Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
02-09-2016 19:59
 
Доктор философских наук, религиовед, профессор Академия труда и социальных отношений ЕКАТЕРИНА ЭЛБАКЯН: «Теологию нельзя относить к научным дисциплинам»

«Портал-Credo.Ru»: Относится ли теология к научным дисциплинам? Если да, то почему?

Екатерина Элбакян: Я считаю, что теологию нельзя относить к научным дисциплинам.

Приступая к своим изысканиям, любой специалист в сфере социально-гуманитарных наук должен следовать принципу «методологического агностицизма», выдвинутому Максом Вебером. По существу, он должен совершить процедуру «исключения трансцендентного». Возможно ли исключить трансцендентное непосредственно в учении об этом трансцендентном? Ответ очевиден.

В науке при получении нового знания всегда возможен пересмотр устоявшихся позиций. В религиозной сфере «ортодоксальность» - это догматизация и догматизм. В науке «ортодоксальность» - это ее доказательность. «Ортодоксальны» ли законы Ньютона? Безусловно. Возможно ли их дополнить либо они неизменны, как религиозные догматы? Да, возможно. Что и произошло на рубеже XIX – XX вв. Возможно ли дополнить Никео-Цареградский Символ веры и возможно ли «догматическое развитие»? Нет, невозможно. Как пример: вспомним, к чему привело добавление католиками формулы «filioque».

- Существует ли «водораздел» между теологией и религиоведением?

- Любая теология - это учение о Боге и Его самообнаружении в мире. Поэтому, как можно рассуждать о познании научными методами заведомо непознаваемого объекта? Обнаружение Бога - это субъективная процедура, которая осуществляется в рамках личного религиозного опыта верующего либо группового опыта членов религиозного сообщества. При этом «обнаружение» возможно только в случае Божественного самообнаружения, ни в каком ином случае этого не случится.

Разница между научными постулатами и религиозными догматами принципиальна. Она состоит, помимо прочего, в разнице между верой вообще и религиозной верой в частности. Религиозная вера, это прежде всего, вера в реальное существование сверхъестественного. В науке такой веры нет.

- Играет ли роль в теологических изысканиях личный мировоззренческий выбор субъекта этих изысканий?

- Справедливо предположить, что истинность или ложность выводов теологического исследования неизбежно определяется тем, насколько оно согласуется с вероучительно-догматическими основами. Я не уверена, что научная диссертация, если она выстроена в объективистском ключе, сможет быть защищена в теологическом совете, который предполагает наличие у диссертанта определенной мировоззренческой позиции. Поэтому говорить об аксиологической нейтральности теологии, конечно, можно, но разговор такого рода, на мой взгляд, лишен практического и теоретического смысла.

Беседовал Михаил Ситников,
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]