Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
04-08-2004 18:35
 
Бывший преподаватель Московской семинарии евангельских христиан-баптистов ВЛАДИМИР СОЛОДОВНИКОВ: «Есть ли духовное пристанище у русской интеллигенции? Только не в баптизме!»

Еще совсем недавно автор этих строк весьма отрицательно относился к фактам перехода христиан из одной деноминации в другую. Разумеется, я допускал, что такие переходы вполне могут быть результатом серьезного духовного поиска, а не только следствием зашкаливших эмоций или беспринципного прагматизма. Моя непримиримая позиция была основана, как это водится у баптистов, на подходящем случаю евангельском стихе – "Каждый оставайся в том звании, в котором призван" (1 Кор.7:20). При этом, увы, мной как-то забывалось наставление Спасителя – "Не судите, да не судимы будете" (Матф.7:1). И вот Бог – по Своему Промыслу – напомнил мне о духовной значимости и персональной актуальности Его назидания: я сам перешел из баптизма в лютеранство. Воцерковление в Евангелическо-Лютеранской Церкви стало для меня актом смирения перед Вседержителем, ибо ему предшествовал духовный опыт пребывания в братстве евангельских христиан-баптистов, где я в течение 25 лет пытался – по мере сил – быть по-настоящему полезным. К сожалению, мои попытки закончились… ничем, ибо – и я утверждаю это! – современный отечественный баптизм не нуждается в христианской интеллигенции как ресурсе для служения Богу. Не нуждается - вопреки официальным декларациям его лидеров, которые отчаянно пытаются создать респектабельный имидж Церкви ЕХБ, намекая при этом на ее "перспективность" и созвучие великой российской культуре.<....>

Я намеренно не хочу критиковать духовные убеждения евангельских христиан-баптистов, которые сам разделял и защищал в течение довольно продолжительного времени. Хотя не скрою, что тщательное изучение Священного Писания и профессиональное исследование Истории Церкви, включая историю баптизма, привели меня к заключению о несовершенстве баптистской теологии, богослужебной практики и миссионерского служения. Мне думается, что они весьма поверхностны и в известной мере – маргинальны, что проявляется в извращенной донельзя трактовке Таинств (например, Причастие – по-баптистски "хлебопреломление" - ничто иное как поминки по Иисусу Христу; иначе говоря – сакральное содержание Причастия подменено чисто символическим актом, впрочем, сопровождаемым всхлипами и причитанием чувствительных старушек), в отсутствии литургичности – то есть адекватного <...>

Поклонения Господу (литургия подменена "собранием", здорово напоминающим партийное; причем, сходство будет просто мистическим, если убрать христианскую лексику проповедников), в компанейщине евангелизационной работы (чтобы ее ощутить достаточно прочитать сообщения о Миссионерской экспедиции "Евангелие – народам России" на официальном сайте Российского Союза ЕХБ www.baptist.org.ru). Впрочем, это – бесконечный разговор, участие в котором я лично для себя решил прекратить, воцерковившись в Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии – неуклонной и здравой наследнице Великой Реформации, сосредоточившей дух, душу, интеллект, переживания верующих на подлинно Евангельском служении Богу, сделавшей их повседневную жизнь христо- и крестоцентричной. <....>

Однако я не могу забыть о положении тех представителей интеллигенции, которые пока остаются в евангельско-баптистских церквах России.

И первое что мне хочется сказать им - своим братьям и сестрам по вере в Господа и Спасителя Иисуса Христа - Вы не сможете полноценно реализовать те таланты, которые даровал Вам Всемогущий Бог, до тех пор пока Вы будете пребывать в баптистских общинах, разделять баптистское мировоззрение, иссушать мозг, слушая безграмотные - но "зато от души" - примитивные проповеди доморощенных и заокеанских проповедников, участвовать в т.н. "евангелизациях" или в омерзительной борьбе враждующих внутрицерковных группировок. Ровным счетом ничего не даст Вам и вынужденный "нейтралитет" в виде высиживания на задних рядах "домов молитвы". <....>

Положение баптистской интеллигенции тягостно хотя бы потому, что определяется расхожим в поместных церквах спекулятивным афоризмом "Богу нужны люди не умные, а верующие". "Шибко грамотным" в баптистской среде явно не доверяют, априори подозревая их к склонности к доктринальным отклонениям. В евангельско-баптистском братстве поклонение Богу уже много лет вытесняется культом т.н. "простого человека". Для этого культа есть, конечно, и питательная социальная среда: поместные церкви ЕХБ на 90 процентов состоят из рабочих и крестьян, 80 процентов женщин и 70-80 процентов пенсионеров. То есть баптистский социальный срез в России явно рабоче-крестьянский (этакий нерушимый блок, мечта Ильича!) и, простите, старческий. Хотя за перестроечное и пост-перестроечное время периодически возникали тенденции к его интеллектуализации и омоложению, связанные с духовными поисками российской интеллигенции и молодежи. "Простота" в виде необразованности и элементарной невоспитанности уже многие годы является негласным "критерием" для выдвижения на то или иное служение как в поместной церкви, так и в братстве, в целом. "Богу не нужна наша интеллектуальность, Ему нужны только наши покаянные сердца!", - заявил в начале июня сего года в одной из проповедей в Центральной Московской церкви ЕХБ заместитель Председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Сергей Золотаревский.

Современный российский баптизм имеет животный страх перед думающими людьми: они "неуправляемы", а значит их надо "оттеснять". Оттеснять от сферы духовного образования, оттеснять от какого бы то ни было руководства или рядовой работы в миссиях, радио- и телеслужениях, благотворительных организациях и самое главное - от проповеди в церкви, дабы избежать их влияния на паству. Кто т.н. "заднескамеечники" в большинстве баптистских церквей? Интеллигенция - врачи, учителя, офицеры, люди с учеными степенями. Кто на церковной кафедре (кроме заезжих американцев)? Сантехники, экскаваторщики, выпускники техникумов гостиничного хозяйства. Не нужно воспринимать эти слова как проявление высокомерия автора по отношению к "пролетариату".

Страшно, когда христианский союз - в данном случае Российский союз ЕХБ - превратился в "союз водопроводчиков".
Настораживает не только прогрессирующая маргинализация российского баптизма, но и его кальвинизация, вестернизация, либерализация и в конечном счете - секуляризация или обмирщение. Не знаю как пролетарий, а вот интеллигентный христианин этого принять не может.

Казалось бы, баптистское руководство должно было занять принципиальную позицию и сказать решительное "нет" кальвинизму, который начал на глазах морально разлагать, а зачастую и ликвидировать общины ЕХБ, но... Но невозможно соскочить с заокеанской финансовой иглы! Дело закончилось "буржуазной дипломатией": руководящие братья все "спустили на тормозах": и теперь в России есть как баптисты-кальвинисты, так и баптисты-арминиане; есть и такие, которые вообще не задумываются о Спасении, лицемерно "сохраняя единство духа в союзе мира".


*Владимир Васильевич Солодовников - кандидат исторических наук, специалист по Истории Церкви раннего и классического средневековья, занимается проблематикой генезиса Реформации. Автор более 30 опубликованных научных работ
(Наиболее известные – "Оболганные инквизицией" (М,1997) и "Ранние соборы" (М, 2004). Свыше 500 его статей на социально-экономические, культурологические и религиоведческие темы были опубликованы в СМИ России, Украины, Латвии, США, Канады и Великобритании. С 1979-2004 год был членом церкви евангельских христиан-баптистов. С июня 2004 года воцерковился в Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]