Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

"Мы, религиозные евреи, каждый день должны ожидать ареста..." Политика советской власти в отношении иудаизма в Западной Белоруссии сквозь призму одного документа. [иудаизм]


Вступительная статья, публикация и примечания Е. С. Розенблата

К 1939 г., когда территория Западной Белоруссии была включена в состав БССР, советская власть накопила обширный опыт и располагала целым арсеналом средств для антирелигиозной борьбы. Советизация присоединенных территорий предполагала избавление местного населения от "пережитков буржуазного прошлого", к коим был отнесен и иудаизм. В 1939—1941 гг. здесь велась необъявленная война за сферы влияния в массовом сознании между хранителями традиционных еврейских ценностей и советской властью. На идейном фронте были потери с обеих сторон. Часть верующих выбирали путь эмиграции (почти в полном составе выехали йешивы гг. Мир, Клецк, Барановичи и Воложин), часть — формально или искренне отказывались от религиозных убеждений и кардинально меняли образ жизни, а среди представителей партийного и советского руководства разоблачались случаи "преступного" возврата к вере предков (соблюдения религиозных обрядов и праздников). Но главный бой был впереди.

Антирелигиозная политика в отношении иудаизма в западных областях Белоруссии в своем развитии прошла два этапа. Первый этап (с сентября 1939 г. до февраля 1941 г.) характеризовался преобладанием административных и пропагандистских способов борьбы. Наиболее эффективными оказались экономические методы: национализация, налогообложение синагог и служителей культа, резкое сокращение числа "спонсоров" — людей, финансово поддерживавших религиозные общины. В сочетании с административным давлением это привело к закрытию значительного числа синагог, передаче культовых зданий хозяйственным, культурным, административным организациям и беженцам. В результате отделения школы от церкви еврейские религиозные общины лишились права не только иметь религиозные, но и любые детские, юношеские и женские учебные заведения. Советская власть стремилась максимально изолировать наиболее активных представителей еврейских религиозных общин. Запрещалась всякая религиозная деятельность вне синагог: проведение любых просветительских мероприятий, создание библиотек, читальных залов, спортивных площадок, кружков, организация экскурсий для детей, молитвенных собраний, благотворительность.

С февраля 1941 г. начался второй этап борьбы против "еврейских клерикалов". Судя по документам спецслужб, советская власть готовилась к нанесению решающего удара. Уже были проведены масштабные депортации и репрессии против сторонников польского государства (осадников, бывших чиновников, жандармов и т.д.), а также против лидеров различных общественно-политических организаций и крупных частных собственников. Необходимо было закончить начатую "чистку" и удалить элементы, мешавшие "оздоровлению" присоединенных территорий. На очереди были "еврейские клерикалы", раздражавшие советскую власть тем, что они пользовались особенным авторитетом среди верующих евреев, имели связи с международными еврейскими организациями и критически оценивали мероприятия по советизации Западной Белоруссии. В этот период органами УНКГБ составлялись подробные отчеты о деятельности еврейских религиозных общин в западных областях Белоруссии и велись агентурные разработки наиболее влиятельных религиозных лидеров. Можно предположить, что планировалась крупномасштабная репрессивная акция против верхушки еврейского религиозного клира. Однако реализации планов помешала начавшаяся война.

Спецсообщения и докладные записки УНКГБ того времени содержат обвинения еврейского духовенства в развертывании антисоветской агитации и организации актов саботажа, а также компрометирующие сведения о нелегальных связях с иностранными гражданами и организациями, спекуляции, сборе денег и подделке документов. Подобные материалы представляют исключительную историческую ценность, поскольку в них отражены изменения в религиозной жизни еврейского общества (сокращение числа синагог, организация тайных молитвенных домов в частных квартирах, проведение нелегальных собраний еврейского духовенства и пр.). Они изобилуют стандартными социально-классовыми стереотипами, которые сотрудники УНКГБ, являясь официальными представителями советской системы, продуцировали на местную почву.

Публикуемый документ "Докладная записка об антисоветской деятельности контрреволюционного клерикального подполья на территории Пинской области", составленный сотрудниками Пинского УНКГБ и адресованный под грифом "Совершенно секретно" секретарю Пинского обкома КП(б)Б, является типичным продуктом той эпохи. В нем ярко отображена конфронтация двух непримиримых сторон: советской власти, определявшей "еврейских клерикалов" как политически опасных фанатиков, а их деятельность оценивавшей как вредительскую; и еврейского духовенства, видевшего в политике советской власти желание привести еврейство к гибели, лишив его религиозной основы.

Данный документ интересен тем, что иллюстрирует всю сложность общественно-политической ситуации в одном из крупнейших городов белорусского Полесья, имевшем мировую славу центра хасидизма. К 1939 г. в г. Пинске проживало около 35 тысяч жителей, еврейское население насчитывало более 20 тысяч чел. Согласно постановлению ЦК КП(б)Б об административном делении на территории западных областей БССР от 20 ноября 1939 г., была образована Пинская область. В Пинске размещались областные структуры советских и партийных органов, а также служб госбезопасности. "Докладная записка об антисоветской деятельности контрреволюционного клерикального подполья на территории Пинской области" раскрывает принципы действия государственной машины, созданной для уничтожения "чуждых элементов". Этот источник представляет только часть секретной информации, находившейся в распоряжении спецслужб — ту часть, которая предназначалась для партийных функционеров. Документ приоткрывает тайны запущенного в действие механизма: репрессивный аппарат был запрограммирован в определенном направлении и действовал по заранее заготовленной схеме (подготовка/вербовка агентов — внедрение их в "лагерь противника" — сбор нужной информации). Следующей фазой должны были стать аресты и допросы, а заключительной — вынесение приговоров за антисоветскую деятельность. Не исключено, что наиболее активные "еврейские клерикалы", оказавшиеся в поле зрения УНКГБ, проходили бы по статьям о создании подпольной контрреволюционной организации, шпионаже в пользу иностранных разведок, подготовке диверсий и терактов.

Нижеприведенный документ — одно из свидетельств о подготовке очередного крупного процесса над "врагами народа". Документ взят из фондов Государственного архива Брестской области. Текст воспроизводится с сохранением оригинальной формы и соблюдением правил современной орфографии и пунктуации (грамматические и стилистические погрешности, устранение которых не искажает содержания документа, исправлены без оговорок). Расшифровка сокращений приводится в квадратных скобках. Документ публикуется впервые.

***

Совершенно секретно

Секретарю Пинского обкома КП(б)Б
Тов. Минченко (1)

гор. Пинск

Докладная записка

Об антисоветской деятельности контрреволюционного клерикального подполья на территории Пинской области

Еврейское духовенство и, главным образом, бывшие слушатели раввинских семинаров (ешиботов (2)) установление Советской власти на территории Западных областей Украины и Белоруссии (3) встретили крайне враждебно.

Выдвигая на первый план интересы еврейской религии, представители клерикального контрреволюционного подполья развернули активную антисоветскую деятельность среди отсталых слоев еврейского населения и особенно молодежи, блокируясь в своих враждебных целях против Советской власти с другими контрреволюционными националистическими элементами и клерикальными контрреволюционными формированиями.

Выдавая себя за защитников еврейской религии и интересов еврейского народа и являясь ярыми контрреволюционными националистами, клерикалы ведут непримиримую борьбу с Советской властью и высказывают пораженческие настроения о ее гибели. Клерикалы ведут активную деятельность против Советской власти, распространяя клевету на партию и Сов [етское] правительство, на жизненные условия трудящихся при Советской власти, высказывая пораженческие настроения по отношению к СССР, призывая отсталые слои еврейского населения к борьбе с Советской властью.

Разрабатываемый нами по дело-формуляр (4), ярый представитель еврейского клерикализма и враждебно настроенный по отношению к Советской власти раввин РОЗЕНЦВАЙГ Шевель-Хаим Лейбович, в беседе с нашим агентом "ПИНСКЕР" говорил:

"Я считаю, что придет время, когда еврейский народ поселится в Палестине и станет учителем святой религии для народов всего мира. Конечно, национал-социализм и коммунизм противятся этому, но они будут сломлены и я уверен, что это произойдет в недалеком будущем. Я против тех, которые думают, что коммунизм принесет улучшение для человечества. Я решил не заниматься никаким трудом, даже при Советской власти, ибо она у нас на короткое время.

Я вижу, что бог уже ведет Советскую власть на такой путь, что долго так существовать не будет, мы видим, что у них бессмысленная бестолковщина: в одном месте можно получить любой предмет, а в другом месте этих предметов нет. Это действует божья рука так, чтобы у них была суматоха, Вот мы видим, как бог ведет мир: немцы будут ослаблены войной, Советская власть имеет дезорганизованный аппарат и так, в конце концов, их система не выдержит. Надо только иметь твердые нервы и не оказываться от своих обязанностей".

Столинский раввин ПЕРЛОВ Мовша Сролевич (5) посетившему, по нашему заданию, в марте месяце 1941 г. нашему агенту "ПИНСКЕР" заявил:

"Нечего даже и думать, чтобы мириться с существующими условиями жизни в Советском Союзе. Наоборот, надо стремится изо всех сил, чтобы еврейский народ сплотился вокруг антисоветских вождей".

Будучи враждебно настроенными по отношению к Советской власти, клерикалы под видом отправления религиозных служб собирают вокруг себя антисоветский националистический элемент, из бывш[их] торговцев и служителей религиозного культа, среди которых ведут активную антисоветскую деятельность, выступая с проповедям контрреволюционного содержания, призывают еврейское население укреплять веру в бога и бороться против Советской власти.

По сообщению агента "ПИНСКЕР", раввин РОЗЕНЦВАЙГ в одной из своих проповедей выступил против Указа Президиума Верховного Совета о труддисциплине (6). РОЗЕНЦВАЙГ сказал:

"Указ Президиума Верховного Совета СССР направлен, главным образом, против еврейской религии, т.к. обязывает евреев работать в субботу".

По данным агента "ГЕРМОВ", РОЗЕНЦВАЙГ, высказывая свое мнение об антирелигиозной пропаганде в СССР, заявил:

"Надо идти против этого и быть готовым ко всему. Всегда и везде антисемитизм был, есть и будет".

Разрабатываемый по дело-формуляр пинский раввин ПЕРЛОВ Абрам Срулевич (7) (брат столинского раввина ПЕРЛОВА М.С.) среди религиозного еврейского населения считается чудотворцем, вокруг себя группирует наиболее фанатичную часть еврейских религиозников, среди которых ПЕРЛОВ проводит активную антисоветскую деятельность, распространяет контрреволюционную клевету и провокационные слухи, с целью вызвать озлобление у верующих и Советской власти.

10-го мая 1941 г., обращаясь в группе еврейских религиозников, ПЕРЛОВ А.С. говорил:

"В Советском Союзе очень плохо жить, хуже, чем в Германии... что это за жизнь, когда люди не верят в свой день, не знают, что с ними будет завтра. Человек в Советском Союзе, а в особенности мы, религиозные евреи, каждый день должны ожидать ареста.

Здесь нас притесняют, ко всему придираются, за все, что только можно, цепляются и составляют протоколы и все это за то, что мы религиозные евреи. Здесь, в Советском Союзе говорят, что антисемитизма нет, а на самом деле нам здесь хуже, чем в Германии, нас здесь больше преследуют".

Раввин ПЕРЛОВ М.С. среди религиозного еврейского населения гор. Столина также пользуется репутацией чудотворца, группирует вокруг себя контрреволюционные националистически элементы и антисоветски настроенных лиц из религиозного еврейского населения, среди которых ведет активную антисоветскую деятельность.

Имеющимися материалами агентуры установлено, что находящиеся в тесных связях с ПЕРЛОВЫМ М.С. по к[онтр]-р[еволюционной] деятельности лица на предприятиях и в государственных учреждениях ведут разложенческую деятельность, стараясь дезорганизовать нормальный ход их работы.

Служащий Пинского межрайторга ГЕЙВЁР, через которого ПЕРЛОВ М.С. установил связь с киевским раввином КИРЗНЕРОМ, заявляет:

"Если бы мы работали в пользу Советской власти так же, как мы работали в своих частных предприятиях, тогда бы все расцвело. Но мы только делаем вид, что заботимся о предприятиях, где работаем. На самом же деле мы и наши сотрудники знаем, как нужно поставить дело, чтобы тормозить работу и чтобы никто не нашел, как саботируется работа".

Поддерживая высказывания ГЕЙВЕРА, бывш[ий] торговец ДУРЧИНА, находящийся в близких связях с ПЕРЛОВЫМ, говорит:

"Теперь в мирное время не чувствуется так сильно наше вредительство. Но придет такой момент, когда Советский Союз натолкнется на международные трудности, тогда поляки, белорусы и украинцы выступят против Советской власти с оружием в руках, а мы, еврейские националисты, сделаем такой хаос в Советских учреждениях, что это повлияет, более чем наисильнейшее оружие".

Организационная контрреволюционная деятельность еврейского клерикализма направлена на создание подпольных комитетов, ставящих своей задачей оказание материальной помощи классово-враждебным элементам, из числа еврейских националистов и духовенства.

27-го апреля 1941 г. в беседе с ЛЕРМАН Иосифом Шлемовичем, 1888 г.р., работающим бухгалтером в Пинском военном порту, наш агент "ПРАВДИН" узнал, что:

"Раввин РОЗЕНЦВАЙГ и ГИНДИН организовали тайный комитет, имеющий цель — оказание помощи 6ывш[им] заслуженным еврейским деятелям — раввинам и религиозным писателям. В настоящее время этот комитет оказывает постоянную помощь известному толкователю талмуда ЭПШТЕЙНУ Бороху (8)".

По сообщению агента "ПИНСКЕР":

"В гор. Столин создан комитет, который собирает деньги для посылки евреям, выселенным в отдаленные местности Советского Союза".

Клерикалы развернули антисоветскую деятельность среди отсталых слоев еврейского населения, особенно молодежи. В этих целях представители контрреволюционного клерикального подполья ведут активную работу по организации нелегальных раввинских семинаров (ешиботов), как среди взрослого религиозного еврейского населения, а также и среди молодежи.

Раввин РОЗЕНЦВАЙГ Шевель-Хаим Лейбович организовал группу по изучению талмуда, куда вошли бывшие торговцы и представители еврейского религиозного культа.

16-го мая 1941 г. наш источник "ГЕНРИХ" сообщил:

"В гор. Пинске по ул. Кировской, 11 в большом дворе живет один еврей, бывш[ий] учитель религии, который в настоящее время ведет "Хедер" (9) для ребят школьного возраста. Учебу он ведет после занятий в школах. К нему приходят дети в количестве 30-40 человек, изучают религию и талмуд.

Учеба в "Хедерах" происходит всегда одним и тем же составом, и за учебу платят 30-50 руб. В городе существует несколько нелегальных "Хедеров", причем родители, посылающие туда своих детей, имеют свои условные знаки о том, каким образом попасть в "Хедер". Сведения о том, куда направлять детей, дает раввин РОЗЕНЦВАЙГ".

В синагоге "Талмуд-тора" (10), расположенной в гор. Пинске, по ул. Завальной, ежедневно собирается подпольная группа религиозных евреев, изучающих талмуд.

В эту группу входят 15 человек (по преимуществу старики), в частности ПЕКАЧЬ Арон, возраст 70 лет, ЛИБЕРМАН Янкель, возраст 50 лет, и другие. Одним из руководителей группы является мастер могильных памятников КУПЕРМАН Альтер, проживающий в гор. Пинске по Завальной улице.

За последнее время представители клерикального контрреволюционного подполья Пинской области устанавливают связи с еврейским религиозным центром, находящимся в гор. Вильно, а также с группами по изучению талмуда, существующими в городах Барановичи (11) и Клецк (12).

Указанные связи устанавливаются с целью контактирования контрреволюционной деятельности и получения денежной помощи еврейской общины гор. Пинска для усиления религиозно-националистской и антисоветской деятельности.

Раввин ПЕРЛОВ М.С. через служащего Пинского меж-райторга ГЕЙВЕР установил тесную связь с Киевским раввином КИРЗНЕРОМ.

Столинская еврейская религиозная община, возглавляемая раввином ПЕРЛОВЫМ, установила тесную связь с Виленским центром сионистов через бывш[его] руководителя сионистской группы "Гатомер" (13) фотографа КАЖДАН, который проживает в г. Столин на нелегальном положении.

По сообщению агента "ПИНСКЕР" КАЖДАН:

"[Я] уже был в Вильно и там вошел в контакт с сионистскими деятелями, которые занимаются изготовлением ложных документов для эмиграции".

В марте месяце 1941 г. во время еврейского религиозно-националистического праздника Пурим (14) в г. Пинск к раввину ПЕРЛОВУ Мейлеху (15) приезжали представители еврейского духовенства из городов Барановичи, Ровно, Ляховичи, Сарны, Столин и др.

В связи с этим наш агент "ПИНСКЕР" сообщил:

"13 марта, днем, приезжие представители совместно с местными представителями, как-то: ЧЕЧИК Арон, БОРТНИК Иосель, ШНАЙДЕР Мордух и другие, собрались они все в доме ПЕРЛОВА, где пили водку и выражали желания, чтобы в будущем году праздновать праздник Пурим при обстоятельствах, когда не будет Советской власти. Приезжие обещали ПЕРЛОВУ, что каждый на своем месте будут вести работу по сплочению групп "Карлинер Хасидим" (16), чтобы держалась твердая и организованная связь.

Кроме этого они привезли ПЕРЛОВУ деньги на содержание самого себя и для проведения его деятельности по усмотрению и сообщили, что они внушают каждому члену групп "Карлинер Хасидим" мнение, что на первом плане стоят интересы еврейской религии и нации".

По организационным вопросам группы ПЕРЛОВА на этот же праздник в Вильно выезжал зять ПЕРЛОВА — ФРЕЙНКЕЛЬ Шмуель, проживающий в гор. Пинске.

По имеющимся у нас агентурным данным, в г. Вильно существует еврейская националистическая организация Хевра каддиша (17), непосредственными руководителями которой являются некие ДЕСЛЕР и СЕШНИН. Эта организация официально занимается якобы вопросами, связанными с еврейским кладбищем, а фактически осуществляет интересы различных еврейских обществ, существующих в г. Вильно.

За плечами руководителей Хевра каддиша — ДЕСЛЕРА и СЕШНИНА — стоят представители контрреволюционного клерикального подполья в составе раввинов: ТОП Хаим Ши-монович, ЖУХОВИЧ, ШУВ Иосиф и известный антисоветский деятель БЕРЕК Арон. По сообщению нашего агента "ПИНСКЕР" от 16-го мая 1941 г. эти лица:

"Во время Сметоновской Литвы (18), были опорой всех антисоветских элементов, которые бежали из Советского Союза в Литву. Они [со]стояли в контакте с заграницей и были членами организации "Джойнт" (19).

После установления в Литве Советской власти эти лица снабжали деньгами эмигрировавших лиц из числа антисоветских элементов и распоряжались, кому и когда выехать. С этими лицами считались в Америке и Японии. Они имеют свой шифр, через который поддерживают связь и [со]стоят в контакте с комитетом Иокагама (Япония) (20), который координирован из всех еврейских эмиграционных организаций и во главе которого стоят видные деятели — ЩУПАК (Бунд) и ВАРГАФТИГ (21) (сионист)".

Из приведенных материалов видно, что представители контрреволюционного клерикального подполья на территории Пинской области проводят активную антисоветскую деятельность, блокируясь в антисоветских целях с другими националистическими элементами, и устанавливают нелегальные связи с антисоветскими клерикальными центрами других областей и с закордоном.

Одновременно сообщаем, что по состоянию на 15 мая 1941 года на территории Пинской области установлено 64 действующие синагоги.

Из числа еврейского духовенства взяты на оперативный учет 27 раввинов, 22 резника и 20 человек религиозного актива, который преимущественно состоит из бывш[их] торговцев. Вышеизложенное сообщаем для Вашего ознакомления, после чего просим докладную записку нам возвратить.

Начальник УНКГБ по Пинской области капитан Государствен [ной] Безопасности (Горбачевский)

Начальник СПО УНКГБ Пинской области мл. лейтенант Государс [твенной] Безопасности (Силагин) (22)

21 мая 1941 г.

Государственный архив Брестской области (ГАБО). Ф. 7581 "П". Оп. 1. Д. 76. Л. 218-227. Подлинник.

-----------------------

1 Минченко Авксентий Малахович (?—?) в 1939 г. — председательПинского облисполкома, в 1941 г. — первый секретарь Пинского обкома партии.

2 Ешибот (йешива) — высшее религиозное учебное заведение.

3 17 сентября 1939 г. Красная Армия перешла советско-польскую границу. Территории Западной Украины и Западной Белоруссии, согласно принятым законам, были включены в состав УССР и БССР.

4 Дело-формуляр—имеется в виду агентурная разработка, проводимая органами УНКГБ.

5 Перлов Мовша {Моше, реб Мейшеле из династии хасидских цаддиков Перловых) (?—1942). Основал крупную иешиву в Столине, живя в Столине с1922 г., возглавлял хасидов Карлина (пригород Пинска). Летом 1939 г. он посетил Палестину и вернулся незадолго до начала войны. Погиб в гетто вместе со сталинскими хасидами.

6 Имеется в виду Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. "О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений".

7 Перлов Абрам Эломелех {Аврахам Элимелех из династии хасидских цаддиковПерловых)(15.08.1892—1942).С1922 г. возглавлял карлинских хасидов в Пинске. Поборник идеи заселения Эрец-Исраэль. Погиб в Пинске в годы Холокоста.

8 Эпштейн Борух Михелевич (1860 — 11.01.1942) — пинский раввин, известный талмудист.

9 Хедер — традиционная начальная еврейская школа.

10 Талмуд тора — традиционная еврейская религиозная школа.

11 Органы УНКГБ в феврале 1941 г. установили, что после выезда значительной части учащихся и преподавателей двух йешиботов из г. Барановичи в Вильно, оставшиеся организовали подпольный йешибот, среди преподавателей которого были Гутман Гирш Шмулевич, Генохович Лейзер Хайкелевич, Горский Израиль и Рыбак Исроэль Ицкович; всего иешибот посещало около 30 чел.(ГАБО. Ф. 7580. Оп. 1. Ед. хр. 252. Л. 13-14, 22-23).

12 После установления советской власти йешибот г. Клецка почти в полном составе покинул город (около 300 человек учащихся и преподавателей выехали в Вильно). По данным УНКГБ  на февраль 1941 г., в Клецке осталось 14 бывших йешиботников, которые нелегально продолжали заниматьсяизучением религиозной литературы под руководством раввина Беньямина Говберга, бывшего заместителя председателя Клецкого отделения партии "Агуда" (ГАБО. Ф.7580. Оп. 1. Ед. хр. 252. Л. 17).

13 Скорее всего, имеется в виду молодежная сионистская организации Ха-Шомер-Ха-Цаир.

14 Пурим — праздник, отмечаемый 14 адара или адара II (обычно 2-я пол. февраля или 1-я пол. марта, редко — 1-я пол. февраля или 2-я пол. марта), в память об избавлении евреев Персидской империи согласно кн. Эсфирь.

15 Имеется в виду Абрам Эломелех Перлов.

16 "Карлинер Хасидим" - карлинские хасиды. Династия хасидских цаддиков в Карлине была основана Ахароном б. Я'аковом в 60-е годы XVIII в.

17 Хевракаддиша—первоначально общество взаимопомощи; позднее — погребальное общество.

18 Сметона Антонас (187'4—1944) — в 1919—1920 гг. - первый президент буржуазной Литвы. С 1924 г. лидер литовской националистической партии "Таутининку саюнга" ("Союз националистов") — единственной легальной политической партии Литвы до 1939 г. В 1926 г. Сметона А. совершил переворот и стал президентом Литвы. В 1940 г. бежал в Германию.

19 Джойнт (Американский объединенный еврейский комитет по распределению фондов) — еврейская благотворительная организация. Создана 27 ноября 1914 г. в США и до 1931 г. существовала под на званием "Комитет по распределению фондов помощи евреям, пострадавшим от войны". Оказывала материальную помощь еврейским общинам Белоруссии, Украины, России.

20 Возможно, имеется в виду связь с японским вице-консулом в г. Каунасе Т.Сигухарой, который помог оформить транзитные визы на выезд из Литвы в нейтральные страны более 6 тыс. евреев.

21 Вархафтиг (Варгафтик) Зерах (р.1906,Волковыск, Белоруссия) — один из организаторов выезда еврейских религиозных деятелей из Литвы накануне фашистской оккупации. Один из лидеров Национальной религиозной партии. В Израиле с 1947; входил в состав Ва'ада Леумми в подмандатной Палестине, а в 1948 г. стал чл. Временного государственного совета Израиля. Неоднократно избирался в Кнесет и в 1960-73 занимал пост министра религии.

22 Силагин Павел Александрович (р. 1906) — с февраля 1941 г. начальник СПО УНКГБ Пинской области. В июле-августе 1941 г. — руководитель оперативной группы УНКГБ по Полесской области. С августа 1941 г. — зам. нач. 3-го отделения Особого отдела НКВД Западного фронта. С 1942 г. майор. С апреля 1943 г. — зам. нач. 1-го отдела УКР (СМЕРШ) Западного, а затем 3-го Белорусского фронтов. С августа 1945 г. — нач. 3-го отдела УКР (СМЕРШ) Группы советских оккупационных войск в Германии. В декабре 1947 г. откомандирован в распоряжение Управления кадров МГБ СССР. С января 1948 г. работал в УКГ МГБ Московского военного округа. С августа 1949 г. — зам. нач. управления охраны МГБ Курской железной дороги.

Опубликовано в кн.: "Архив еврейской истории", том 1, - Москва. 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования