Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Дениза Ямалетдинова. Права и место женщины в Исламе. [ислам]


Введение

Я вот думала, что ни за что не буду встречаться с мусульманином – ну…и…вот… Я люблю его не за то, кто Он есть, а за то какая я, когда я рядом с ним. Своим отношением и поступками Он дает мне думать, что я самая красивая и лучшая…

Эти строчки, наполненные искренних и глубоких чувств, бросились мне в глаза, когда я совершенно случайно набрела на какой-то женский форум в Интернете. Это сообщение отчетливо выделялось среди других – скучных, хмурых, подавляющих своим пессимизмом. В нем не сквозила та скорбь и досада, которая была присуща остальным. Оно свидетельствовало о постижении необыкновенного счастья, которое должно быть фундаментом каждого брака. На фоне этого короткого, но очень емкого признания жалобы других посетительниц форума (христианок) выглядели необычайно комично и, к сожалению, слишком правдоподобно.

Особенно резко врезались в память слова: "…думала, что ни за что не буду встречаться с мусульманином…" Да, к сожалению, сейчас слишком распространенным стало мнение о том, что все мусульманки или жены мусульман – крайне бесправные, угнетенные и униженные.

Мне показалось любопытным подобное положение вещей, и я решила проанализировать учение Корана с точки зрения правоспособности женщины и попытаться объяснить парадокс "жена мусульманина = счастливая и любимая женщина".

Немного истории

Именно история, как самый беспристрастный свидетель, может открыть много интересного о статусе женщины в разных странах и религиях. Так, Будда при жизни не принимал в свою религию женщин. В философии маздакизма[1], который был распространен в древнем Иране, считалось, что женщиной можно совместно пользоваться, как водой, воздухом и огнем. В средневековой Европе женщина была настолько бесправна, что, выходя замуж, она теряла право на все свое имущество, и ее имущество переходило к мужу. В той же древней и средневековой Европе шли споры о существовании у женщины души. Генрих VIII в своё время даже запретил женщинам изучать Библию, когда начали появляться первые английские переводы. В христианстве же женщина рассматривалась как источник греха, причина изгнания из рая. Один из христианских священников, Св.Томас, говорил: "Истинным христианином можно стать, лишь не прикасаясь ни к какой женщине. Лишь давшие обет безбрачия могут нести Святой Дух".

В Японии женщинам запрещалось молиться и участвовать в любых религиозных обрядах. В Китае им не разрешалось входить в храмы. В Индии отношения между мужчиной и женщиной строились по принципу строгого подчинения: "Днем и ночью их защитники должны держать женщин в зависимом положении," – говорил Ману. Право наследования осуществлялось исключительно по мужской линии, не беря во внимание женщин. В индуистских священных текстах идеальная жена характеризуется как "женщина, чей ум, речь и тело удерживаются в повиновении". В Афинах женщину выдавали замуж без ее согласия. В Британской энциклопедии приводится краткое изложение юридического статуса женщин в Римской империи: "Согласно законодательству женщина была полностью зависимой. Она выходила замуж, и ее собственность переходила во владение мужа... жена покупалась мужем и становилась его собственностью, как рабыня, только для его выгоды. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность..., не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, или попечителем, она не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт". Еще в XIX в. историк и великолепный знаток древнего законодательства, сэр Генри Мейн писал: "Никакое общество, сохраняющее приверженность духу христианства, похоже, не имеет намерений вернуть замужним женщинам личную свободу, предоставленную им среднеримским законодательством". В своей работе "Угнетение женщин" Джон Стюард Милл отметил: "Нам постоянно говорят, что цивилизация и христианство вернуло женщине ее обоснованные права. Между тем, жена фактически является служанкой своего мужа, а что касается юридических обязательств, то, по меньшей мере, рабыней".

На Аравийском полуострове арабы до принятия Ислама как официальную религию в период невежества (джахилийа) также отказывали женщине в правах. Женщина составляла часть имущества ее мужа или отца. Ее можно было продавать, дарить. После смерти мужа женщина передавалась по наследству родственнику супруга. О существовании такого обычая упомянул сам пророк Мухаммед: "Когда мужчина умирал, его наследники брали в жены женщину своего родственника и могли не отпускать ее. Родственники мужа имели больше прав над ней, чем ее родственники".[2] Арабы до Ислама нередко даже закапывали в землю живыми новорожденных дочерей, боясь нищеты. Знать общества полагала добродетелью убивать девочек в младенчестве, пока они не навлекли позора на семью. Если ее оставляли в живых, то она жила в унижении. Ислам, в свою очередь, отверг варварские джахилийские обычаи, запретив убивать детей: "И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их великий грех!"[3] 

Ислам vs. Христианство

Не секрет, что наиболее непримиримыми противниками на протяжении многих столетий были и остаются мусульмане и христиане. Написано огромное количество трудов, предназначенных для толкования и "правильного" объяснения тех или иных канонов и предписаний обеих священных книг. Постоянно проводятся своеобразные "сравнительные анализы" по разным критериям и аспектам. Порой – совершенно противоположным.

В своей книге "Супружество на Востоке и на Западе" Давид и Вера Мейс писали: "Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства".

К сожалению, я мало знакома с христианскими текстами и не могу что-либо утверждать "за" или "против". Однако прочтение некоторых книг религиозного характера натолкнуло меня на некоторые мысли и рассуждения.

Так, нередко цитируются высказывания из собраний Муслима и Аль-Бухари: "О, собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении, ибо я видел, что большинство из обитателей огня – это вы" или "Я не оставил после себя искушения более вредоносного для мужчин, чем женщины".[4]Однако если верить известному историку Леки, который говорит о женщине, как о вратах ада и о матери всех земных зол: "Она должна стыдиться самой мысли о том, что она женщина. Она обязана жить в постоянном покаянии за те несчастья, которые она принесла миру. Она должна стыдиться своей одежды, потому что она напоминала о ее грехопадении. Она должна особенно стыдиться своей красоты, как самого могущественного орудия дьявола". Ему вторит Тертуллиан: "Знаете ли вы, что каждая из вас – Ева? Приговор Бога Вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы – врата дьявола, вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы – та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога – мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий Должен был умереть".

Стоит отметить один важный момент, касающийся взаимоотношений мужчины и женщины в семье. Христианство, очевидно, отвечает на этот вопрос так: "В браке двое [5]становятся одной плотью…"[6]. Тогда как Ислам утверждает: "О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души, и сотворил из нее пару ей, а от них  распространил много мужчин и женщин"[7] и "Он создал для вас пары из вас самих".[8] В Священном Коране также говорится: "И среди знамений Его есть то, что Он сотворил жен вам из среды вашей, дабы вы обрели успокоение в них, и (также) Он положил между вами любовь и участие. Истинно, в этом - знамения для людей размышляющих",[9] что подтверждает как Божественное происхождение мужчины и женщины, так и изначально заложенную гармонию в их взаимоотношениях, царящую задолго до заключения брака.

Согласно мусульманскому богослову Аль-Газали, брак – "разновидность рабства для женщины".[10] Несомненно, достаточно жесткая позиция. Однако тот же Аль-Газали отмечал: "Мужу, прежде своих желаний, следует удовлетворить желания жены". Кроме того, в защиту мусульманских обычаев, думаю, здесь будет уместным привести отрывок из Библейской Энциклопедии, трактующей закон Моисея: "Обручить жену с собой – значит просто завладеть ею, купив за деньги: обрученная – это девушка, за покупку которой уплачены деньги". Это ли не рабство?

Интересна позиция некоторых религиозных деятелей относительно развода. Бытует мнение, что мусульманин – единственный уполномоченный разрывать брачные узы: "Жена имеет право отказаться от супружеских отношений с мужем только в том случае, если он не внес оговоренной в брачном договоре доли приданого, или в период поста" или "Жена же может требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: если муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств на ее содержание".[11] Для начала, необходимо вспомнить о том, что сказал Святой Пророк: "Из всего, что дозволено Аллахом, развод наименее желателен", т.е. Ислам, в первую очередь, старается сохранить семью, предупредив поспешные действия супругов. Он проповедует искренность и терпимость: "И сожительствуйте с ними доброжелательно; и если вы чувствуете неприязнь к ним, может быть вы чувствуете неприязнь к тому, во что Аллах вложил много доброго".[12] Однако если развод неотвратим, религия отнюдь не ставит мужчину в привилегированное положение, а наоборот – заботится о правах женщины: "Устройте их (во время предписанного срока) в домах, где вы обитаете, соответственно с вашими лучшими средствами; и не притесняйте их с целью подвергать их трудностям. И, если они беременны, содержите их, пока не разрешатся они от бремени. И, если они кормят грудью (ребенка) для вас, вознаграждайте их, и совещайтесь вместе дружелюбно. Пусть тот, кто обладает изобилием, расходует из своего изобилия. И пусть тот, средства которого ограничены, расходует соответственно тому, что даровал ему Аллах".[13] Кроме того, особенно важно упоминание брачного договора (юридически закрепленного и оправданного лишь в Исламе), как гарантии соблюдения прав и интересов обеих сторон. И в заключение приведу цитату из Библейской энциклопедии:"Так как женщина является собственностью мужчины, его право развестись с нею разумеется само собой. Право подать на развод имеет только мужчина. По закону Моисея развод – привилегия только мужа".

Нельзя обойти вниманием и несоблюдение брачных обязательств, в т.ч. неверность супругу. Приведу очень наглядный пример. В Библии говорится: "Когда привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии…Он…сказал им: кто из вас без греха, пусть первый бросит в меня камень…И когда, будучи обличаемы совестью, все разошлись, он сказал: Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Ин. 8:3–11).[14] В противовес этому случаю приводится сура: "И прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них секите сотней плетей. Пусть не охватывает вас жалость к ним во имя веры Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Судный День. А при наказании их пусть свидетелями будут некоторое число верующих" (Коран 24:2).[15] Сразу обращу внимание на то, что в первом случае говорится о женщине-христианке, грешнице, совершившей прелюбодеяние. Тогда как Коран учитывает слабости как мужчин, так и женщин (следовательно, они и наказание несут одинаковое). Также интересна некоторая деталь: Коран предполагает наличие свидетелей при исполнении наказания, в качестве соблюдения всеобщих законов порядка и справедливости. В то время как Библия повествует: "И когда…все разошлись, он сказал…", что противоречит правилам гласности и равенства.

Однако нельзя лишь противопоставлять учение Мухаммеда проповедям Иисуса Христа. Сравнивая основополагающие принципы и тексты обеих Священных книг, можно найти немало значимых сходств. Например, сура: "Мужчины - покровители женщин, ибо они (мужчины) расходуют из богатства своего. Итак, добродетельны (те жены, которые) повинуются и блюдут тайны мужей своих при покровительстве Аллаха"[16] очень напоминает послание свмч. Игнатия Богоносца: "Скажите моим сестрам, чтобы они любили Господа и были довольны своими мужьями по плоти и по духу. Так же предпишите и моим братьям во имя Иисуса Христа любить своих жен как Господь Иисус Христос любит Церковь…"[17]

Равенство: миф, навсегда затерявшийся на страницах Корана, или реальность, опровергаемая Западом?

"Подобно тому, как мужья имеют права в отношении жен, так и жены имеют права в отношении мужей"[18]. Уже одна эта фраза может решить многие споры. Однако, полагаю, необходимо рассмотреть проблему равенства с нескольких ракурсов.
Я считаю, что отталкиваться необходимо от идеи "изначально заданного неравенства", иными словами биологического. Есть мнение, что "согласно математической логике, можно вести речь о равенстве и неравенстве только сопоставимых предметов. Например, яблоко и груша не одно и то же, и поэтому нельзя ни сложить, ни вычесть, ни приравнять эти два различных плода; у каждого из них свои особенности и свойства".[19]К примеру, женский организм создан по особому образцу, пригодного для деторождения, тогда как мужчина вовсе не способен к этому. С другой стороны, мужчина отлично справляется с любыми физическими нагрузками и способен следить за поддержанием порядка. Здесь не стоит вопрос превосходства или неполноценности, речь идет о заложенных природой способностях и возможностях и подобающем их использовании. Таким образом, становится совершенно очевидной ошибка людей, ищущих равенства там, где его просто нет (напомню, что рассматривается физиологический и психический аспекты).

Женщина и мужчина принципиально рознятся, и это предусмотрено Богом в любой религии. И как они различны по своей природе, так они и совершенно различаются по обязанностям и ответственности. И Ислам в полной мере это учитывает: "Бойтесь Аллаха в отношении ваших женщин. Вы получили их как тех, кого Аллах вверил вам на сохранение" – гласит один из известных хадисов. Да, женщина, несомненно, более уязвимая, слабая и ранимая, нежели мужчина. И именно поэтому она нуждается в защите и опеке, которую зачастую недополучают "равноправные" эмансипированные женщины. В другом благородном хадисе утверждается: "Самые благие из вас те, кто хорошо обращается с женами".[20] Таким образом, закладывается принцип уважения и почитания женщины, как Божественной благодати. Той же идее подчиняется и следующий хадис: "Кто пойдет на рынок мусульман, приобретет там что-либо, придет домой и при раздаче покупок детям предпочтет мальчикам девочек, на того Аллах обратит свою милость. Тот, кто хорошо воспитывает дочерей своих, не делая разницы между ними и сыновьями своими, будет ближе ко мне в Раю".

Коран, однако, мудро относится к вопросу равенства и гарантирует его там, где это действительно необходимо. Например, в духовном аспекте: "Кто совершил благое муж или жена и он верующий, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали"[21] или "И те, которые злословят верующих мужчин и верующих женщин, безо (всякой) вины с их стороны, точно понесут (на себе вину за) клевету и явный грех"[22] или "Вы, которые уверовали в Наши знамения и покорились, Войдите вы в Сад, вы и жены ваши, чтимые и счастливые".[23] Мужчина и женщина дополняют друг друга, возвращаясь к начальной природе, когда они были созданы из единого целого: "Они одежда для вас, как и вы одежда для них".[24] Именно исходя из этой идей единства Ислам предписывает брак, как идеал и один из способов достижения счастья: "Из числа динара, потраченного на служение Богу, динара, потраченного на освобождение раба, динара, потраченного на милостыню бедному и динара, потраченного на жену и детей, самая высшая трата в глазах Аллаха это трата на жену и детей".[25] Здесь нет монашества, как в христианстве или буддизме. Мусульманин, находящийся в браке, имеет перед Аллахом гораздо больше заслуг, чем самый набожный последователь Ислама. "Худший из мертвых тот, кто умер холостым" – предупреждает один из хадисов. Необходимо помнить, что мусульманский брак представляет собой двусторонний гражданский договор, учитывающий интересы и притязания как невесты, так и жениха. Известный мусульманский богослов пишет: "В то время как у европейцев невеста приносит с собой в дом жениха приданое, у мусульман, наоборот, жених платит за невесту выкуп (махар). После этого не логичнее ли сказать, что у мусульман женщина стоит выше, чем у европейцев?"[26]
Итак мы подошли к рассмотрению экономического статуса женшины-мусульманки.Экономическая независимость женщин была с самого начала законодательно установлена Исламом. Как было упомянуто ранее, была установлена обязанность супругов составлять своего рода брачный контракт. Вдобавок к этому, вдова имеет право на причитающуюся ей по закону часть наследства. Любая собственность, которую женщина приобретает самостоятельно (доля наследства, подарок, продукт деловой деятельности и др.) принадлежит ей независимо от мужа. Она может доверить мужу распоряжение ее собственностью, однако если она предпочитает распоряжаться своим имуществом самостоятельно, муж не имеет права вмешиваться в ее дела.

Замужняя женщина, обладающая своей собственностью, может вкладывать часть или всю ее в общее хозяйство супругов, но это совсем необязательно. Ведение общего хозяйства находится в полной ответственности мужа, даже если жена является экономически более состоятельной, чем ее муж.

Еще одним показателем того, что женщина может обладать экономической независимостью от мужчины, является призыв Ислама выплачивать закят.[27] В уплате этого налога женщина приравнена к мужчине. Однако и здесь есть некоторые детали: налогообложению не подлежат личные украшения женщин.

Женщина по Исламским законам имеет право и должна получать образование и профессию. Стремление к знаниям является священным предписанием, возложенным на каждого мусульманина. Пророк говорил: "За знаниями не ленитесь идти даже в далекий Китай, потому что приобретение знаний – есть главная обязанность мусульманина".

Женщины могут работать врачами, учителями, судьями, заниматься научной и прочей деятельностью, не требующей серьезных физических затрат и, безусловно, отдаленной от посягательств на честь и достоинство женщины.

Продолжая тему достоинства и чести, нельзя не сказать несколько слов об особенностях одежды мусульманки. Вопреки общественному мнению, ношение чадры или хиджаба предусматривается Исламом не как средство угнетения женщин, а, скорее, как способ защитить женщину от нежелательных посягательств на ее безопасность и спокойствие. "Женские стандарты поведения и одеяния никогда не определяются давлением со стороны, ибо прежде всего сама женщина желает угодить Аллаху и подчиниться Ему даже в том, что касается одежды. И неудивительно, что в некоторых исламских странах мусульманские женщины настойчиво облачаются в хиджаб, невзирая на возражения своих мужей и снисходительность светского правительства".[28]

Стоит также не забывать о том, что традиция покрывания характерна не только для Ислама. У евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо. При этом покрывание головы не всегда рассматривалось как признак скромности: головное покрывало скорее символизировало высокий статус женщины, ее знатность, ее недоступность как признак благочестия ее мужа, то есть являлось своего рода знаком отличия. Что касается христианства, то известно, что эта религия также требовала от женщин покрывать кроме тела и голову. Так, замужние женщины не должны были появляться "простоволосыми", без кокошника или платка даже в присутствии мужа. Эта традиция и по сей день находит свое применение во многих религиях при посещении храмов.

Заключение

Несомненно, Ислам, как и любая другая религия, оказывает значительное влияние на общественную и личную жизнь своих последователей, в т.ч. женщин, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности и устанавливая строгие нормы. Но в правовом отношении интересы и особенности женщины учтены и защищены. Проблемой остается лишь реализация прав женщины, закрепленных в Исламе, нередко нарушаемых самими же мусульманами и, к сожалению, так часто оспариваемых "продвинутыми" цивилизованными людьми, далекими от Ислама.

Женщина – основа всего, что нас окружает. Она – творец и созидатель. Она – мать. И как сказал пророк Мухаммед: "Рай лежит в ногах твоей матери"…

----------------------

[1] Маздакизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних с ним странах в III–VI вв. н.э.
[2] Ибн Касир. Толкование Великого Корана (на арабском языке). Хиван. 1983. Т.1. с.464
[3] Коран 17:33(31)
[4] Д.Сысоев. Брак с мусульманином. М. 2006. с.14–15
[5] Д.Сысоев. Брак с мусульманином. М. 2006. с.13
[6] Д.Сысоев. Брак с мусульманином. М. 2006. с.11
[7] Коран 4:1
[8] Коран 42:12
[9] Коран 30:22
[10] Д.Сысоев. Брак с мусульманином. М. 2006. с.14
[11] Д.Сысоев. Брак с мусульманином. М. 2006. с.17.
[12] Коран 4:20
[13] Коран 65:7–8
[14] Д.Сысоев. Брак с мусульманином. М. 2006. с.38
[15] Д.Сысоев. Брак с мусульманином. М. 2006. с.37
[16] Коран 4:35
[17] Д.Сысоев. Брак с мусульманином. М. 2006. с.7
[18] Коран 2:228
[19] Хайдар Баш. Права женщины в Исламе. Казань. 2001. с.11
[20] Тирмизи. Сунан.
[21] Коран 16:99(97)
[22] Коран 33:59
[23] Коран 43:69–70
[24] Коран 2:188
[25] Положение женщины в Исламе. Исламабад. 1990. с.22
[26] А Баязитов. Ислам и прогресс. СПб. 1898. с.73
[27] Закят – особый налог в пользу нуждающихся мусульман, который должен выплачивать каждый взрослый и дееспособный мусульманин с посевов, скота, золота и серебра, а также товаров торговли.
[28] Рукайя Максуд. Ислам. М. 2001. с.215–216

2008


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования