Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
03-03-2009 15:21
 
Настоятель храма Трех святителей на Кулишках (Москва, РПЦ МП) протоиерей ВЛАДИСЛАВ СВЕШНИКОВ: "Что касается супружеской жизни в пост, то, с одной стороны, нужно стремиться к идеалу, но и немощь человеческая достойна снисхождения"

"Портал-Credo.Ru": Отец Владислав, Вы не могли бы прокомментировать рассуждения, появившиеся в последнее время в СМИ, главным образом в Интернете, о том, что Великим постом и вообще в пост ничто не препятствует супружеским отношениям. В частности, такую точку зрения высказал иеромонах Димитрий (Першин). Что говорят по этому поводу каноны Православной Церкви?

Протоиерей Владислав Свешников: В данном случае приходится говорить, скорее, не столько о канонах, сколько о предании в целом. Потому что каноны в течение исторического времени не претерпевают никаких изменений по существу, в смысле описанных формул, но достаточно часто они претерпевают поправки. Чаще всего – в сторону некоторой икономии, то есть умаления, возможно, слишком серьезных последствий для нарушителей канонов. Это было общепринято. Другое дело, что всегда есть некоторые пределы. Эти пределы состоят в том, что, во-первых, нужно знать церковные идеалы – в этом смысле каноны утверждают церковные идеалы. И, с другой стороны, надо более или менее представлять возможности людей. Таким, в общем, путем, хотя не столько писаным, сколько практическим, всегда и шла в этом отношении история Церкви, история церковного нравственного сознания. В этих пределах Церковь находится между этих двух крайностей. В общем, сейчас складывается такое общее церковное сознание в целом. Потому что, конечно, крайности в одну и в другую сторону могут, безусловно, иметь значительное место в разных отдельных приходах или в понимании разных священников. Но если отметать эти крайности, то можно довольно отчетливо понимать, что Церковь, конечно, в целом, церковные люди (в основном) и практически большая часть священников, соглашаются с тем, что, конечно, существуют идеальные нормы. Но полагаю, что в тех случаях, когда супруги, тем более в целом живущие в этом отношении нормально, не в порядке правила, а в порядке, скорее, исключения, какое-то количество раз - один, два, - в течение поста в силу каких-то особенных обстоятельств, которые не всегда можно учесть, преступят, – они, скорее всего, станут относиться к этому с некоторой печалью. И, чаще всего, этим будет мотивировано покаяние, что обычно и бывает. В таком случае, мне кажется, в основных нравственных пределах будет соблюдена совершенно нормальная ситуация, то есть одновременно будет соблюдено понимание идеала, и в то же время немощь человеческая будет достойна некоторого снисхождения к ним с учетом жизненных различных обстоятельств.

– Не кажется ли Вам несколько странным другой аспект всей этой полемики, которая началась еще раньше, до поста: на эту тему очень охотно рассуждают или монахи, или целибатные священники, которым, вообще говоря, на эту тему, может быть, лучше было бы воздержаться от высказывания кардинальных суждений? Все-таки на то они и монахи, у них собственного опыта нет – умозрительно это все представляют?

– Если бы они чисто умозрительно рассуждали об этих нормах с позиций не столько икономии, сколько с позиции акривии, то есть, наоборот, ужесточения всяких норм, то это было бы действительно несколько странно. Потому что они вообще-то должны исходить не из собственных вкусов и ощущений, а, скорее всего, из слагающейся практики церковной жизни. Должен быть средний царский путь в отношении ко всему, в том числе в отношении решения проблем супружеского общения. Это как бы общие положения, принцип жизни, принцип духовно-нравственной и физической жизни... Зная нормы, в то же время относиться с некоторым допустимым снисхождением, особенно в тех случаях, когда супруги сами понимают, что в этом есть нечто не вполне допустимое. Лучше все же хотя бы каяться. Чаще всего именно так и делается. В этом случае ситуация в Церкви нормальная. А о том, что об этом думают отдельные священники, даже и рассуждать не хочу, это их личное дело. К какой бы крайней позиции они, в отношении к общему суждению Церкви, ни принадлежали.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]