Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
08-03-2007 19:05
 
Модернизация с помощью прошлого. "Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети, но мне и бедность не беда не будь любви на свете"

Завершившийся, 11-й по счету Всемирный русский народный собор (ВРНС) стал исключительным событием в церковной и общественно-политической жизни страны, утверждают официальные церковные СМИ. На форуме была сделана попытка дать оценку действиям государственной власти в области финансово-экономической политики и выступить с рекомендациями, что необходимо сделать в ближайшем будущем не только для разрешения проблемы увеличения разрыва между богатством и бедностью, но и в целом для модернизации постсоветской России. Призыв немедленно поделить Стабилизационный фонд, ввести прогрессивный налог, отменить налоги для бедных, снизить цены на жилье, обращение к власти с призывом пойти на диалог с гражданским обществом – смелые для руководства Московской патриархии поступки. Эти заявления говорят о том, что РПЦ МП отказывается от полного подчинения государству.

Однако у независимого голоса РПЦ МП, каким в последние годы стал ВРНС, есть как свои положительные качества, так и недостатки. И те, и другие обусловлены тем, что Собор фактически добивается лишь модернизации самой Церкви как института, точнее - как субъекта хозяйственной деятельности, а не всей страны. В силу этого критика по отношению к власти расплывчата, экономические предложения построены на крайней степени популизма, а твердые конкретные требования касаются только поддержки Церкви и ее инициатив.

Политико-экономические предложения собора по поводу траты средств Стабилизационного фонда в России и цен на недвижимость, а также налога на богатых в той или иной степени уже звучали в правительстве РФ. В них нет ничего нового и оппозиционного – более того, заявления ВРНС поддерживают антиолигархическую предвыборную линию власти, направленную на поддержание "социальной справедливости". Организатор и идеолог собора митрополит Кирилл (Гундяев) предлагал в своем выступлении вообще не брать налоги с самых бедных слоев населения. Конечно, возникает вопрос: кого имеет в виду владыка Кирилл, каков, при его-то опыте экономической деятельности, критерий бедности? Учителей, врачей и ученых или же люмпенов, которых надо поддерживать, так же как при советской власти? В устах крупного полтика, каким является митрополит Кирилл, такого рода предложения звучат безответственно, так как самый реальный вывод из этих слов оказывается вполне традиционным, "шариковским": взять все, да поделить. Бедным предлагается немного денег богатых (сколько у них денег на самом деле - все равно никто не расскажет), а также любовь и православная нравственность.

ВРНС не видит никакой связи между решением экономических проблем и демократизацией общественного устройства. Все задачи по укреплению государства, по новому перераспределению богатств, по возрождению традиционной нравственности возлагаются на государство. В своих выступлениях перед собором и во время него митрополит Кирилл назвал одну концепцию, которая отвечает вызовам времени, – это "суверенная демократия". По существу раскрытие темы богатства и бедности на ВРНС перекликается с теми приоритетами "суверенной демократии", которые были изложены осенью 2006 года в статье замруководителя Администрации президента РФ Владислава Суркова "Национализация будущего". Главный приоритет звучит так: "Гражданская солидарность как сила, предупреждающая социальные и военные столкновения. Свободное общество не будет мириться с массовой бедностью (на фоне массового же уклонения от уплаты налогов), убожеством социальной защиты, несправедливым распределением общественных доходов".

В "Соборном слове" ВРНС и выступлении митрополита Кирилла была "целиком и полностью" одобрена и поддержана линия президента Владимира Путина на агрессивное продвижение России на международные рынки. Антизападнические взгляды участников ВРНС приняли откровенно антиевропейский характер, противопоставляющий Россию Европе. "Соборное слово" в частности декларирует: "В переговорах с международными экономическими центрами России необходимо четко отстаивать свои интересы. Мы категорически не соглашаемся с так называемой Энергетической хартией и с несправедливым по отношению к нашей стране проектом нового соглашения с ЕС, которые ослабляют позицию России на фоне институциональной государственной поддержки странами Запада своих компаний". В данном случае "соборяне" поспешили поддержать и сиюминутную политическую игру российского руководства на фоне заключения нового соглашения с Евросоюзом. Однако по существу участники ВРНС отнеслись к защите реальных экономических интересов неряшливо. Европа действительно стремится к тому, чтобы Россия подписала Энергетическую хартию, но руководство Евросоюза не выставляет подписание этого документа в качестве условия диалога с Россией - тем более что эту хартию не подписали также Норвегия и США. Помимо этого, текст соглашения РФ-ЕС еще не определен, и даже больше того, пока неясен сам формат этого соглашения.

В конечном итоге для участников ВРНС важно совсем другое: для того, чтобы бедные и богатые любили друг друга, необходимо воспитывать нравственность, а это значит только одно: "Мы убеждены, что государство и общество должны создать максимально благоприятные условия для деятельности Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, а также других традиционных религиозных общин. Им необходимо предоставить гарантированный, подкрепленный соответствующими ресурсами доступ в систему образования, в социальную сферу, в Вооруженные Силы, в средства массовой информации". Участники Собора, как и митрополит Кирилл, рисуют образ общества, в котором это станет возможно: богатые отдают деньги бедным, значительная часть их доходов перераспределяется в пользу беднейших слоев населения в ходе государственного и церковного вмешательства в экономику, по телевидению и в печатных СМИ без конца рассказывается о благополучных семьях, о нравственных гражданах, живущих в достатке, а дети в обязательном порядке изучают "Основы православной культуры".

Для воплощения такого церковного идеала собора силы гражданского общества не требуется, а поэтому участники ВРНС предъявляли требования, в основном, к власти, по поводу присутствия Церкви во всех сферах жизни общества, к минобрнауки РФ по поводу "Основ православной культуры" или же к правительству и министерству финансов по поводу Стабилизационного фонда. По этой же причине никакой дискуссии вокруг социальных, культурных и мировоззренческих проблем общества на ВРНС не было – ее и не могло быть между патриотическими писателями, священниками из ОВЦС, представителями Центрального федерального округа, министерства экономического развития, членами Союза промышленников и предпринимателей и депутатами Госдумы РФ от "Единой России".

Основные острые идейные вопросы современной политической и социальной повестки дня в России были проигнорированы на ВРНС. Проблема введения "Основ православной культуры" обсуждалась в ультимативной форме – предлагалось ввести ОПК в обязательном порядке и не отменять в связи с этим возможность внедрения ОПК в рамках регионального компонента. Вопрос о содержании учебников, который и поднимает интеллигенция, основная часть гражданского общества, собор вообще не интересовал. Наконец, ответ ВРНС на обращение епископа Чукотского Диомида оказался неожиданным – по сути, ни один из его пунктов не рассматривался участниками, а митрополит Кирилл на итоговой пресс-конференции заявил, что обращение не было письмом Диомида (его подсунули и распространили злонамеренные люди), а поэтому проблема исчерпана.

Как отметил на соборе политолог Александр Ципко, "дальнейшее развитие новой России не будет иметь смысла в том случае, если значительная часть людей, которая называет себя элитой, не обладает культурным русским национальным самосознанием и не бережет русский православный мир". Собор отчетливо показал, что для построения свободной демократической страны необходимо мобилизовать не чиновников, а учителей, врачей, журналистов и писателей, то есть ту интеллектуальную элиту, которая в большинстве российских регионов живет совсем не богато. Беднота русского православного мира катастрофически далека от богатства церковного руководства, и его вдумчивого взгляда она пока не удостоилась.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]