Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Св. Григорий Богослов. Слово на св. Пятидесятницу [патристика]


Слово 41

на Святую Пятьдесятницу

Кратко полюбомудрствуем о празднике, чтобы нам праздновать духовно. У всякого свой способ торжествовать; а у служителя Слова состоит он в слове, в таком слове, которое всего приличнее времени. И не увеселя­ет так ни одна красота любителя красот, как любителя праздников духовное празднование. Но рассудим об этом так. Празднует и иудей, но по букве, ибо он, ища закон телесный, закон духовный не постиг (Рим. 9,31). Празднует и эллин, но телесно, сообразно со своими богами и демонами, из которых одни, по собственному признанию язычников, виновники страстей, а другие почтены богами за страсти, почему и празднование у них состоит в удовлетворении страстей, и грешить зна­чит чтить бога, к которому под защиту прибегает страсть, как достохвальное дело. Празднуем и мы, но празднуем, как угодно Духу, а Ему угодно, чтобы мы или говорили, или делали что-либо подобающее. И празд­новать значит у нас приобретать для души блага посто­янные и вечно сущие, а не преходящие и скоро гибну­щие, которые, по моему рассужденио, мало услаждают чувство, а больше растлевают его и вредят ему. Довлеет телу злоба его. Нужно ли в пламень подкладывать боль­ше сгораемого вещества, или зверю давать обильней­шую пищу, чтобы он делалсяс неукротимее и взял силу над разумом?

Итак, праздновать должно духовно. А началом слова (ибо надобно сказать и то, что составляет предмет исследования любословов, чтобы этим присоединить к торжеству как бы некоторое услаждение, хотя слово наше и уклонится через то несколько от предмета) — началом слова будет это.

Евреи, на основании закона Моисеева, чтут число семь, как впоследствии пифагорейцы стали чтить чис­ло четыре, которым они даже клянутся, а симониане и маркиониты числа восемь и тридцать, которые равно­численными именуют и чтут каких-то эонов. Хотя не знаю, по каким законам соотношения или по какой силе числа семь, однако же евреи чтут его; и известно то, что Бог в шесть дней сотворил вещество, образовал и укра­сил его всякими видами и сочетаниями, и совершил этот видимый ныне мир, а в седьмой день почил от дел, что показывает и наименование субботы, означавшее по-еврейски покой. Но ежели есть этому и высшее ка­кое основание, то пусть любомудрствуют о том другие. Почитание же числа семь простиралось у них не толь­ко на дни, но и на годы. В рассуждении дней доказывает это суббота, постоянно у них чтимая, равно как и семи­дневное неупотребление квасного, а в рассуждении лет — восьмой год оставления (Лев. 25, 10). Даже че­ствование простиралось не на седмицы только, но и на седмицы седмиц, и как в днях, так и в годах. Седмицы дней производят пятидесятницу, — день у них священ-яый (Лев. 23,21); седмицы желет —так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли и осво­бождение рабов и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествова­нию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и вось­ми (Екк. 11,2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение.

Хотя о чествовании числа семь много есть свиде­тельств, но для нас многих достаточно будет и немногих. Так наименовано семь досточтимых духов (Ис. 11,2.3),и духами, как думаю, угодно было Ис. назвать действия Духа. Слова Господни, по слову Давида, очищены семь раз (Пс. 11,1).В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло (Иов. 5,19). Грешник получает прощение не только до семи, но до семижды семидесяти раз (Матф. 18,22). Опять и наоборот (так как и наказа­ние за грех похвально) Каин всемеро терпит отмще­ние, то есть несет наказание за братоубийство; Ламех же в семъдесятраз всемеро (Быт. 4,24), потому что стал убийцею после закона и осуждения. Лукавые соседи се­микратное воздаяние приемлют в недро свое (Пс. 78, 12). Дом Премудрости построен на семи столбах (Притч. 9,1); таким же числом очей украшен камень Зоровавелев (Зах. 3, 9). Семикратно в день воздается хвала Богу (Пс. 118,1б4~).Д,зжебесптюднаярождае^семъ роз, число совершенное, и тем противополагается не­имеющей полного числа чад (1 Цар. 2,5).

Если же должно принять во внимание и ветхозавет­ные сказания; то примечаю, что седьмой из прародите­лей Енох почтен преложением (Быт. 5,25). Примечаю также, что двадцать первый Авраам прославлен Патриаршеством, — по присовокуплению большого таинства, потому что число это составляет троекратно взятое число семь. А иной отважный на все осмелился бы дой­ти и до Нового Адама, Бога моего и Господа Иисуса Хри­ста, Который, по нисходящему родословию у Луки, считается семьдесят седьмым от ветхого и под грехом бывшего Адама. Примечаю еще семь труб Иисуса Нави-на, такое же число обхождений, дней и Иереев, от кото­рых падают стены Иерихонские (Иис. Нав. 6). Приме­чаю как семикратное обращение (3 Цар. 18, 43. 44), подобное и троекратному таинственному дуновению Пророка Илии, вдыхающему жизнь в сына Сарептской вдовы (3 Цар. 17, 21), и равночисленному возлиянию на дрова, когда он ниспосланным от Бога огнем истре­бил жертвуй осудил лживых пророков, которые не мог­ли произвести того же своими призываниями, так и семикратное, по повелению его, наблюдение отроком облака. Примечаю многократное же преклонение Ели­сея над сыном сонамитянки, которым обновляется в нем дыхание (4 Цар. 4,35).

На основании, как думаю, того же постановления, не говоря уже о светильнике храма, имеющем семь ветвей и семь свечей (Исх. 2 5,31.37), в семь дней совершается иерей (Исх. 29,3 5), в семь дней очищается прокажен­ный (Лев. 13,50) и во столько же дней обновляется храм (2 Парал. 7,8). И в семидесятое лето народ возвращен из плена, дабы и в десятках было то же, что бывает в единицах, и числом совершеннейшим почтено стало таинство числа семь. Но что говорить мне об отдален­ном? Сам Иисус — чистое совершенство, умел напитать в пустыне и пятью хлебами пять тысяч человек и опять семью хлебами четыре тысячи, и остатков по насыще­нии было в первом случае двенадцать коробов (Матф. 14, 20), а во втором семь корзин (Матф. 15, 37); а то и другое, как думаю, совершено не без причины и не не­достойно Духа. И сам ты, читая Писание, заметишь мно­гие числа, в которых кроме видимого скрывается и бо­лее глубокое значение.

Для настоящего же времени всего полезнее сказать, что, может быть, по этим самым, или по весьма близ­ким к ним, или и по другим высшим причинам, евреи чтут пятидесятый день, а также чтим и мы, подобно как чтим и иное что-нибудь еврейское, у евреев совершае­мое образно, а у нас возобновленное таинственно. Предварительно сказав это в рассуждении настоящего дня, приступим к продолжению слова.

Мы празднуем Пятидесятницу, пришествие Духа, окончательное совершение обетования, исполнение надежды, таинство, и притом сколь великое и досточтимое! Оканчиваются дела Христовы телесные или, лучше сказать, дела, относившиеся к телесному пребыванию Его на земле (помедлю говорить, что оканчива­ются дела, относящиеся к телу, пока не убедит меня ка­кое-либо слово, что лучше лишиться тела); а начинаются дела Духа. Что же относилось ко Христу? Дева, рожде­ние, ясли, повитие пеленами, прославляющие ангелы, приходящие пастыри, падение звезды, поклонение и дары волхвов, Иродово детоубийство, Иисус, убегаю­щий в Египет, возвращающийся из Египта, обрезанный, крещенный, свидетельствуемый свыше, искушаемый, побиваемый камнями для нас (Иоан. 10,32), которым нужно было дать образец злострадания за слово, предаваемый, пригвождаемый, погребаемый, воскресавший, возносящийся. Многое из этого приемлет Христос и ныне, а именно, бесчестное от христоненавистников, что и переносит, потому что долготерпелив, а досточестное от христолюбцев. И Он медлит, как первым явить Свой гнев, так нам показать Свою благость, — и им дает, может быть, тем время на покаяние, а нас испытывает в любви, не ослабеем ли в скорбях и подвигах за благоче­стие. Таков издревле закон Божия домостроительства и неисследимых Божиих судеб, по которым премудро управляются дела наши. Таковы дела Христовы, после­дующие же славнейшие еще узрим. О если бы и сами мы были узрены Христом!

А чтобы говорить о делах Духа, да придет на меня Дух, и да даст слово, сколько этого желаю, а если и не в такой мере, сколько соразмерно времени, — придет же без сомнения владычественно, а не рабски, и не пове­ления ожидая, как думают некоторые. Ибо Он дышит, где хочет, на кого, когда и сколько Ему угодно. Так мыс­лить и говорить внушает нам Дух.

Кто Святого Духа низводит в ряд тварей, тот руга­тель, злой раб, и злейший из злых Ибо злым рабам свой­ственно отвергать владычество, восставать против гос­подства и свободное делать подобным себе рабом. Кто признает Его Богом, тот божествен и светел умом. А кто даже и именует Богом, тот, если делает это перед людь­ми благоразумными, высок; а если перед низкими, неосмотрителен; потому что бисер доверяет грязи, громовой звук — слабому слуху, солнечный луч — больным глазам, твердую пищу — вкушающим одно молоко. По­степенно надлежит вести их вперед и приближать к высшему, чтобы свету даруем был свет и истина награж­далась истиной. Поэтому и мы, оставив совершенней­шее слово, для которого не пришло еще время, побесе­дуем с ними так.

Если вы не исповедуете Святого Духа ни несоздан­ным, ни неподлежащим времени, то (дозвольте ревно­сти выразиться несколько и смело) в вас явно действу­ет противный дух. Если же вы до такой степени здравы, что избегаете явного нечестия, и вне рабства ставите Того, Кто и нас делает свободными, то со Святым Духом и вместе со мной рассмотрите сами и последующее, ибо я уверен, что вы уже в некоторой мере причастники Духа, и буду рассуждать с вами, как со своими. Или ука­жите мне нечто среднее между рабством и владыче­ством, где мог бы я дать место достоинству Духа, или, избегая рабства, не оставляйте неизвестным, куда при­числяете Того, о Ком вопрос.

Но вас затрудняют слоги, останавливает одно выра­жение, и оно делается для вас камнем преткновения и камнем соблазна, чем для некоторых был и Христос. Это — человеческая немощь. Сойдемся между собой духовно, будем лучше братолюбивыми, нежели само­любивыми. Признайте силу Божества, и мы сделаем вам снисхождение в сказанном, Исповедуйте естество под другими наименованиями, какие наиболее уважаете, и мы излечим вас как немощных, даже скрыв иное к ва­шему удовольствию. Ибо стыдно, подлинно стыдно и довольно безрассудно быть здоровыми по душе и ста­вить в великое звуки, утаивать сокровище, как бы зави­дуя другим, или опасаясь, чтобы не освятить языка. Но еще стыднее нам подвергаться тому же, в чем других обвиняем, и осуждая споры о звуках, самим стоять забукву. Исповедуйте в Троице единое Божество, или, если угодно, единое естество; и я испрошу вам у Духа слово Бога. Ибо хорошо знаю, что Давший первое дает и вто­рое, и тем более, если причиной спора какая-то духов­ная робость, а не дьявольское упорство. Скажу еще яс­нее и короче: ни вы не обвиняйте нас за сказанное более возвышенное (ибо не должно завидовать возвышению), ни мы не будем вас осуждать за те слова, которые вам до времени по силам, пока не достигнете, хотя другим пу­тем, того же с нами пристанища. Мы домогаемся не по­беды, а возвращения братьев, разлука с которыми тер­зает нас.

Это говорим вам, в которых находим несколько жиз­ни, которые здраво рассуждают о Сыне. Удивляясь ва­шей жизни, не вполне одобряем учение. Имея дары Духа, примите и Духа, чтобы не только подвизаться, но и подвизаться законно (2 Тим. 2, 5). От Него, в награду за жизнь, да будет вам дарован и этот венец — исповедо­вать Духа совершенно, и с нами, и прежде нас, пропове­довать Его достойно. Дерзаю за вас и на нечто боль­шее, — именно дерзаю сказать с Апостолом; настолько люблю вас, настолько уважаю эту благочинную вашу одежду, и этот цвет воздержания, и священные сонмы, и честное целомудрие, и чистоту, и всенощное псалмо­пение, и нищелюбие, и братолюбие, и страннолюбие, что готов быть отлученным от Христа (Рим. 9, 3) и пострадать, как осужденный, только бы вы стояли с нами, и вместе прославляли мы Троицу. Ибо нужно ли говорить о других, явно умерших, которых воскресит разве один Христос, Своею силой животворящий мер­твых? Они злонамеренно отделяются друг от друга мес­том, будучи связаны учением, и настолько же несоглас­ны между собой, насколько и косые глаза, устремленные на один предмет, и не в зрении, но в положении имею­щие разность, если их должно винить за этот один не­достаток, а не вместе и за слепоту. Поскольку же я доста­точно изложил, что относится к вам; то возвращусь опять к Духу. Думаю же, что и вы уже последуете за мной.

Дух Святой всегда был, и есть, и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном един и неделим. Ибо неприлично было или Отцу когда-либо быть без Сына, или Сыну без Духа; крайне было бы бес­славно для Божества, как бы вследствие изменения со­ветов Своих прийти в полноту совершенства. Итак, Дух всегда был приемлемым, а не приемлющим; совершаю­щим, а не совершаемым; наполняющим, а не наполняе­мым; освящающим, а не освящаемым; приводящим к обожествлению, а не вводимым в обожествление. Он всегда один и тот же Сам для Себя и для Тех, с Которыми един; невидим, не подлежит времени, невместим, неизменяем, не имеет ни качества, ни количества, ни вида, неосязаем, самодвижен, приснодвижим, свободен, самовластен, всесилен (хотя, как все принадлежащее Единородному, так и все принадлежащее Духу, возводится к первой Вине); Он — жизнь и животворящ; Он — свет и света Податель; Он — неточная благость и источник благости; Он —Дух правый владычественный (Пс. 50, 12.14),Господь(2Кор.3,17), посылающий (Деян. 13,4), отделяющий (Деян. 13,2), созидающий Себе храм (Кол. 2,22), наставляющий (Иоан. 16,13), действующий как емуугодно( Кор. 12,11), разделяющий дарования, Дух усыновления (Рим. 8, 15), истины (Иоан. 14, 17), премудрости,разума, ведения и благочестия, совета, крепости, страха, по исчисленному (Ис. 11,3.4). Через Него познается Отец и прославляется Сын (Иоан. 16, 11), и Сам Он ими одними знаем, единое и неделимое, служение и поклонение, единая сила, единое совершен­ство и освящение. Но к чему распространяться? Все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, кроме нерожденности; все, что имеет Сын, принадлежит Духу, кроме рож­дения. А нерожденность и рождение не сущности раз­личают, по моему мнению, но различаются в одной и той же сущности.

Ты мучишься нетерпением возражать мне, а я спешу продолжить слово. Почти день Духа, удержи ненадолго язык свой, если можешь; теперь слово об иных языках;

устыдись, или убойся этих языков, являющихся в огненном виде. Ныне будем учить, а завтра рассуждать о сло­вах; ныне будем праздновать, а завтра отложим приличие. Одно таинственно, другое свойственно зрелищам; одно прилично церквам, а другое — торжищам; одно прилично трезвым, а другое — упившимся; одно прилично рассуждающим о Духе с благоговением, а другое — посмеивающимся над Духом. Отринув же чуждое, устроим свое.

Дух Святой действовал, во-первых, в ангельских и небесных силах, — в тех, которые первые после Бога и окрест Бога, ибо их совершенство и озарение, и неудободвижимость или неподвижность ко злу, не от иного кого, как от Святого Духа; а потом действовал в Отцах и в Пророках, из которых одни в образах видели или по­знавали Бога, другие же и предузнали будущее, посколь­ку Дух запечатлевал это в уме их, и будущее видели они перед собой, как настоящее, ибо такова сила Духа, пос­ле же этого действовал в учениках Христовых (не ска­жу во Христе, в Котором Он пребывал не как действую­щий, но как сопутствующий равночестному), и в них троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различных времени — до прославления Христова страданием, после прославления воскресением, и после воз­несения на небо, или после совершения (Деян. 3, 21), или как иначе должно назвать это; как показывает пер­вое очищение от болезней и духов, производившееся, конечно, не без Духа, также после совершения домо­строительства дуновение Христово, которое очевидно было Божественным вдохновением, и наконец нынеш­нее разделение огненных языков, которое и празднуем. Но первое было не ясно, второе явственнее, а нынеш­нее совершеннее, ибо не действует уже, как прежде; но существенно присутствует, и как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух. Ибо, как Сын беседовал с нами телесно, так и Духу приличествовало явить­ся телесным образом; и когда Христос вошел во славу Свою, тогда Ему надлежало низойти к нам, надлежало прийти, потому что Он Господь, и быть посланным, по­тому что Он не противник Богу. Ибо такие слова более показывают единомыслие, чем разделение естества.

Для того приходит Дух после Христа, чтобы не ос­таться нам без Утешителя; и для того именуется иным, чтобы дать тебе понятие о равночестии, ибо слова иной поставлено вместо другой я; это же именование озна­чает одно — владычество, а не унижение. Ибо слово: иной, насколько мне известно, употребляется не об инородных, но об единосущных. Является же в виде язы­ков, по сродству со Словом; и в виде огненных языков (почему думаешь?) или по причине очищения (ибо по Писанию известен и огонь очистительный, что жела­ющие везде могут увидеть), или по существу своему, ибо Бог наш есть огонь и огонь, поядающий (Евр. 12, 29) нечестие. Но ты опять негодуешь недовольный словом: единосущен! Является в виде разделенных языков, по причине разных дарований; в виде языков седших, в оз­начение Царского достоинства и почивания во Святых, ибо и херувимы суть Божий престол. Является в горни­це (если только не почтут меня пытливым чрезмерно) в означение восхождения и возвышения от земли тех, которые примут Духа, ибо и водами Божиими покры­ваются какие-то горние (горницы), которыми песнос-ловится Бог (Пс. 103,3). И Сам Иисус посвящаемых в высшее служение приобщает таинству в горнице, по­казывая тем, что нужно и Богу снисходить к нам (как, насколько известно, и снисходил к Моисею), и нам вос­ходить к Нему, и что таким образом, при сорастворе-нии достоинства, должно происходить общение Бога с людьми. Доколе же пребывают они в собственном до­стоинстве, — Бог в достоинстве высоты, а человек — низости, дотоле благость несоединима, человеколю­бие несообщимо, и посреди великая и непроходимая пропасть, которая отделяет не богатого только от Ла­заря и от вожделенных недр Авраамовых, но сотворен­ное и преходящее естество от несотворенного и по­стоянного.

Дух Святой проповедан был Пророками, например в следующих местах: Дух Господа Бога на мне (Ис. 61,1); и почиют на нем семь духов (Ис. 11, 1);и снизошел Дух Господень и вел их(Ис. 63,14).Дух ведения исполнил Ве-селеила, строителя Скинии (Исх. 31,3). Дух бывает раз­гневан (Ис. 63,10); Дух взял Илию на колесницу, и вдвой­не испрошен Елисеем (4 Цар. 2, 9- 15); Дух благий и владычественный наставляет и утверждает Давида (Пс. 142,10; 50,14). Святой Дух обетован сперва Иоилем, который говорит: и будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, то есть верующую, на сынов ва-ших и на дочерей, ы так далее (Иоил. 2,28;Деян. 2,17), а впоследствии — Иисусом, Который Сам прославляет Духа, и прославляется Духом, так же как прославляет Отца и прославляется Отцом. И какое щедрое обетова­ние! Дух вечно сопребывает, и ныне с достойными во временной жизни, и после с удостоившимися тамош­них благ, если всецело сохраним Его доброй жизнью, а не будем удалять от себя в такой же мере, в какой гре­шим.

Этот Дух созидает с Сыном в творении и воскресе­нии, в чем да уверит тебя сказанное: СловомГоспода со­творены небеса, и Духом уст Его — все воинство их (Пс. 32,6) Дух Божий создалменя, дыхание же Вседержи­теля дало мне жизнь (Иов. 33,4); и еще: пошлешь Духа Твоего — созидаются, и ты обновляешь лице земли (Пс. 103,30). Он созидает в духовном возрождении; в чем да уверит тебя сказанное, что никто не может увидеть или получить царствие, если кто не родится от Духа (Иоан. 3,3. 5), и от первого рождения, которое есть тай­на ночи, не очистится дневным и светлым воссоздани­ем (Пс. 138,16), каким воссозидается каждый в отдель­ности.

Этот Дух, как премудрый и человеколюбивый, возьмет ли пастыря, — творит его псалмопевцем, отго­няющим злых духов, и указует в нем царя Израилю. Возьмет ли пастуха, собирающего сикиморы, — делает его Пророком (Ам. 7, 14). Припомни Давида и Амоса! Возьмет ли остроумного отрока, — еще несовершенно­летнего и делает его судьей старейшин. Свидетель Да­ниил, победивший львов во рву. Обретет ли рыбаков, — ловит в Христову сеть целый мир объемлющих сетью слова. Возьми в пример Петра и Андрея и сынов гро­мовых, возгремевших о духовном. Обретет ли мыта­рей — приобретает в ученики и творит купцами душ. Свидетель Матфей, вчера мытарь, а ныне Евангелист. Обретет ли пламенных гонителей — изменяет стрем­ление и Савлов делает Павлами, настолько же усерд­ствующими в благочестии, насколько нашел их защищающими зло.

Он вместе и Дух кротости, и гневается на согрешаю­щих. Итак, изведаем Его кротость, а не гнев, исповедуя Его достоинство и избегая хулы, не пожелаем увидеть Его без помилования гневающимся. Он и меня ныне делает дерзновенным перед вами проповедником. И если не пострадаю — благодарение Богу! А если и пост­радаю, также благодарение Богу! Первое желательно, да пощадит ненавидящих нас, второе, да освятит меня, в награду за священнодействие Евангелия приемлюще­го то, чтобы совершиться кровью.

Апостолы стали говорить на чужих языках, а не на родном, и, что особенно чудно, стали говорить не учив­шись. Это знамение для неверных, а не для верующих, и оно долженствовало послужить к обвинению неверных, как написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь (1 Кор. 14,21; Ис. 28,11).Каждый слы­шал же (Деян. 2,6). Остановись здесь не надолго и по­думай, как разделить речь. Ибо в выражении есть обо­юдность, устраняемая знаком препинания. Так ли слышали каждый на своем наречии, что, так сказать, глас исходил один, а слышны были многие гласы, по причи­не такого сотрясения в воздухе, или, яснее скажу, из од­ного гласа происходили многие? Или, остановившись на слове слышал, слова говорящих своими гласами, от­нести должно к последующему чтобы получился смысл:произносящих гласы, которые были свои для слушаю­щих, а это значит, гласы иноязычные. С последним я более согласен, потому что первое было бы чудом, ко­торое относилось бы больше к слушающим, нежели к говорящим, а последнее относится прямо к говорящим, которых и укоряют, что они пьяны, из чего видно, что по действию Духа сами они чудодействовали в произ­несении гласов.

Правда, достохвально было и древнее разделение языков, когда строили столп злонамеренно и безбожно одноязычные (на что и ныне дерзают некоторые), ибо единомыслие, нарушенное различием языков, разру­шило и предприятие. Но гораздо достохвальнее разде­ление, совершенное чудесно ныне, ибо, от единого Духа излившись на многих, опять возводится к единому со­гласию. И есть различие дарований, требующее нового дарования, чтобы уметь отличить превосходнейших из них, потому что все имеют нечто похвальное. Можно бы назвать прекрасным и то разделение, о котором го­ворит Давид: "Расстрой,Господи, и раздели языки их" (Пс. 54,10). За что же? За то, что возлюбили всякие гибель­ные речи,язык коварный (Пс. 51,6). Почти явно обли­чает здесь Давид те языки, которые рассекают Божество. Но об этом довольно.

Поскольку же языки вещали живущим в Иерусали­ме, благоговейным иудеям, парфянам, мидянам, еламитам, египтянам, критянам, жителям Ливии, Аравии, Месопотамии, и моим каппадокийцам и от всего язы­ка, который под небом, иудеям (если кому угодно так представить), собранным во Иерусалиме, то достоин внимания вопрос: какие это были иудеи, и которого пленения? Ибо пленение Египетское и Вавилонское было временное и давно окончилось возвращением плененных; пленения же Римского еще не было, а оно только было в наказание за дерзость против Спасите­ля. Остается пленение, бывшее при Антиохе и случив­шееся незадолго до этих времен. Если кто не соглаша­ется на такое толкование, как на неестественное (потому что пленение это не древнее, и иудеи рассея­ны в нем не по многим странам мира), но ищет толко­вания более вероятного, то, может быть, лучше при­нять следующее. Поскольку народ иудейский, как повествуется у Ездры, многократно и многими был переселяем, то иные племена возвратились в отече­ство, а другие остались в плену, и, вероятно, некото­рые из этих последних, рассеянных по многим наро­дам, пришли тогда в Иерусалим и были участниками чуда. Такое исследование предложил я для любозна­тельных, и, может быть, оно не будет излишним. И что ни предложил бы кто приличное настоящему време­ни, все будет приобретением и для нас- Но время уже мне распустить собрание, ибо беседа моя довольно продолжительна. А торжества никогда не должно пре­кращать, всегда же надобно праздновать, ныне даже и телесно, а впоследствии и скоро совершенно духовно, когда чище и яснее узнаем и этому основания в самом Слове и Боге и Господе нашем Иисусе Христе — ис­тинном празднике и радости спасаемых, с Которым да будет слава и чествование Отцу со Святым Духом, ныне и во веки веков. Аминь.

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования