Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
21-09-2011 12:21
 
Президент Фонда "Здравомыслие" АРТЕМ САФРОНЧУК: "Атеистический арбитраж в условиях нашей страны приобретает новые формы"

"Портал-Credo.Ru": В чем Вы видите причину клерикализации в современной России?

Артем Сафрончук: Информационная эпоха сделала наш мир поистине глобальным, и как бы кто ни хотел, любая культурно-этическая локализация условна. Некоторые группы стремятся к культурной идентичности через ассоциативное отождествление себя с религиозными традициями и культовыми практиками, характерными для групп премодерна. Неслучайно постоянным ньюсмейкером религиозности сегодня предстает исламская идентичность.

Тому есть, по меньшей мере, два объяснения. Первое - широкая миграция. Второе - сам период развития этого религиозного течения. Если примерить на него алгоритм развития христианства, ислам находится на стадии средневековья. Когда он погружается в более развитую этическую традицию, проистекающую из христианства, начинается цепная реакции, в результате которой христианская этика, уже рассматриваемая как некий гуманитарный набор норм, начинает стремиться вывести на первый план, прежде всего, свою религиозную подоплеку, как первоисточника, находящегося сейчас в конкурентной борьбе в условиях распространения исламской идентичности. Данный процесс идет и в России.  

- Какую роль, по Вашему мнению, в этом процессе играет атеизм, которого, вероятно, Вы сами придерживаетесь?

- Позиции атеизма в этом процессе, выглядят крайне привлекательно, так как он может быть арбитром, но при этом не сможет стать активным игроком в самом процессе. Часто навязываемое отношение к атеизму, как к атеизму воинствующему, не имеет под собой сколько-нибудь серьезных оснований. Основу неидеологического атеизма, к которому я себя отношу, составляет светский гуманизм, что исключает в принципе агрессию. Но это этический фактор. 

- В практическом смысле, чем должны заниматься атеисты?

- Так как наша цивилизация представляет собой гражданское общество, основанное на принципах общественного договора, атеистический арбитраж в условиях нашей страны приобретает новые формы. В основе претензий к религиозным структурам стоят не идеологические противоречия, а забота о соблюдении законодательных норм, в том числе основ конституционного строя. Попытки вывести эту ситуацию в область мировоззренческих противоречий терпят крах, так как инициативы религиозных объединений говорят сами за себя, наглядно демонстрируя тенденцию к вхождению в противоречие с нормами светскости нашего государства.  

В практическом плане атеистам, как мне кажется, стоит быть более конструктивными в своей критике и не уподобляться оппонирующим им религиозным фанатикам. Атеистов с верующими людьми объединяет гораздо больше, чем разъединяет, и если наличие веры или ее отсутствие делает человека этически выше, законопослушней и добросердечней, то нужно искать точки соприкосновения, а не усиливать противоречия.

Я даже не стал бы особо выделять непременную атеистичность как необходимую предпосылку для возможности общественного контроля законности действий религиозных объединений. Но мне кажется, что отсутствие у атеистов личной заинтересованности, то есть принадлежности к какой-либо конфессии, может больше способствовать объективности при оценке законности действий тех или иных религиозных групп.

- Например? 

- Например, участие в комиссиях, принимающих решения относительно передачи собственности религиозным объединениям. Или формирование площадки для обсуждения возникающих конфликтных ситуаций между религиозными объединениями и гражданами или светскими учреждениями с целью поиска консенсуса, обходясь без деструктивного участия экстремистски настроенных религиозных апологетов.

Беседовал Павел Виноградов,
для "Портала-Credo.Ru"

 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]