Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-03-2007 19:38
 
Цензурный инфантилизм. Призывы ввести цензуру – попытка Церкви переложить свою работу на "власть" или признак отчаяния и паники?

На фоне различных споров о границах допустимого и кодексах лингвистического поведения в СМИ (особенно - в свободном Интернете), вновь и вновь звучит позабытое было слово "цензура". Так недавно в России создана новая Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

Служба эта должна следить за соблюдением неких "норм", однако пока что ни один закон не возлагает на государство функцию полиции нравов. Среди профессиональных юмористов и просто анекдотчиков то и дело появляются истории про "маразматическую политкорректность". У "них". А "у нас" пока нет – что мы зря ГКЧП свергали?

Но пока журналисты травят анекдоты, серьезные бюрократы-политики уже задумываются, как бы ввести контроль за распоясавшимися журналистами, а паче того – пользователями сети Интернет. И если журналиста, употребившего "не то" слово или затронувшего "не нужную" кому-то из хозяев жизни тему, можно вызвать к главреду и хорошенько пропесочить, то пользователей различных открытых форумов и других ресурсов Интернета так просто не усмиришь. Можно, конечно, сослаться на китайский опыт, но даже и у китайцев вряд ли выйдет полностью контролировать интернет-пространство. Если даже в закрытом прежде Туркменистане открывается интернет-кафе, то, видимо, дело плохо, и у введения цензуры шансов нет.

Начнем с того, что современные интернет-пользователи очень хитры. Мой знакомый, работающий системным администратором (сисадмином) в крупной компании, рассказал, что он пытался применить все технические хитрости, чтобы не допустить нецелевого пользования Интернетом в рабочее время. И все бесполезно! Используют – играют в игры, беседуют по "аське", ходят на форумы, качают фильмы… Так что китайские органы, надеющиеся вести эффективный контроль за пользователями Интернета, скорее всего, ничего не добьются.

В России цензуры хочет очень небольшое количество людей. И, как правило, эти люди несут некую "административную ответственность". С их субъективной точки зрения введение цензуры поможет им эффективно контролировать ситуацию в стране. Для политиков цензура могла бы быть полезна в тех случаях, когда необходимо сохранить тайну и создать положительный или отрицательный шлейф тому или иному явлению. Как правило, за это выступают те, кому есть, что скрывать, и есть, что терять. Например, партия СПС в лице Бориса Немцова выступает решительно против цензуры, ибо ей нечего особенно терять. Она все уже потеряла.

В среде религиозной, цензуры требуют все больше те, кто хочет сохранить за собой определенное поле деятельности или не может воздействовать на общество в условиях свободы. Свобода предполагает конкуренцию, а конкуренция – равные права. И тут у нас выходит накладка. Умеренными сторонниками цензуры надо назвать церковных политиков из ОВЦС МП, которые стремятся ограничить в СМИ потоки критики в адрес РПЦ МП. Это понятно. А протоиерей Всеволод Чаплин мечтает, чтобы цензура извела засилье отупляющих юмористических передач. Как правило, сдержанные, но вполне явные мечты о введении цензуры (государственной или лучше – духовной) слышны с православно-патриотического фланга.

Понятно, что при всем недоверии православных патриотов к нынешней власти, она для них скорее – своя. И они готовы признать за властью право решать, что – нравственно, а что – нет. Только они не понимают, что первыми же окажутся жертвами такой цензуры, быстро превращающейся в механизм введения политкорректности. В изданиях политправославных тут и там читаются неполиткорректные этнические и идеологические термины. И только некоторые совершенно маргинальные сакральные монархисты (вроде Вячеслава Леонтьева) призывают самого Патриарха Алексия II стать главным цензором России. Но такая задача явно не плечу престарелому лидеру РПЦ МП, его администрация едва успевает уследить за внутрицерковной печатью. Так что, скорее всего, для ОВЦС МП введение чего-то вроде цензуры – просто способ облегчить им работу и избавить от ненужной им критики.

Тем более неожиданно прозвучало сообщение канцелярии Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), что старообрядческий Митрополит Корнилий обратился к министру культуры РФ с предложением прямо "ввести цензуру", и что конкретное письмо с "предложениями старообрядцев" вот-вот будет направлено в правительство РФ. Речь, правда, идет только о "нравственной цензуре". Известно, что Митрополит Корнилий скорбит о безнравственности и "разнузданной пропаганде содомского греха".

Кажется, что старообрядческое руководство просто не понимает, что предпринимает заведомо бессмысленный шаг. Этот выстрел окажется холостым. Никакой цензуры ввести в современных СМИ просто нереально, а предпочтения и характер материалов зависят от редактора,владельцаиздания, или "экономически мотивированной" самоцензуры. Следовательно, надо бы обратить внимание не на властные структуры, а на души и умы людей, на формирование их установок, на их нравственное воспитание. А менять установки людей сложно. Вот и стремятся иерархи облегчить себе жизнь, взвалив ответственность на мифическую цензуру. К слову сказать, в советское время нравственный упадок никак не сдерживался наличием цензуры.

И вот тут мы подходим к самому главному. За социальным инфантилизмом, стремлением иерархов переложить с себя пастырскую ответственность на государство, стоит сложная проблема. И ОВЦС МП, и старообрядческий Митрополит фактически признают, что они утратили все рычаги воздействия на людей. Да, прихожане готовы прийти в храм и даже положить трудовую копейку на поднос. Однако даже умеренно воцерковленные граждане России не рассматривают Церковь как нравственно-регулирующий орган. И упование на цензуру есть именно жест отчаяния.

Вернемся к недисциплинированным сотрудникам, стремящимся поиграть в игры или посидеть на форуме в рабочее время. У них существует убеждение, что они должны во что бы то ни стало получить информацию, которую они хотят. Так вот, задача Церкви была бы в том, чтобы они захотели честно работать, а не заниматься бездельем в рабочее время. А все попытки выступить в роли неудачливого сисадмина или нажаловаться начальству показывают, что сисадмин хронически не справляется со своими обязанностями.

Игнатий Алексеев,
для "Портала–
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]