Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Алексей Муравьев. Sine qua non патрологичес-
кой науки


Alois Grillmeier. Jesus der Сhristus im Glauben der Kirche. Band 2/3. Die Kirchen von Jerusalem und Antiochien nach 451 bis 600. Mit Beiträgen von A. Grillmeier, T. Hainthaler, T. Bou Mansour, L. Abramowski. Herausgegeben von Theresia Hainthaler. (Freiburg-Basel-Wien_ „Herder", 2002) ISBN 3-451-22026-1; 694 стр.


Серия книг кардинала Алоиза Грилльмайера, называемая часто просто "JCGK" (Jesus der Сhristus im Glauben der Kirche, "Иисус Христос в церковном вероучении") или даже просто "Грильмайер" давно стала классикой патрологии, так что можно сказать, не сильно преувеличивая, что никакая патрологическая работа с источниками II—VI вв. практически немыслима без использования этого грандиозного труда.

Первые два тома были написаны непосредственно кардиналом Гррильмайером, а последующие уже издаются при участии Терезии Хайнталер ученицы и продолжателя дела знаменитого "христолога" скончавшегося в 1998 по его записям. Предыдущий том быдл целиком посвящен христологии африканских Церквей (Египетской, эфиопской, нубийской).

Новый том уже посвящен Палестине и Сирии и начинается с подробного предисловия, в котором Т. Хайнталер излагает принципы анализа и объясняет, как делится материал написанных частей между авторами книги.

Книга состоит из двух частей: первая "Die Christologie im Palästina der nachchalcedonischen Jahrhunderte bis zum auftretendes Islam" начинается вводным очерком истории Иерусалимского Патриархата и обстоятельств его существования в период до исламских завоеваний. Авторы довольно подробно (подробность освещения исторических обстоятельств – вообще одно из основных достоинств этой книги) описывают регион и центры богословия в Палестине (Газская академия, Синай, Кесария). Затем Т. Хайнталер помещает очерк христианства у доисламских арабов, ценного уже самим учетом новой литературы, посвященной этой сравнительно малоисследованной теме.

Вторая глава "Der konkrete Christusglaube der palästinischen Kirche" уже переходит непосредственно к христологическим сюжетам. Авторы начинают с иерусалимской христологии, которую они анализируют на примере творений св. Исихия Иерусалимского. Гомилетическое наследие Исихия включает большое количество произведений, посвященных Богородице, а также различным христианским праздникам года, что, естественным образом "выводит" на христологические темы. Исихий заслуженно называется лучшим выразителем иерусалимской христологической "киригмы" своего времени. В терминологии Грильмайера это звучит как "выражение общей веры на нетехническом (untechnische) языке".

Затем авторы уже обращаются к монашеской традиции Палестины. И здесь в первую очередь и приходится анализировать монашеские жития, написанные Кириллом Скифопольским (Евфимий, Сава), Феодором Петрским (Феодосий). В этих житиях, как показывают авторы книги, содержится большое количество христологического материала, ибо, как известно, именно палестинское монашество в лице преп. Евфимия и савваитов выступало с халкидонитских позиций против сторонников и последователей патр. Феодосия. Тут же возникает вопрос о палестинском оригенизме, который развился именно в саваитской среде. В книге подробно (сс. 78—86) рассматривается и вопрос о христологической подоплеке палестинского оригенизма.

Затем авторы обращаются к Газской школе, рассматривают взгляды Прокопия. А затем переходят к газским аскетам Авве Исайе, Варсануфию, Иоанну и авве Дорофею. Подробно разобран "Аскетикон Аввы Исайи" и христологические воззрения Аввы Дорофея. При этом авторы постоянно держат в поле зрения вопрос об оригенизме, что правильно располагает перспективу анализа, выстраивает контекст.

Т. Хайнталер затем обращается к сочинениям знаменитых синайских писателей, Феодора Раифского (одного из главных деятелей неохалкидонизма), Иоанну Мосху и преп. Иоанну Лествичнику.

Третьяглава "Eine Synthese der palästinischen Christologie unter begrifflich-formelgeschicht­licher Sicht: Pamphilus der Theologe" посвящена уже личности и учению Памфила, автора "Разрешения вопросов". Памфил Пресвитер был компилятором с ясной халкидонитской ориентацией, написавшим учебник халкидонитской христологии, который действительно логичнее рассматривать не столько как манифест неохалкидонизма (о границах применимости этого термина в свое время неплохо написал о. Иоанн Мейендорф), сколько как учебник для полемистов или богословский синтез.

В следующей главе с названием "Rückblick und Ausblick", то есть обобщающего характера, Т. Хайнталер пытается обобщить различные сведения о "христологическом профиле" иерусалимского патриархата в указанную эпоху, а затем переходит к целому ряду писателей, чьи позиции отражают этот профиль. Сперва речь идет об Иоанне Скифопольском, знаменитом авторе схолий к Ареопагитскому корпусу – богослову, сочетавшему отчетливое учение о двух природах с верностью кирилловской христологии, выраженной в "Анафематизмах". Далее автор разбирает знаменитое "Письмо к албанскому католикосу" Иоанна Иерусалимского, изданное В. Тер-Мкртчаном еще в 1896 г. и приходит к выводу о строго-халкидонитской позиции Иоанна.

Вторая часть книги посвящена христологии Антиохийского Патриархата до конца 6 в. Эта часть состоит из трех разделов (Abschnitte): вводного, из 7 глав, второго, посвященного греческим писателям этого направления (4 главы) и, наконец, третьего, посвященного сироязычным писателям (3 главы). Исторические очерки об антиохийском Патриархате, помещенные в Первом разделе (сс. 179—308), совершенно необходимые для правильного понимания содержания следующих разделов, помимо своей иллюстративной роли представляют собой замечательное резюме современной научной картины церковной истории антиохийско-сирийского региона. Разбираются, в частности, такие понятия как "школа" в применении к антиохийскому богословию, а также меньшие школы, примыкающие или даже входящие в понятие "школа антиохийская. Особенно удачно написаны пятая и шестая главы, о Симеоне Бет-аршамском и тритеитском споре соответственно.

Раздел о греческих богословах включает детальный анализ христологии Ареопагитского корпуса, неохалкидонита Ефрема Антиохийского, Анастасия Антиохийского и, наконец, христологических споров в севирианской среде, приведших к обращению в халкидонизм Пробы и Иоанна Барбура. Особенно удачно написан кард. Грильмайерм раздел о Пс.-Дионисии. Христологию Ареопагитского корпуса нередко упрекают в неясности, в том, что Грильмайер именует "schwebende" Ausdrucksweise", и здесь детальое описание всех особенностей христологии ДК показывает, насколько единичным и необычным был христологический взгляд этого вдохновенного мистика-неоплатоника.

Третий раздел второй части посвящен сирийским богословам и написан с активным участием ведущих специалистов по сирийскому богословию Л. Абрамовски и Т. Бу Мансура. Первая и вторая главы раздела анализирует христологию двух наиболее известных антихалкидонских богословов, монфизитов Якова Саругского и Филоксена Маббугского. Выводы, как в случае первого, так и в случае другого богослова, сделаны с вуеличайшей осторожностью и даже с некоторой, так сказать, легкой "экуменической" чувствительностью. Особенно интересны замечания Т. Бу Мансура о ефремовской традиции в богословии Якова.

Замыкает сирийский раздел мастерски написанная Л. Абрамовски и Т. Хайнталер глава о спорах в связи со словами "Единый от Троицы пострадал". Абрамовски филигранно разбирает полемику Хабиба и Филоксена Маббугскго, делая ценные поправки к старой, но до сих пор непревзойденной монографии о. Андре де Аллё (1968).

Глава и вся книга завершаются обобщающими замечаниями Т. Хайнталер, которой по праву принадлежит та благодарность, которую ей воздают за ее труд патрологи и иcторики Церкви.Сказать, что наследие покойного кардинала Грильмайера издается на должном уровне – значит ничего не сказать. Я бы сказал так: идеи Грильмайера живут и побеждают. Научный мир обогатился еще одной книгой sine quo (i.e. libro) non.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования