Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
29-11-2007 17:58
 
Настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей ВЛАДИСЛАВ СВЕШНИКОВ: "Люди в таком психологическом состоянии, как у добровольных узников землянки под Пензой, едва ли смогут послужить Церкви"

"Портал–Credo.Ru": Отец Владислав, Не могли бы Вы прокомментировать ситуацию в селе Никольском Пензенской области, где 29 православных, включая нескольких детей, самому младшему из которых полтора года, замуровали себя в ими же вырытой пещере в ожидании "конца Света", который они ожидают в мае 2008 года? Можно ли что-либо с ними сделать?

Протоиерей Владислав Свешников: Начну ответ со второго вопроса, потому что он к существу дела не относится. К существу того дела, которое могло бы интересовать нас с вами. Делать, конечно, что-то нужно, но это должна делать не Церковь. Это дело совсем не Церкви, а, скорее, каких-либо властных структур. Люди в таком психологическом, состоянии, как добровольные узники землянки под Пензой, едва ли смогут послужить Церкви, особенно если их психиатрическое состояние достаточно остро.

Что же касается самого существа вопроса, то ему почти столько же лет, сколько и христианству. С одной стороны, готовность к близкому завершению исторической жизни этого мира всегда осознавалось христианством. Не случайно же апостол Иоанн Богослов написал: "Ждите, последние времена!" После того, как он это написал, прошло почти две тысячи лет. Поскольку Слово Божие, то, что относится к апостольским посланиям, есть выражение реального Слова Божия, то мы не можем относиться к нему иначе, как к безусловнейшему авторитету. Значит, дело наше просто понять, осмыслить это Слово. Последние времена означает, что с того самого дня, как апостол написал и даже несколько раньше, уже начались эти последние времена, которые определены, прежде всего, пришествием Спасителя. И с тех пор идут эти последние времена. Что же касается специфического смысла этого понятия, то есть, имея в виду апокалиптическое время, то этот вопрос навсегда остается непонятным, о чем говорится в Евангелии. О временах этих знать не дано, неизвестно. Об этом довольно много написано и сказано. Но вместе с тем, почему-то всегда оказывается так, что попадающие в такую ситуацию – это люди определенного психологического устройства, которые ратуют, например, за прославление Распутина, Ивана Грозного и прочее. Это та же психология – несколько иные реальности, которые могут быть и теми же, но психология та же самая. Ожидание близкого конца света основано на доверии своему ощущению, которому почему-то эти апокалиптические реальности кажутся непременно наступающими очень вскоре.

Для этого всегда в истории находилось множество оснований, которые на деле основаниями не были, но казались таковыми для некоторых людей. Могу сказать, что за мой век я раз десять получал "абсолютно точные сведения", что наступает конец Света. Например, 1984 год уже совсем многими объявлялся концом Света и многие другие. Давно прошедшее время – plusquamperfect. По видимому, пока существует история и христианское знание, всегда будут сознательные или бессознательные спекуляции на этом христианском знании. Они будут вызывать те или иные полупсихиатриеские реальности.

– То есть, если это не откровенное шарлатанство или способ манипулирования людьми, то это ближе к психиатрическому диагнозу, чем к нормальному существованию?

– Основанному, все таки, на некотором христианском знании, но искаженном.

– Это искаженное восприятие реальной христианской действительности?

– Реального христианского знания. Божественного откровения.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]