Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-04-2011 14:51
 
Заштатный клирик Удмуртской епархии РПЦ МП священник АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: "Вначале у нас не было мысли не поминать Патриарха"

"Портал-Credo.Ru": Отец Александр, расскажите, как у Вас созрело знаменитое обращение к Патриарху. Вы все вместе его составляли или просто присоединились, поддержали отца Сергия?

Священник Александр Малых: Я знаю отца Сергия давно, как и отца Михаила, мы были единомышленниками всегда в нашем взгляде на состояние церковной жизни в России. И все эти проблемы, которые обозначены в обращении, нас заботили, и мы их обсуждали друг с другом. А сейчас просто увидели, что они не излечиваются, а только набирают обороты.

Причем мы сначала ведь не хотели не поминать Патриарха. Хотели просто обратиться к нему и обозначить проблемы Церкви, призвать к тому, чтобы они как-то стали изживаться. Нам сразу стало ясно, что надо делать открытое обращение, а не просто так послать в патриархию письмо. Оно бы не дошло до Патриарха, там такой у них порядок: куча секретарей, сам Патриарх все эти послания не читает.

А потом, подумав немножко, мы пришли к выводу, что, если мы такое обращение подписываем, нас все равно начнут прессовать и преследовать, могут понизить в должности, перевести в другой приход. И если бы мы перестали поминать Патриарха, увидев в ответ на наше письмо гонения, а не желание исправить недостатки, тогда бы нам сказали, что вот, мы Патриарха не поминаем, потому что обиделись. Поэтому мы пришли, в конце концов, к выводу, чтобы с самого начала заявить о непоминовении Патриарха Кирилла.

- Повлиял ли на Вас пример епископа Анадырского и Чукотского Диомида?

- Когда он свое первое обращение выпустил, я, в общем-то, был согласен с ним почти во всем. Но епископ Диомид был один, и, к сожалению, потом его не в ту сторону повело.

- А что именно Вы не приняли в его обращении?

- К мусульманам у него отношение слишком негативное. Он считает, что всех мусульман экстремистами, хотя в исламе же разные есть течения, в том числе и умеренные. А то, что касалось внутрицерковной жизни, я был со всем согласен в его обращении.

- С тех пор прошло всего около трех лет. Тогда, получается, Вы считали невозможным так же поступить?

- Да. Хотя я его поддерживал и даже пытался другим священникам раздавать его обращения, но тогда этим все и ограничилось.

То, как его осудили на Соборе, считаю, это просто была расправа. Все-таки надо было постараться навести с ним контакт. Но и сам епископ Диомид много ошибок сделал. Скажем, к нему приезжала комиссия, там был владыка Феогност, и, по-видимому, эти люди сказали Диомиду, что согласны с ним во всем, но просили изменить форму протеста. А он об этом всем рассказал, что вот, мол, "они со мной согласны". Получается, они с ним хотели как-то по-доброму, а он их подвел – личные признания открыто обнародовал, чем их впоследствии против себя восстановил. Это было с его стороны непродуманно и неэтично.

Тем не менее, это его обращение было мужественным шагом в защиту веры и истины. Думаю, что епископ Диомид может впоследствии признать свои ошибки и выправить свою линию.

- Вы хотите, чтобы Ваше дело разбиралось в церковном суде патриархата?

- Возможно, мы сделаем эту попытку ради того, чтобы соблюсти форму какую-то, но все равно это всё нереально. В том виде, в каком мы хотим, чтобы этот суд был, это абсолютно невозможно в современной патриархии.

- Вы готовы к тому, что Вас лишат сана? Какими будут Ваши дальнейшие шаги?

- По всей видимости, будет это, конечно. Мы продолжим служить, как и раньше. У нас есть приход. Будем бороться за свои права в рамках Конституции Российской Федерации. Согласно закону, нам должна быть предоставлена возможность для проведения богослужений. Если начнется на нас давление, то мы будем обращаться в правозащитные организации. Если нас преследуют по церковной линии, пусть это будет только по церковной линии. Пусть все будет в рамках закона "О свободе совести".

- Собираетесь ли Вы перейти под другую юрисдикцию или основать свою?

- Думаю, что основывать свою юрисдикцию не будем, но сейчас изучаем вопрос, какая из юрисдикций наиболее канонически безупречна, и в эту юрисдикцию мы, скорее всего, и обратимся за архиерейским окормлением нас.

- Говорят, что спецслужбы уже начали вами интересоваться…

- Да, сегодня был звонок в завьяловскую милицию из очень серьезной организации с вопросом: "Почему вы им разрешаете служить? Надо оштрафовать всех, кто ходит к ним на службы, всё это прекратить". Это уже нарушение закона "О свободе совести". Почему мы не можем служить?

- Из каких храмов Вас изгнали?

- Я не был нигде настоятелем. Я служил в кафедральном Александро-Невском соборе города Ижевска пятым священником, всего там пять священников было. Теперь я уволен за штат с запретом в священнослужении. Отец Сергий был настоятелем в селе Завьялово, он служил один на приходе. Я, вообще-то, давно писал прошение владыке, чтобы к нему вторым священником из собора меня перевели. Владыка говорил, что вопрос будет решен, но это тянется уже несколько лет. Так что, в принципе, мое желание служить в Завьялово осуществилось теперь, хоть и в такой вот форме, о которой я никак не мог предполагать.

- С какими словами Вы хотели бы обратиться к нашим читателям?

- Я бы хотел попросить поддержки, чтобы все православные верующие, кто нам сочувствует, молились за нас. А если нас начнут прессовать по линии нецерковной, хотел бы попросить, чтобы люди не оставались равнодушными и как-то помогали нам, выступили в защиту свободы совести в отношении нас. Попытки с нами расправиться нецерковными средствами уже есть. И, видимо, этими нецерковными силами управляют из церковного руководства.

Беседовал Феликс Шведовский
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]