Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
30-12-2009 16:11
 
Настоятель храма св. царя-мученика Николая (РПАЦ) в Москве протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: "Изгнание верующих РПАЦ из храмов в 2009 г. - страшный знак. Это событие, которое обозначает конец целой эпохи"

"Портал-Credo.Ru": Говоря о событиях религиозной жизни России минувшего года, на первое место ставят приход к власти Патриарха Кирилла. Но мне почему-то думается, что уходящий год войдет в историю более знаковым и, в каком-то смысле, эсхатологическим явлением, нежели прогнозируемая смена власти в РПЦ МП. А именно - изгнанием верующих суздалян из всех городских храмов, которыми они владели. С одной стороны, понятно, что поскольку Вы по должности клирик РПАЦ – для Вас это особенно болезненное событие. А с точки зрения светского общества - как Вам кажется, что все-таки для развития религиозно-общественной жизни является более знаковым?

Протоиерей Михаил Ардов: Дело в том, что поскольку у нас являются сознательными православными, паствой РПЦ МП, наверное, 3%, и, я думаю, из этих 3 % большинство абсолютно никакими вопросами религиозно-общественной жизни не интересуется, они и не подозревают о существовании РПАЦ и Истинного Православия. Хотя, по существу говоря, случившееся в Суздале - это очень страшный знак. Это событие, которое обозначает конец целой эпохи, которая началась в 1988 году, когда, казалось бы, Церковь получила новые условия для своего бытия. Думаю, что по существу, конечно, гораздо важнее это событие, чем патриаршество Кирилла, и на судьбы Церкви и России оно будет иметь огромное духовное влияние.

Но, конечно, для населения, которое смотрит телевизор и видит Патриарха Кирилла то с первыми лицами, то в соборах и церквях, конечно, его избрание - самое важное событие. Ведь изгнание из храмов, как мы знаем, практически все средства массовой информации просто обошли молчанием. А если и было что-то, как на одном из телеканалов, то чудовищно клеветническое, будто не у суздалян храмы отобрали, а они сами просто так сняли батарею отопления и разобрали забор.

Говоря же о Кирилле, надо признать, что он – "успешный менеджер", как его рекламировали, личность активная, очень богатая и так далее. Когда я об этом думаю, я вспоминаю анекдот советских времен. Был такой знаменитый советский дагестанский поэт Расул Гамзатов. Долгие годы он был членом президиума Верховного Совета СССР. И вот он приходит якобы в Махачкале на базар, а там какой-то горец продает барана. Он спрашивает: "Продаешь барана?" Тот говорит: "Выбирай!" - "Чего "выбирай", у тебя же один баран?" - "Но мы тебя же в Верховный Совет "выбирали"!". Выборы Патриарха Кирилла напоминают мне именно эту историю. Как говорили мы в детстве во дворе, была игра в одни ворота.

- Сильно ли изменили эти выборы религиозно-общественные отношения и атмосферу в российском обществе?

- Думаю, что внутри патриархии, в особенности в Москве, для клириков московских, каких-то викариев, это колоссальное событие. А для людей, хоть как-то интересующихся религией в культурном обществе, – ну был такой, а стал такой. По существу ничего не изменилось, хотя иногда бывают всякие скандальные вещи, типа байкеров с голыми девушками. Или вдруг украинские СМИ выясняют, что у него часы за 30 тысяч евро.

- Какие еще события года Вы хотели бы выделить и поставить на первые места?

- С точки зрения православия, православной Церкви, конечно, очень прискорбное и очень страшное событие – это убийство о. Даниила Сысоева. Я не был с ним знаком, читал, правда, книжку его жены - довольно неплохую книжку. Она называется "Записки попадьи". Она очень хорошо написана, реалистично. И он производил очень приятное впечатление. Но мне кажется, что он эту беду сам на себя накликал. Сейчас наша христианская миссия не должна принимать, наверное, таких форм, как это было у о. Даниила. Потому что, вот, он берет какого-то таджика или узбека или еще кого-то. И он хочет ввести его в ограду православной Церкви. Но давайте посмотрим, куда он его зовет, что это за Церковь, что это за организация. Он зовет его в Церковь, где разрушаются и прозябают нищие деревенские храмы, никому не нужные, в которые ходят три старухи. Где архиереи, наместники монастырей живут в невероятной роскоши, ездят на роскошных машинах, имеют личную охрану. Мало того, где существуют лжестарцы, каждый из которых организует вокруг себя некую православную секту, где, как все знают, авторитет отца настоятеля выше, чем авторитет Священного Писания и святых отцов. И, наконец, где существует православный сталинизм, где требуют Сталина сделать святым, пишут его иконы, выдумывают какие-то совершенно дикие апокрифические истории про связь св. Матроны со Сталиным и т.д.

В такое религиозное сообщество я бы не стал кого-то постороннего заманивать. Сейчас здесь, в России, в наше время наша миссия внутри Церкви в том, чтобы люди, которые считают себя православными и крещеными, открывали, что такое истинное святоотеческое православие, что такое сергианство, почему неприемлем экуменизм и так далее. Вот задача. Я помню, когда-то в своем великопостном послании к Патриарху Пимену покойный Александр Исаевич Солженицын ссылался на знаменитую притчу о заблудшей овце: 99 оставляет пастырь и идет за одной заблудшей. Но он это делает, продолжая притчу, в том случае, если все 99 в порядке, в загоне, и все у них хорошо. А если они тоже разбрелись неизвестно кто куда, то он сначала ими будет заниматься, чтобы привести в порядок, а потом уже будет искать сотую заблудшую овцу.

Еще два события самого последнего времени я бы хотел отметить. Это новый приходской устав, который Патриарх Кирилл обязал все приходы принять до 1 марта 2010 года. В данном случае мы должны вспомнить, что отцом-основателем Московской патриархии был Иосиф Виссарионович Сталин, которому на днях бы исполнилось 130 лет. Слава Богу, он до этого возраста не дожил. Есть интересная обратная связь. С одной стороны, коммунистическая партия Ленина и Сталина была сатанинской пародией на Церковь. Свои съезды-соборы, свои мученики за веру, и даже свои лжемощи, которые еще до сих пор разлагаются на Красной площади. В 1944 году товарищ Сталин, создавая Московскую патриархию, делал ее по образу и подобию ВКП(б). И главным ее признаком был так называемый, как и в ВКПб, "демократический централизм". Тогда управляли не епископы и не Патриарх, а МГБ во главе с полковником, а потом и генералом Карповым. Но в принципе вся структура была построена по этому принципу. Как я прочитал у Вас на Портале, теперь в уставе даже нету старого русского слова "прихожанин". А есть "совершеннолетние граждане православного исповедания". Это веночек, подарочек к 130-летию товарища Сталина. Это его идея, в искаженном виде, - сделать Церковь как партию, которая, в конце концов, осуществилась полностью. Или, как теперь говорят, "вертикаль власти отстроена от и до".

Может быть, не все из ваших читателей это знают… Когда в первый раз в Минюст был подан устав Московской патриархии, то его там не утвердили и рекомендовали множество поправок. Одно из замечаний было совершенно прекрасным. Там было написано, что все имущество Церкви, как принадлежащее Богу, принадлежит епархиальному архиерею и Синоду. А замечание было такое: "Бог не является юридическим лицом". Это, с одной стороны, правильно. Кроме того, с богословской точки зрения, это тоже замечательно. Если что-то конкретно принадлежит Богу, значит, в мире есть и что-то не принадлежащее Богу?

И последнее, что я хотел бы отметить, - это предложение отца Всеволода Чаплина сделать в бизнес-сообществе некую этическую комиссию, которая будет оценивать деяния бизнесменов. Тут я очень порадовался. Я действительно хотел бы, чтобы была такая комиссия, но чтобы она оценивала не только бизнесменов, но также, например, и чиновников высшего ранга, занимающихся бизнесом. Пускай бы она оценила для начала внедрение за государственный счет фильтров для воды, сконструированных председателем думы Грызловым и псевдоакадемиком Петриком. Как это с точки зрения бизнес-этики? А, кроме того, бизнес патриархийных деятелей, архиереев. Например, мы знаем о скандале в Псковской епархии, где в Спасо-Елеазаровском монастыре идет незаконное приобретение недвижимости и земли и т.д. Пускай бы вот это комиссия и оценила.

И, наверное, последнее. Буквально вчера я слушал по радио "Свобода", что "анафематствованный" псковский журналист Олег Дементьев подал в суд, будучи некрещеным и неверующим, на Псковскую епархию. Но тут, прямо сказать, от анафемы деваться некуда. Поскольку, если мы посмотрим с правильной точки зрения, то Псковская епархия вместе с митрополитом Евсевием (и сам Дементьев) – уже находятся под анафемой Патриарха Тихона – как коммунисты и все, кто с ними сообщается. А впоследствии, как мы знаем, анафему на сергиан наложила также и катакомбная Церковь. Так что анафем тут хватает, но вообще это, конечно, честно сказать, трагикомическое событие.

- Как раз под занавес этого календарного года глава РПЦЗ(А) Митрополит Агафангел выступил с инициативой собрать неформальную конференцию "осколков" исторической РПЦЗ в Одессе. И, видимо, в будущем году эта инициатива получит какое-то развитие. Как Вы на все это смотрите? Каких ждете результатов, как вообще оцениваете перспективы этого процесса?

- Честно сказать, это, конечно, было бы очень хорошо. Это было бы прекрасно, если бы могли соединиться так называемые "осколки". Но я, как сугубый реалист, считаю, что это маловероятно. По двум причинам. Во-первых, безусловно, будут иметь значение личные амбиции, как мы уже видим. Во-вторых, известно, что чекисты не дремлют. Совершенно ясно, что, пользуясь несомненным своим влиянием, через каких-то личностей они будут эти разногласия подогревать, развивать и стараться нас всех держать врозь. Поскольку с разрозненными противниками бороться легче.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2017. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]