не дать вам пропасть…

Игумен Григорий (Лурье),
для "Портала–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]