Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
02-09-2004 19:32
 
Доцент Московской духовной академии, член делегации РПЦ МП на переговорах с дохалкидонскими Церквами протоиерей ВАЛЕНТИН АСМУС: "Восстановление общения с дохалкидонитами возможно только по достижении вероучительного единства"

Портал–Credo.Ru: Каково Ваше отношение к Баламандским соглашениям? Как Вы оцениваете опыт их реализации в Антиохийском патриархате?

Прот. Валентин Асмус: Тема Баламанда не входила в первоначальную договорённость, и у меня нет достаточного материала для ответа на поставленный вопрос.

Проблема Унии стоит на Ближнем Востоке совсем не так, как в Галиции и Трансильвании. Христианское присутствие в Сирии и Ливане драматически сокращается. В силу этого существующая там дюжина апостольских церквей (протестантские деноминации не в счёт!) вынуждена: 1. Демонстрировать монолитное межхристианское единство перед лицом ислама и 2. Идти на некоторые взаимные уступки (смешанные браки и т.п.).

Для Антиохийского Греко-православного Патриархата Баламандская уния была не более чем очередной декларацией христианской солидарности. 29 июля 1996 г. синод Греко-мелкитского католического патриархата предложил установление церковного общения с Греко-православным Патриархатом. Синод последнего ответил 8-10 октября 1996 г. вежливым отказом, а в сессии 26-27 мая 1997 г. призвал к продолжению диалога, что католическая сторона расценила как чисто платоническое заявление. Можно сказать, что Баламанд ничего не изменил в жизни Антиохийского Православного Патриархата.

– Распространяются ли на современных дохалкидонских христиан анафемы IV Вселенского Собора и, если нет, то почему? Можете ли Вы назвать какую-нибудь из ныне существуюших христианских Церквей монофизитской?

– Анафемы IV Вселенского Собора (на Диоскора, на держащихся формулы "одна природа"), разумеется, распространяются на современных монофизитов, односторонне хранящих единую природу и почитающих Диоскора как святого. Но IV Собор имел дело с едва народившимся монофизитством, и гораздо выразительнее и полнее анафемы V-VII Соборов.

Термин "монофизит" нельзя считать удачным. Он и появился-то не сразу: впервые зафиксирован только у Анастасия Синаита (конец VII в.) и у Иоанна Дамаскина (нач. VIII в.). Знаменитая формула говорит о "миа фисис", а не о "мони фисис". Уже Севир говорил о единой сложной природе. Точнее называть монофизитов диплофизитами. Слово монофизит остаётся как давно принятый, всем понятный и потому удобный термин, но оно не выражает существа дела и, конечно, недопустимо в дипломатическом обиходе, где лучше говорить о дохалкидонских или даже ортодоксальных Церквах. Но дело, конечно, не в названиях. Эти церкви продолжают придерживаться учений, осуждённых Вселенскими Соборами.

– Какие богословские, канонические и церковно-исторические вопросы входят в программу предстоящего собеседования с представителями дохалкидонских Церквей?

– 17-18 сентября 2004 г. имеет быть не собеседование с дохалкидонитами, а всего лишь консультация православных участников диалога о перспективах его продолжения. В то время как дохалкидониты (и некоторые православные участники диалога) считают, что богословская его фаза закончилась, Русская Православная Церковь на Соборах 1994 и 1997 гг. выразила неудовлетворённость результатами богословского диалога и требует его продолжения. И Русская Церковь не одинока: в православном мире всё громче звучат возражения против Шамбезийской унии с монофизитами.

Восстановление общения с дохалкидонитами возможно только по достижении вероучительного единства.

– Есть ли различия в отношениях между православием и отдельными дохалкидонскими Церквами (армянской, коптской, эфиопской); кто из них "ближе" православным?

– Дохалкидониты никогда не были едины. Только благодаря усилиям покойного Императора Хайле Селассие они стали представлять себя внешнему миру как единую семью. Для православных очень важно изучать различные традиции дохалкидонизма в отдельности и завязывать диалоги с отдельными его ветвями, начиная, разумеется, с тех, которые больше тяготеют к единству с Православием.

Беседовал Владимир Ойвин,
для "Портала–Cre
do.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]